// // Ядерные сверхдержавы могут уничтожить себя сами

Ядерные сверхдержавы могут уничтожить себя сами

3587

Случайный армагеддон

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
В разделе

За годы холодной войны ядерное противостояние между СССР и США могло начаться не раз и не два. Известно, что в 1979 году войну из-за компьютерного сбоя едва не начали американцы, а четырьмя годами позже уже наши чуть не шарахнули своими ракетами по Новому Свету – и тоже по ошибке. Да что там холодная война! В «послевоенном» 1995 году российский президент Борис Ельцин вынужден был открыть свой ядерный чемоданчик, после того как наши военные по ошибке приняли норвежскую метеорологическую ракету за американский «Трайдент». Но супердержавы могут запросто уничтожить себя ядерным оружием и сами, без всякого вмешательства извне.

Военные теряют атомные бомбы на территории своих стран, с транспортом, перевозившим ядерные боеголовки, случаются дорожные происшествия, инженеры, работающие с секретным оружием, забывают о технике безопасности. И каждый такой случай может привести к ядерной катастрофе. Первыми в том, что они чуть было не уничтожили собственную страну, признались американцы. В 1968 году министр обороны США Кларк Клиффорд предал огласке список из 13 «бытовых» катастроф с ядерным оружием, происшедших начиная с 1950 года. За океаном разразился скандал: американцы и не подозревали, что, оказывается, мифическая советская ядерная угроза гораздо менее реальна, нежели своя собственная. В следующий раз список аварий, которые могли повлечь за собой ядерный взрыв, в Америке обнародовали 12 лет спустя – на тот момент в перечне значилось 32 случая. Но ещё в 1977 году журналисты раздобыли и опубликовали секретные данные военно-морских сил страны о реальном количестве ядерных инцидентов. И выяснилось, что в период с 1965 по 1977 год страна могла взлететь на воздух… 381 раз!

Взрыв в Плесецке произошёл за два часа до старта ракеты

Советский Союз в отличие от США подобной информацией со своими гражданами не делился. Только в 1991 году Минобороны подготовило по указанию президента Михаила Горбачёва справку о ядерных инцидентах в СССР. В справке значилось всего шесть инцидентов. Гриф секретности с советских ракетных катастроф не снят и поныне.

Историки и военные до сих пор спорят, выясняя подробности инцидента на космодроме Плесецк, происшедшего 18 марта 1980 года. Ясности – никакой. Известно лишь, что тогда при взрыве ракеты во время заправки погибли 48 человек, примерно столько же были ранены. В официальном списке ракетных пусков информация об инциденте отсутствует: между двумя успешными пусками космической системы радиотехнической разведки «Целина-Д» – 30 января и 4 июня – никаких других пусков на космодроме не числится. Их как бы и не было. Тем не менее катастрофа произошла – в 1996 году для дополнительного расследования её причин даже назначали межведомственную комиссию, реабилитировавшую погибших при запуске военных. Но так и не прояснено окончательно, что именно запускал погибший расчёт? И правда ли то, что за четыре часа до пуска с ракеты сняли ядерную боеголовку? А взрыв, к слову, произошёл за два часа до старта ракеты.

В том же 1980 году, через полгода после плесецкого инцидента, на базе ВВС США в Литл-Рок в штате Арканзас проводился пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Титан-2». Ракету снарядили боеголовкой, разрушительная мощность которой равнялась 9 мегатоннам. Проводивший работы механик случайно уронил гаечный ключ. И этот ключ весом 1,5 килограмма упал с 20-метровой высоты и пробил бак ракеты. Разумеется, произошло возгорание топлива. И взрыв. Да такой, что 740-тонная крышка шахты улетела в сторону, как пробка из бутылки шампанского. Снаряжённую боеголовку Mk.6 с термоядерной боевой частью W-53 подбросило на 200-метровую высоту. Могло бы, наверное, и рвануть, но повезло. Тогда погиб один человек – тот самый механик-растяпа. Зная, что мощность атомной бомбы, сброшенная американцами на Хиросиму, равнялась примерно 18 килотоннам, легко представить себе, к каким последствиям привёл бы взрыв 9 мегатонн.

По теме

Ядерные боеголовки в океане теряли почти 100 раз

В октябре 1961 года на полигоне Сухой Нос Советский Союз испытал свою термоядерную «супербомбу» АН602, прозванную «Кузькиной матерью» (помните, как Никита Хрущёв грозил американцам, дескать, мы им ещё покажем кузькину мать?). Разрушительная мощность в 50 мегатонн по тем временам была неслыханной, но изобретатель «Кузькиной матери» академик Андрей Сахаров пообещал Хрущёву уже через год-два создать ядерные боеголовки мощностью 200 и даже 500 мегатонн. Бывший референт Хрущёва, член ЦК КПСС Валентин Фалин, вспоминал, что Сахаров предлагал генсеку разместить боеголовки «вдоль американских морских границ» – это, по мнению учёного, «позволило бы отрезвить политическую элиту США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений». Но министр обороны Родион Малиновский рапортовал главе государства, что при транспортировке могут возникнуть некие «нежелательные инциденты с необратимыми последствиями», которые, как отмечалось в рапорте, «уже имели место ранее». Значит, теряли-таки наши моряки ядерные боеголовки? Достоверно известно о том, что на сегодняшний день за нашими соотечественниками, американцами и французами числится 92 случая потери ядерных боеголовок в мировом океане. Каждая четвёртая из них – советская или российская. Так, во всяком случае, утверждают американцы. Теряли атомные бомбы не только моряки, но и лётчики. Иногда эти бомбы взрывались, иногда – нет. Во время Корейской войны, в августе 1950 года, 10 бомбардировщиков B-29 с атомными бомбами Mark IV готовились к вылету на Гуам с американской авиабазы Fairfield-Suisun в Калифорнии. На борту одного из самолётов находился главнокомандующий Тихоокеанских ВВС бригадный генерал Роберт Тревис – он руководил операцией «Сломанная стрела» (Broken Arrow). Именно этому борту и не повезло – в воздухе забарахлил мотор, самолёт стал падать. Экипаж развернулся в сторону авиабазы. Дотянуть дотянули, но мягкой посадки не вышло – бомбардировщик рухнул вниз и взорвался. При взрыве сдетонировали 2 тонны взрывчатки, являвшейся компонентом бомбы Mark IV (эта бомба была вдвое мощнее той, что сбросили на Хиросиму). Если бы бомба была оборудована расщепляющейся капсулой (её перевозили отдельно, на другом самолёте), жертвами взрыва могли бы стать сотни тысяч человек. А скольких ещё убила бы радиация, можно только гадать.

В Техасе могли прогреметь три ядерных взрыва

После взрыва на авиабазе Fairfield у американских военных появилась специальная терминология для обозначения чрезвычайных ситуаций с ядерным оружием. Чуть позже появилось и другое определение – «согнутое копьё» (Bent Spear). Так называли инциденты с ядерным оружием, которые могли повлечь угрозу войны. Ещё позднее появилось третье обозначение – «глупый меч» (Dull Sword), обозначавшее инциденты с сухопутной транспортировкой боеголовок. Таковых инцидентов было не менее десятка, и все они произошли с так называемым «белым поездом», приписанным к заводу «Пантекс» в Техасе. Этот поезд перевозил ядерное оружие с завода на военные базы с 1951 по 1987 год. Вначале состав красили в белый цвет – отсюда и название, но затем его стали перекрашивать – из-за того, что пацифисты, узнавая состав, перекрывали ему дорогу. О существовании «белого поезда» стало известно в начале 60-х, после того, как техасский политик и миллиардер Гарольдсон Хант обвинил в сокрытии информации о «ядерном эшелоне» президента Линдона Джонсона. По словам Ханта, на территории Техаса могли прогреметь как минимум три ядерных взрыва из-за попустительства машинистов «белого поезда».

Есть и ещё один термин, обозначающий ядерную опасность – «увядший гигант» (Faded Giant). Применяется он к авариям на ядерных объектах. Советский Чернобыль по американской классификации был именно «исчезающим гигантом» – всего таковых было 10. Но о Чернобыле известно почти всё, а об инцидентах в Айдахо-Фолс и Детройте, случившихся в 1961 и 1966 годах соответственно, – почти ничего. Обе аварии произошли с экспериментальными реакторами из-за халатности, с которой американские инженеры относились к технике безопасности. Человеческих жертв, по официальным данным, было сравнительно не много – несколько десятков сотрудников, которых захоронили в специальных свинцовых саркофагах.

Опубликовано:
Отредактировано: 12.08.2013 16:41
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх