// // Хамовнический районный суд поддержал Яндекс в нежелании раскрывать тайну переписки пользователя

Хамовнический районный суд поддержал Яндекс в нежелании раскрывать тайну переписки пользователя

1016

Разрешили не стучать

Хамовнический районный суд поддержал Яндекс в нежелании раскрывать тайну переписки пользователя
В разделе

Компания «Яндекс» отстояла в суде право своего клиента на тайну переписки. С требованием предоставить доступ к электронному почтовому ящику обратилась Федеральная таможенная служба, заручившись поддержкой Находкинского городского суда.

Как пишет «Коммерсант», вынесенный судом в Находке протокол об административном правонарушении по статье 19.7 КоАП (непредоставление информации в государственный орган) вначале поддержал мировой судья судебного участка №425 в Москве. Компанию «приговорили» к штрафу в 3000 рублей. «Яндекс», однако, обжаловал решение в суде высшей инстанции и 22 марта выиграл дело. Хамовнический районный суд Москвы вынес постановление: «отменить с прекращением производства».

Спроси у «Яндекса»

Отказы в доступе к личной корреспонденции своих клиентов «Яндекс» поставляет регулярно. Но инцидент с Находкинской таможней – первый случай, когда за отказ компанию попытались наказать через суд.

Просили в этот раз у компании предоставить «электронные сообщения, включая приложения, отправленные и полученные посредством использования электронного почтового ящика» с января 2014-го по октябрь 2015-го – больше чем за полтора года. Основание, как указал суд в Находке, – по электронной почте, «возможно, обсуждались вопросы, связанные с организацией и осуществлением уклонения от уплаты таможенных платежей».

Юристы «Яндекса» в свою очередь обратили внимание суда на то, что в постановлении суда нет прямого указания на то, что тайна переписки пользователя должна быть каким-то образом ограничена. А соблюдения именно этого условия требует Конституция РФ.

Легко отделался

Конечно, в следующий раз (если он наступит) судья, вынося решение, будет выписывать формулировки более тщательно. Пока же «Яндекс» отделался легким испугом. А вот Mail.ru Group и «Рамблер» в подобных случаях уже штрафовали, причем на суммы куда более крупные. В 2013-м году эти интернет-компании обязали выплатить 500 тысяч рублей штрафа – за отказ предоставить Федеральной службе по финансовым рынкам даже не переписку, а лишь дату регистрации почтовых ящиков и некоторые сведения о ящиках получателей. Итоги противостояния вышли разные. Mail.ru Group добилась пересмотра судебного решения, «Рамблер» заплатил штраф.

Вежливый отказ

«Иностранцев» – таких как Facebook, Twitter, Google – российские правоохранители стараются тревожить пореже. В минувшем году компании суммарно получили около 300 обращений с просьбой раскрыть информацию о своих пользователях. Google совокупно с Youtube получили от российских органов власти и правоохранительных органов 207 подобных запросов (выполнили 5%), Twitter – 82 (не удовлетворили ни одного), Facebook – 1 (также оставив не выполненным).

Юридическая служба «Яндекса», ссылаясь именно на практику зарубежных коллег, подчеркивает: сервис готов предоставлять информацию правоохранительным органам, но только в том порядке и в тех случаях, которые предусмотрены законодательством. Пока же эти требования не всегда укладываются в рамки закона.

Данных по российским интернет-компаниям нет, но можно предположить, что к ним обращений поступает в несколько раз больше. И, видимо, есть смысл сделать эту статистику прозрачной – таким образом облегчив жизнь и себе, и пользователям. Ведь если запросы будут на виду, выдавать аргументированные отказы будет проще.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.03.2016 12:59
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх