Версия // Общество // Впервые с 1945 года на палубу японского авианосца сел истребитель

Впервые с 1945 года на палубу японского авианосца сел истребитель

5891

Возвращение японских авианосцев

Впервые с 1945 года на палубу японского авианосца сел истребитель
(Фото: Wikimedia Commons/Dennis C. Cantrell)
В разделе

Этой осенью из Страны Восходящего солнца пришла информация, заставившая озаботиться военно-морских специалистов. 3 октября 2021 года впервые после окончания Второй мировой войны на борт японского авианосца совершил посадку истребитель 5-го поколения F-35B. Через некоторое время он произвел взлет с палубы. Япония возвратилась в клуб авианосных держав.

Сюжет: Армия

В этой статье мы расскажем о длинном пути, который прошла Япония к возрождению своего авианесущего флота, и об особенностях новейших японских авианосцев.

Между мировыми войнами

В 20-х – 30-х годах ХХ века все страны, имеющие военно-морской флот, можно было условно разделить на три группы. К первой относились Великобритания, США и Япония. В этих странах очень серьёзно относились к новому тогда классу кораблей – авианосцам. В каждой из них было от четырех до шести авианосцев с самолетами собственной разработки. В этих странах были воспитаны кадры палубных летчиков, которые стали основой во время Второй мировой войны. Ко второй группе – Франция, Германия, Италия и СССР – относились страны, имеющие один авианосец («Беарн» – Франция), строившие авианосцы (Германия и Италия) и проектирующие авианосцы, которые должны были быть заложены в начале 40-х годов (Советский Союз). Третья группа – все остальные страны – авианосцев в составе своих флотов не имела. Для полноты рассказа следует сказать, что в те годы существовали так называемые гидроавианосцы – корабли, на которых базировались не колесные, а поплавковые самолеты и летающие лодки. Кроме вышеперечисленных стран, гидроавианосцы входили в состав флотов еще нескольких государств, например, Швеции и Испании, но это другая история. По результатам Второй мировой войны Япония не только проиграла, но и лишилась всего военного флота, в первую очередь, авианосного.

Долгий путь к возрождению

Как мы уже говорили, в Японии были не только авианосцы, но имелась и конструкторская школа, а самое главное – морские палубные летчики, которые прекрасно понимали необходимость авианесущих кораблей в составе флота. Первоначально действовали очень жесткие ограничения, которые позволяли строить лишь небольшие эскортные корабли класса эсминец. Естественно, ни о каких летательных аппаратах на их бортах речи не шло. В 70-х годах ХХ века ограничения ослабли. Воспользовавшись этим, в Японии построили четыре уникальных авианесущих корабля. Ни до, ни после, ни в одной стране мира не было построено ничего подобного. В ВМФ Японии вошли эсминцы-вертолетоносцы DDH-141 «Haruna», DDH-142 «Hiei», DDH-143 «Shirane» и DDH-144 «Kurama». На второй паре впервые в японском флоте была установлена трехкоординатная РЛС NEC OPS-12. В своём дебюте по восстановлению авианесущего флота японские моряки и конструкторы воспользовались идеей, витавшей в те годы над Европой. Тогда были популярны противолодочные крейсера-вертолетоносцы. Идея заключалась в следующем. Корабль нес вооружение стандартного ракетного крейсера, которое было размещено в носовой части корабля, а на корме располагались ангар и большая полетная палуба для взлета – посадки противолодочных вертолетов. На итальянских противолодочных крейсерах было от 4 до 9 вертолетов. На советских и французских крейсерах было по 14 вертолетов. В Советском Союзе были построены два противолодочных крейсера проекта 1123 «Москва» и «Ленинград», во Франции – противолодочный крейсер «Jeanne d’Arc» R-97, в Италии – противолодочный крейсер «VittorioVeneto» С-550 и два крейсера меньших размеров - Andrea Doria С-553 и «Caio Duilio» С-554. Японские конструкторы решили минимизировать идею. Они увеличили водоизмещение ракетного эсминца на 2 000 тонн и применили ту же схему – в носовой и средней части находилось вооружение ракетного эсминца того времени (артиллерия, системы ЗУРО и ПЛУРО, противолодочные торпедные аппараты), а в кормовом ангаре и на полетной палубе были размещены три тяжелых противолодочных вертолета SH-3 «Sea King». Получился противолодочный эсминец-вертолетоносец, который мог при поисковой операции организовать полноценный противолодочный рубеж из трех вертолетов. Эти четыре эсминца стали флагманскими кораблями противолодочных поисковых групп японского флота. В ВМФ Японии жёстко соблюдаются сроки службы кораблей, и строится замена для них. Но 4 эсминца типа «Харуна» были настолько ценными кораблями, что срок их службы продлили, и последний из эсминцев-вертолетоносцев был вписан совсем недавно, в 2017 году.

По теме

Им на смену опять пришли необычные корабли, истинная суть которых стала понятна только сейчас.

Эсминцы-вертолетоносцы второго поколения

Классификация военных кораблей – понятие достаточно условное. Можно вспомнить, что советские авианосцы в СССР классифицировались, как тяжелые авианесущие крейсера, хотя весь остальной мир считал их авианосцами, правда, несущими кроме самолетов и вертолетов еще и вооружение ракетного крейсера. Японцы пошли по такому же пути. Если корабли типа «Харуна» можно было классифицировать, как эсминцы-вертолетоносцы, то к кораблям, вошедшим в строй японского флота им на замену, такая классификация явно не подходила.

В традициях японского военного кораблестроения всегда было строить боевые корабли сериями в две единицы. Когда появилась первая пара – эсминцы-вертолетоносцы DDH-181 «Hyuga» и DDH-182 «Ise» у всех военно-морских специалистов появилась одна и та же мысль – в Японии построили противолодочные вертолетоносцы. Это были корабли водоизмещением 18 000 тонн, длиной 197 метров со сплошной полетной палубой, правда, не угловой. Это было объяснимо, так как угловая полетная палуба нужна при взлете палубных самолетов с помощью катапульт. Корабли типа «Хьюга» несут до 11 вертолетов. Они имеют развитое (по отношению к западным аналогам) оборонительное вооружение – УВП на 16 зенитных ракет, систему ПЛУРО, торпедные аппараты и зенитные малокалиберные автоматические пушки. Первоначально наблюдатели высказали версию о замене эсминцев-вертолетоносцев типа «Харуна».

Следующая пара была больше во всех смыслах. DDH-183 «Izumo» и DDH-184 «Kaga» имеют водоизмещение уже 27 000 тонн, длину 248 метров. На их борту базируются 14 вертолётов SH-60K и вооружение, аналогичное предыдущим кораблям. По своим параметрам корабли типа «Идзумо» фактически равны легким авианосцам.

Тайное становится явным

Сразу оговоримся. Произошедшее стало сенсацией только потому, что были задействованы авианесущие корабли Японии. На самом деле процесс запущен достаточно давно. Предыстория его такова. Начиная с 70-х годов ХХ века, военные моряки осознали потребность в палубных самолетах вертикального взлета и посадки – СВВП. Классические палубные самолеты, которые стартовали с помощью паровой катапульты с палубы авианосца хорошо подходили для больших ударных авианосцев. Но это были очень дорогие корабли, и они входили в состав флотов только трех стран – США, Великобритании и Франции. Логика же развития флотов меньших размеров, требовала участия в боевых операциях палубной авиации с небольших лёгких авианосцев. В массовую серию пошли два самолета СВВП – английский «Sea Harrier» и советский Як-38. Эти самолеты были основными на небольших авианосцах. В СССР был разработан самолет следующего поколения Як-141. Но рухнул Советский Союз, и экземпляры Як-141, который уже проходил испытания на авианосцах Северного флота, были проданы в США, где использовались при проектировании истребителя F-35.К моменту появления этого самолета, стоящие на вооружении «Си Харриеры» исчерпали свой ресурс. Появились новые авианосцы, на которых должны базироваться новые СВВП. Воспользовавшись получившейся монополией, американцы практически навязали новый самолет странам, имеющим небольшие авианосцы. Дело в том, что новый Lockheed Martin F-35 Lightning II выпускается в трех вариантах, два из которых являются палубными - F-35B самолет с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, и F-35C обычный палубный истребитель со стартом на катапульте. «Примерку» уже провели англичане и итальянцы. Новый английский авианосец R-08 «Queen Elizabeth» и флагман итальянского флота авианосец C-550 «Cavour» отработали взлет и посадки F-35B. Для этого два корабля совершили переход через Атлантику в американскую базу Норфолк. После испытаний было объявлено, что F-35B станут основным самолетом на двух английских авианосцах, Итальянцы имеют три легких авианосца, и с большой степенью вероятности F-35B станут основными самолетами и для них. Япония стала третьей страной, чьи авианосцы «примерили» F-35B. Это решение японский флот принял еще в ноябре 2018 года. После этого последовала модернизация «Идзумо». На первом этапе палуба корабля была покрыта специальным термостойким составом, и на ней нанесена новая разметка. На корабле были доработаны системы управления посадкой и воздушным движением, оборудование подачи электропитания на новые типы летательных аппаратов. Второй этап модернизации еще не закончен. Он включает в себя изменение формы полетной палубы в носовой части корабля, перепланировка ангаров и установку электронно-оптической системы посадки JPALS. Второй однотипный DDH-184 «Kaga» должен начать аналогичную модернизацию с 2022 года. Всего ВМФ Японии заказали 42 F-35B, при этом первые самолеты поступят в Японию в 2023 году. Фактически, после этих модернизаций и оснащения новыми самолетами, «эсминцы-вертолетоносцы» превратятся в полноценные легкие авианосцы. После модернизации максимально возможное число F-35B на борту составит 12, но, вероятнее всего, состав авиакрыла на «Идзумо» и «Кага» будет 6-8 F-35B, 6 противолодочных вертолетов SH-60K/L и два транспортных и поисково-спасательных вертолета MCH-101 или AW-101..

По теме

3 октября два истребителя F-35B авиации Корпуса морской пехоты США совершили посадку на палубу «Идзуми». До 7 октября самолеты взлетали с палубы, выполнили полеты и посадки. Была протестирована совместимость параметров «Идзумо» и радиотехническая совместимость корабля и самолета. Дополнительно можно сказать, что еще при проектировании этих кораблей на них было предусмотрено базирование конвертопланов V-22 «Osprey» и тяжелых транспортных вертолетов CH-47 «Chinook». Япония вернулась в клуб держав, имеющих свои авианосцы.

Кому угрожают японские авианосцы

Японские СМИ широко освещали это событие. В комментариях японских адмиралов флота звучала информация о том, что главная цель оснащения «Идзумо» и «Кага» новейшими самолетами пятого поколения – это противостояние угрозе со стороны Китая. С сожалением констатировалось невозможности базирования F-35B на «Хьюга» и «Исе» ввиду недостаточности размеров их полетной палубы. А так же о необходимости продолжить в Японии строительство полноценных авианосцев.

Если посмотреть на возможности «Идзумо» и сравнить их с авианосцами конца ХХ века, то наиболее близкими к японскому кораблю будет английский легкий авианосец типа «Инвинсибл» (в Великобритании были построены три корабля этого типа). Авианосцы этого типа весьма успешно воевали в англо-аргентинском конфликте за Фолклендские острова, которые находились в десятке тысяч километров от туманного Альбиона. Так что потенциальные возможности у таких кораблей присутствуют.

Мы подошли к возможным областям применения таких кораблей. Первая область, основанная только на технических характеристиках корабля, говорит о том, что перед нами корабль, который может прикрыть большой конвой от атаки с воздуха и из-под воды. Причем действовать он может далеко от Японских островов.

Вторая область напрашивается сама собой, более того – о ней заявлено официально. Это противодействие Китаю в конфликтах из-за спорных островов. В последние годы у Японии появляются некоторые элементы имперских амбиций (возможно, они были всегда, только тщательно скрывались), и вариант, когда «Идзуми», как флагман отряда из 4-5 ракетных эсминцев и 1-2 десантных кораблей участвует в операции в Южно-Китайском, или Восточно-Китайском море, вполне реален. Так же реальны совместные действия против Китая Японии и США. Возможно военное сотрудничество Японии и AUKUS. В составе ВМФ Китая есть один авианосец, проходит испытания второй, строится третий. Для полноценной войны у американского флота может и не хватить авианесущих кораблей, и японский вклад окажется как нельзя кстати. Мало кто знает, но в Японии снят художественный фильм о боях японской авианосной группы против китайского флота. Главный «герой» картины DDH-192, вымышленный авианосец типа «Идзумо», на котором базируются F-35B …

Третья область определяется сложностью российско-японских отношений. В Японии новый премьер-министр страны – Фумио Кисида. 7 октября состоялся его первый телефонный разговор с Президентом России Владимиром Путиным. В нём японский Премьер-министр заявил о готовности работать над мирным договором с Россией, но сначала она должна передать под суверенитет Японии все четыре острова Северных территорий. Возможно, такое заявление сделано для внутренней аудитории. Но вероятен так же и рост напряженности между странами, который, в конечном итоге, закончится вооруженным конфликтом за острова. Авианосцы с самолетами пятого поколения кажутся японской стороне хорошим козырем.

По какому бы сценарию не стали разворачиваться события, появление еще у одной страны в Юго-Восточной Азии полноценных легких авианосцев не будет способствовать снижению напряженности в регионе.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.10.2021 11:30
Комментарии 0
Наверх