// // Национальные объединения усиливают влияние на государственную власть

Национальные объединения усиливают влияние на государственную власть

718

Диаспоримое преимущество

Диаспора оплатила услуги адвокатов обвиняемого в покушении на жизнь полицейского на Матвеевском рынке
Диаспора оплатила услуги адвокатов обвиняемого в покушении на жизнь полицейского на Матвеевском рынке
В разделе

Влияние национальных диаспор растёт в России день ото дня. Вчера диаспора помогла на Матвеевском рынке в Москве скрыться с места преступления сообщникам подозреваемого в изнасиловании несовершеннолетней дагестанца Магомеда Магомедова и оплатила услуги адвокатов обвиняемого в покушении на жизнь полицейского, сегодня требует создать представительный орган при президенте России, а завтра…

Действительно, а что будет завтра? Действующее российское законодательство позволяет гражданам Киргизии, Таджикистана и Турк-

мении занимать выборные должности – может быть, вскоре нам придётся иметь дело с мэрами-таджиками и депутатами-киргизами? И поди знай, какие завяжутся отношения между этими функционерами и представителями нацпреступности – ведь и те и другие по большому счёту управляются диаспорой.

Сегодня в России действует 989 зарегистрированных национально-культурных автономий. Но есть и незарегистрированные – таковых насчитывается около 21 тысячи. Чтобы понять, какие именно цели преследуют эти организации на самом деле, достаточно присмотреться к кампании, развязанной в отношении Ары Абрамяна, возглавляющего Союз армян России. «Кремль всегда продвигал свои интересы в Армении руками и деньгами армян, – поясняет один из бывших сподвижников Абрамяна. –

В советские годы для этого использовали комитет диаспоры и Армянскую апостольскую церковь, но после распада Союза ставка была сделана на региональные армянские организации, которые поддерживал Абрамян. Такие организации и клубы находятся в сфере влияния спецслужб России и осуществляют определённые функции, смысл которых сводится к углублению международной изоляции Армении. И выходит, что эти организации не только отстаивают интересы Москвы, но и проводят антиармянскую политику». В вину Абрамяну ставят и то, что он пытался организовать Всемирный армянский конгресс, который управлялся бы из Кремля. Таким образом, в сфере влияния Москвы оказалась бы вся мировая армянская диаспора. Американские армяне этот проект провалили – не без помощи ФБР и ЦРУ, как отмечают некоторые эксперты. В общем, легко представить общественный вес и влияние диаспор, если в смене их руководства задействуются даже заокеанские спецслужбы. «Национальные организации в России имеют юридический статус, действуют в известной мере от имени Российской Федерации, – поясняет председатель правления Ассоциации таджикских организаций «Самандар» Абдулло Давлатов. – А фактически их пытаются заставить выполнять волю других государств. Это – иностранные агенты влияния, с которыми сегодня справедливо борются и российское общество, и власть».

Лоббировать свои интересы диаспоры будут в любом случае

Влияние национальных объединений растёт, а должной работы с ними не ведётся. «Отношения с диаспорами строятся по устаревшим принципам, – считает ведущий эксперт департамента политического консалтинга Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Григорий Трофимчук. – Но если во времена СССР было достаточно показать по телевизору национальные песни и пляски, то сейчас песнями и плясками ничего не изменишь». Два года назад в РАСПП инициировали создание Совета национально-культурных автономий при президенте Российской Федерации. Чтобы сделать работу этой структуры как можно более эффективной, придумали следующий принцип: оценивать руководителей национальных диаспор по тем решениям, которые они принимают в критических ситуациях. «Например, случилось ЧП, – поясняет Григорий Трофимчук. – Президент обращается к представителям Совета национально-культурных автономий, и те предлагают свой вариант решения возникшей проблемы. Если ответа от руководителя диаспоры не последует, его лишат права возглавлять свою национальную организацию и входить в совет». Поддержал инициативу и глава общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов: «Это будет первый по-настоящему рабочий орган, способный решить многие спорные вопросы. Вы посмотрите, сколько всяких организаций пытается упорядочить работу с национальными общинами, но если поинтересоваться у них результатами – этих результатов нет!»

По теме

Тем не менее создание совета по делам диаспор решено было отложить. Говорят, наверху высказали сомнение, не станет ли эта структура лоббировать интересы тех или иных национальных общин. Вестимо станет – для того её и пытаются создать! Но не лучше ли лоббировать узкие интересы напрямую, чем задействовать для этого подковёрные игры, как это делается сегодня? Возможно, власти сочли, что вполне достаточно уже действующего президентского Совета по межнациональным отношениям. Но достаточно ли? «Регулярные заседания совета фиксируют активность президента, диапазон президентских предложений, направленных на решение стратегических вопросов, широк – от идеологии до ресурсов, – поясняет генерал-лейтенант Карлос Петросян, основатель международной инициативы «Интернациональная Россия». – В ответ – тишина. Диаспоры либо безмолвствуют, либо шокируют общественность декларативными небылицами об участии сотен тысяч школьников в конкурсах по русскому языку. Скажем прямо: дискредитация усилий президента, взявшегося вычищать «авгиевы конюшни» государственной национальной политики, недопустима».

Гастарбайтеры готовятся занять места в российской власти

Почему же всё-таки наверху решили притормозить с созданием президентского совета по делам диаспор? «Не является тайной факт функционирования некоторых диаспоральных структур в формате бизнес-проектов, ориентированных на реализацию интересов отдельных персоналий и групп, – поясняет Карлос Петросян. – Более того, кредит доверия лидеров указанных диаспор зачастую находится на уровне статистической погрешности, лишая их права делать заявления от имени всей диаспоры или землячества». Таким образом, власть демонстрирует отсутствие желания садиться за один стол с сомнительными персонажами. Но договариваться с представителями национальных общин всё равно приходится. И чем дальше, тем чаще.

Осенние выборы впервые пройдут по изменившимся правилам, позволяющим гражданам нескольких бывших советских республик участвовать в выборах. Мало того, закон устанавливает, что гражданин Туркмении имеет право возглавить российский город, обладатель киргизского паспорта может стать депутатом муниципального совета, а у таджиков с двойным гражданством возможностей и того больше. Зная, какими организованными могут быть выходцы из стран Средней Азии – наблюдали не раз во время мусульманских праздников, – легко предположить, насколько легко им будет занять места во властных структурах. Разумеется, всех их поддержат диаспоры. Кстати, они же могут помочь и с голосованием – на этих выборах могут голосовать и гастарбайтеры с иностранными паспортами. Взамен национальные объединения обзаведутся своими людьми во власти – не прибегая при этом к раздаче взяток и покупке нужных чиновников, как это делается сейчас, а напрямую, пропихнув во властные коридоры своих представителей.

Могут ли 2 млн таджиков, живущих и работающих в России, избрать своего представителя в местах компактного проживания, хоть в той же Московской области? Да запросто! И они об этом знают, неспроста лидер «Таджикских трудовых мигрантов» Шарипов напрямую увязывает решение вопросов межнациональных отношений со стабильностью в российском государстве. Мол, 2 млн граждан Таджикистана, которые не хотят возвращаться на родину, дешевле помогать с трудоустройством и документами, пока они сами себе не избрали местную власть.

Национальные общины могут спровоцировать социальный взрыв

Если власть не усилит работу с диаспорами, в ближайшей перспективе возможны большие неприятности. «Если что-то произойдёт, это будет жёстче и радикальнее, чем в Европе», – заверяет Григорий Трофимчук. Последствия социального взрыва едва ли будут обратимы. Но, как поясняют знающие люди, создание совета при президенте затягивается по той причине, что наверху пока не определились, кого считать представителями диаспор, а кого нет. «Это очень распространённая ошибка – считать якутов, чеченцев, калмыков, живущих, например, в Центральной России, представителями диаспоры, – разъясняет директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. – Какая же они диаспора? Это коренные народы России, традиционные, исторически сложившиеся. Диаспора – это народ, который живет вне территории своего происхождения. Если бы, к примеру, Армения вошла в состав России, армяне перестали бы быть диаспорой». Национальные объединения усиливают влияние на государственную власть

Опубликовано:
Отредактировано: 05.08.2013 14:50
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх