Проблемы в современных военно-морских флотах касаются не только американского флота. В ВМФ Великобритании происходят процессы, которые явно не нравятся английским адмиралам. Но в силу политических, экономических и даже общественно-политических реалий страны, английский флот вынужден выкручиваться из очень непростых ситуаций. В этой статье мы расскажем о том, что сегодня происходит в Королевском флоте.
Главная головная боль Британского Адмиралтейства
На удивление, главной проблемой в развитии английского флота стали люди, точнее, их отсутствие. Англичане всегда были отличными моряками, и служба на флоте (военном или гражданском) была почетна и уважаема. Но так было до последнего времени. Те нарративы, которые продвигает современное западное общество, делает морскую службу не нужной и не привлекательной для простого жителя страны. Почему то в Великобритании этот процесс приобрел самые яркие формы. Свидетельством стала катастрофическая нехватка людей на все должности – от матросов до офицеров. Апофеозом такой тенденции стал факт поиска командующего атомными подводными лодками Королевства через сайты поиска работы. То есть человека, который должен обеспечить применение ядерного оружия после получения соответствующего приказа, ищут по объявлению. Это не шутка и не фейк. В начале года все информационные агентства цитировали газету «Times», которая со ссылкой на сервис по поиску работы «LinkedIn» сообщала о поиске офицера на должность контр-адмирала, «заведующего отделом по работе с подводными лодками, который должен отвечать за «элитные операции» и работу с ядерным оружием». Действующий командующий, контр-адмирал Саймон Асквит уходит в отставку. А во всем флоте Королевства нет ни одного офицера с соответствующим опытом, который хотел бы занять эту должность. Как пишет «Times» – «Объявление такой вакансии… крайне позорно». Немного отвлекаясь, скажем, что подобная ситуация существует и в торговом флоте, правда, причина её в ином. По сообщению английских крюинговых агентств, доля российских и украинских моряков в мировом торговом флоте составляет около 15%. От себя добавим, что они, в основном, занимают должности капитанов, штурманов и механиков. Из-за СВО количество предложений существенно уменьшилось. Но, если на торговых судах экипаж может быть набран из граждан любой страны (главное – квалификация моряка), то на военных кораблях должны служить только граждане тех стран, чей флаг несет боевой корабль. А современная английская молодежь не хочет бороздить моря, ей значительно комфортнее на суше. Собственно говоря, удивляться нечему – это результат пропаганды.
Такая реальность заставляет английских адмиралов принимать очень болезненные решения. Флот Великобритании всегда славился своими эсминцами и фрегатами, а, самое главное, их количеством. Практически, весь ХХ век английские корабли присутствовали во всех «горячих точках» планеты. Для ВМФ Великобритании корабли класса эсминец – фрегат всегда были жизненно важны. Поэтому все годы тщательно соблюдалось правило о замене устаревающих кораблей новыми. Сегодня происходит очередная смена поколений кораблей этих двух классов. Замена эсминцев уже произошла. Эсминцы типа 42 (всего было построено 16 корабля трех подсерий, два из которых для ВМФ Аргентины) были заменены на 6 эсминцев типа 45. Основой для проекта послужил франко-итальянский фрегат типа «Горизонт». Планировали построить больше, но, увы, деньги были выделены только на шесть единиц. Головной эсминец HMS «Daring» D-32. К этим кораблям мы еще вернемся.
Российский лидер озвучил свою позицию относительно вероятных перспектив применения украинской армией западного оружия большой дальности для ударов по РФ.
Пока в Королевском флоте несут службу фрегаты типа 23. Всего их было построено 16 единиц. Три фрегата были проданы ВМФ Чили, один списан. Сегодня в строю находятся 12 вымпелов. Им на смену должны прийти новые, типа 26. Строительство первого корабля серии HMS «Glasgow» F-88 началось в июне 2017 года. Повторимся, сейчас английский флот переживает смену кораблей разных поколений, то есть старые корабли еще несут службу, новые строятся, на них набирают экипажи. Вот этот процесс и стал камнем преткновения для Британского Адмиралтейства. Там не смогли набрать экипажи для первых двух фрегатов «Glasgow» F-88 и HMS «Cardiff» F-89. Для понимания – это несколько сотен моряков. Адмиралтейство решилось на нетривиальный шаг, аналогов которого в современной истории нет. По крайней мере, автор их не знает. Для укомплектования новых кораблей на них перевели экипажи с двух фрегатов тип 23 – HMS «Westminster» F-237 и HMS «Argyll» F-231. Последние выводятся из боевого состава флота. То есть, по сути, из-за невозможности набрать две-три сотни моряков, флот добровольно отказался от двух современных боевых кораблей. Можно только добавить, что сегодня именно фрегаты и эсминцы являются самыми востребованными боевыми кораблями Королевского флота.
Технические неполадки
Они, конечно, тоже присутствуют. Правда, нужно сказать, что многие проблемы возникают на головных кораблях, что вполне объяснимо. Так, например, широко известно о проблемах с двигателями на эсминцах тип 45. Они постоянно выходили из строя при нахождении эсминцев в тропических широтах. Из-за этого были отменены несколько операций Королевского флота.
Отдельная история с попытками довести два новых авианосца до уровня боевой готовности. В Королевском флоте есть два новых авианосца HMS «Queen Elizabeth» R-08 и HMS «Prince of Wales». Формально, «Queen Elizabeth» находится в боевой готовности с 2020 года. Но различные аварии и неполадки преследуют оба корабля. Так, 3 февраля 2024 года стало известно, что авианосец не сможет возглавить «Steadfast Defender 2024» — крупнейшие учения НАТО со времен «холодной войны» – были обнаружены проблемы с муфтой одного из гребных винтов, а практически через месяц, 9 мая, при разгрузке боеприпасов на его борту возник пожар. Похожие проблемы преследуют и «Prince of Wales». В 2020 году при проведении ходовых испытаний корабля, произошел разрыв трубы, было затоплено несколько отсеков. Через полгода вновь произошел аналогичный разрыв. Результатом его стало не только затопление нескольких отсеков, но и вывод из строя корабельных кабелей. Формально, оба авианосца находятся в боевом строю, но смогут ли они выполнить боевое развертывание – большой вопрос. На первый взгляд, такие технические неполадки присущи любому флоту. Но это не совсем так.
К чему приводит недостаток кораблей
Сегодня в составе американского флота нет ни одного фрегата
Некоторым читателям может показаться, что то, о чём рассказано в статье не может критично сказаться на боеготовности флота. И да, и нет. Давайте рассмотрим, что происходило с американскими и английскими кораблями в последнее время, и как это сказалось на операциях флота.
Американский авианосец USS «Dwight D. Eisenhower» CVN-69 недавно вывели из Красного моря. Там его палубная авиация боролась с хуситами, заблокировавшими торговое судоходство в Красном море. Это отдельная тема, и ей будет посвящена специальная статья. Авианосец закончил боевое развертывание, которое длилось около 9 месяцев (как мы помним, во времена «холодной войны» максимальный срок составлял 6 месяцев). Ему на смену из Южно-Корейского Пусана должен подойти USS «Theodore Roosevelt» CVN-71. На первый взгляд, обычная ротация флота. Есть правда, один нюанс. В регионе Юго-Восточной Азии (кроме японской Йокосуки) американских авианосцев больше нет. Это последствия событий, о которых смотри статью «Проблемы флотов стран НАТО. США».
Кроме него, из Красного моря вышел английский эсминец HMS «Diamond» D34 – один из шести эсминцев тип 45. Эсминец вышел из Портсмута в ноябре 2023 года. Учитывая не совсем надёжную работу его главного двигателя в тропических условиях, экипаж «Диамонда» заслуживает всяческих похвал за безаварийную эксплуатацию. Между тем, лидер «Хезболлы» Хасан Насралла недавно пригрозил напасть на Кипр. Пока английский эсминец зашел в Пальму-де-Мальорка. Формально, для отдыха экипажа. Это правильно, после нахождения практически в условиях боевых действий людям нужен отдых. Но, судя по всему, британское Адмиралтейство задумалось о том, чтобы оставить «Диамонд» в Средиземном море для защиты английской базы на Кипре. Реалии таковы, что Королевский флот может позволить себе иметь только один эсминец тип 45 на дальних зарубежных развертываниях, а нужно два, или три. В этих условиях перевод двух фрегатов в резерв только потому, что в стране не могут набрать две-три сотни моряков, выглядит пугающей перспективой. К этому можно добавить, что из 9 оставшихся в строю фрегатов тип 23. только три боеспособны. То есть фактически, в Королевском флоте сегодня боеспособны только 6 эсминцев и 3 фрегата. Еще два факта, говорящих о хроническом недостатке кораблей в ВМФ Великобритании. Во время похода авианосца HMS «Queen Elizabeth» в воды Юго-Восточной Азии в состав авианесущей группы входил голландский фрегат «Evertsen» F-805. Это не просто натовская солидарность. Это означает, что недостаток эсминцев и фрегатов в Королевском флоте заставляет Адмиралтейство привлекать корабли ближайших союзников. Второй факт. Во время переходов российских кораблей Северного и Балтийского флотов в Средиземное море, в зоне ответственности ВМФ Великобритании их всегда сопровождает английский военный корабль. Раньше это был эсминец, или фрегат. Сегодня эту роль часто выполняют патрульные корабли OPV, то есть корабли, охраняющие экономическую зону страны.
Заключение
Похожие проблемы есть и во флотах других стран НАТО. Например, в Дании. Об этом смотри статью «Опять неладно в Датском королевстве». Но не надо думать, что военные корабли ВМС стран НАТО – это металлолом. Флоты США и Великобритании оснащены современными кораблями и могут нанести внезапные и сильные удары. Но общественно-политические и экономические процессы, происходящие на Западе, начинают серьезно снижать боеспособность этих некогда мощных частей вооруженных сил своих стран.