// // Власти должны ликвидировать 7,5 тысячи мигалок

Власти должны ликвидировать 7,5 тысячи мигалок

399

Замаячил просвет

Высокая смертность на дорогах России – следствие наличия «привилегированных машин»
Фото: Лаура Ильина
Высокая смертность на дорогах России – следствие наличия «привилегированных машин» Фото: Лаура Ильина
В разделе

В марте Госдума собирается провести специальные слушания, посвящённые проблеме спецсигналов, или попросту мигалок. Комиссия по безопасности дорожного движения во главе с вице-премьером Игорем Шуваловым уже дала поручение министерствам и ведомствам упорядочить чрезмерное использование проблесковых маячков. Минувшая неделя также ознаменовалась известием, что транспортных привилегий будет лишён Никита Михалков, до того спокойно разъезжавший в машине «с огоньком», формально относящейся к Министерству обороны. К сожалению, обострение борьбы с неравенством на дорогах далеко не первое, а предыдущие сокращения «исключительных» машин привели к тому, что их численность выражается цифрой с тремя нолями.

Вопрос с мигалками относится к категории вечных, едва ли не риторических. Тем не менее очередные четыре ДТП с участием высокопоставленных чиновников заставили власти к нему вернуться. Все эти резонансные происшествия уместились в предпоследнюю неделю января.

18 января в центре Москвы в аварию попал автомобиль главы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимира Кириллова. 19 января в ДТП погиб водитель полпреда президента РФ в Госдуме Гарри Минха. А 21 января, в пятницу, сначала получило повреждение авто начальника ГЭУ управления делами президента РФ Александра Гладышева, а вечером того же дня на Рублёво-Успенском шоссе машина со спецсигналом сбила пешехода, завершив тем самым рабочую неделю госслужащих, живущих в режиме перманентного «маячка».

Всплеск народного возмущения, вызванного этими авариями, резюмировала Общественная палата РФ. Её членами было предложено выделять спецсигналы не ведомствам, а персонально чиновникам, сократив тем самым число привилегированных машин до 150–200.

Впрочем, такая резолюция никоим образом не соответствует запросам общества. Автомобилисты недвусмысленным образом требуют тотальной ликвидации «чиновничьих мигалок» как явления. Что удивительно, такая радикальная позиция находит поддержку и у экспертного сообщества.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин убеждён, что, пока высшие чиновники будут ездить со спецсигналами, Москва не избавится от пробок. Это стоит учесть, ведь ежегодно средняя скорость автомобильного потока в Москве снижается на 1 километр в час. Сегодня она составляет лишь 20 км/час, что почти в полтора раза ниже, чем в Нью-Йорке. При том, что в американском мегаполисе в два раза больше автомобилей.

При чём здесь мигалки? Логика проста. Любой автолюбитель знает, что главная причина стихийных пробок – это аварии. Оные, в свою очередь, возникают из-за «правового нигилизма» на дорогах, эпидемию которого подпитывают мигалки: своим «беспределом» они нивелируют значение ПДД в глазах остальных автовладельцев.

О роли спецсигналов в общественном сознании можно судить, если сопоставить статистику смертности на дорогах с числом привилегированных машин. В результате ДТП в России ежегодно гибнут 24 человека на 100 тыс. населения. Это в два раза выше, чем, например, в Венгрии, и в четыре раза выше, чем в Великобритании. Если учесть, что в Венгрии мигалки имеют только высокопоставленные политики, а в Великобритании и вовсе лишь экстренные службы (машины должностных лиц при исполнении служебных обязанностей могут сопровождаться эскортом охраны лишь в особых случаях), то тенденция налицо.

По теме

Нужно добавить, что 635 машин автопарка ФГУ «Транспортный комбинат «Россия» управления делами президента за прошедший год 218 раз попадали в аварии. В перечне страховой компании среди прочих упоминается ДТП 14 октября 2010 года, фигурантом которого стал BMW, закреплённый за полпредом президента в Госдуме Гарри Минхом. По КАСКО ему было выплачено 160 тыс. рублей, а уже 19 января 2011 года его автомобиль снова попал в аварию, столкнувшись лоб в лоб с Opel Astra, когда чиновник возвращался домой с работы по Рублёво-Успенскому шоссе. Водитель Минха скончался на месте, девушка – водитель Astra была госпитализирована с тяжёлыми травмами. Сам чиновник не пострадал.

Любопытно, что глава ГИБДД Московской области генерал-майор милиции Сергей Сергеев считает проблему использования автомобилей со спецсигналами «надуманной и раздутой». По словам генерала, как правило, водители иномарок с мигалками имеют высокую квалификацию и подготовку, поэтому «такие машины и в аварии не попадают».

Обоснованность такого мнения личным примером подтвердил коллега Сергеева – старший лейтенант ГИБДД, регулировавший дорожное движение на Новом Арбате. 18 января этого года его сбила машина представительства правительства Мурманской области при правительстве РФ, двигавшаяся с включённым спецсигналом по разделительной полосе – постового госпитализировали с черепно-мозговой травмой и переломом ноги.

Число мигалок в России сокращали неоднократно. Последний раз в 2007 году по поручению президента число спецсигналов на автомобилях, не относящихся к оперативным службам, сократилось более чем в семь раз – до 977, а за четыре последних года – до 962.

Больше всего мигалок сейчас числится за ФСБ (230), МВД (142) и Государственной фельдъегерской службой (70). Ещё 85 распределено между главами субъектов Федерации, 83 – у руководителей местных заксобраний.

Данные о фактическом количестве «привилегированных автомобилей» сильно разнятся.

На первый взгляд всех автолюбителей должна обнадёжить новость, что 11 февраля этого года депутаты Госдумы наконец начали обсуждение законопроекта о поправках в Кодекс об административных правонарушениях. Депутат Госдумы Анатолий Иванов предложил наказывать водителей VIP-автомобилей, включающих маячок или световой сигнал без необходимости, лишением водительских прав на 1,5–2 года. Если на использовании спецсигнала настоял пассажир, он будет оштрафован на сумму до 20 тыс. рублей.

Иванов также предложил исключить из ПДД норму о том, что водители обязаны уступать дорогу машинам с включёнными спецсигналами, и заменить её другим прочтением – «только в том случае, если машина с мигалкой движется и при этом должностное лицо или водитель выполняют неотложное служебное задание».

Пожалуй, это и есть та самая принципиально важная новация, которая может стать точкой опоры для переворота всех сложившихся условностей дорожного движения. Вроде бы есть все основания «затаить дыхание», предвкушая долгожданные перемены. Если бы не одна досадная мелочь: всё тот же «синдром спирали». Дело в том, что этот самый законопроект авторства Анатолия Иванова планировалось обсудить в Госдуме ещё 10 месяцев назад. Больше того, нынешние инициативы Иванова лишь продолжают движение по орбите законопроекта о восьми мигалках, обсуждавшегося в Госдуме предыдущего созыва.

Тогда предлагалось оставить спецсигналы только у президента, премьер-министра, генерального прокурора, спикеров обеих палат парламента, председателей Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов. Эксперты крайне высоко оценивали конструктивность законопроекта, однако он незаметно ушёл в тень.

Похоже, весь смысл существования вариантов поправок к законам о мигалках заключается в канализации народного гнева, который уходит в небытие вместе с законопроектами до следующего резонансного ДТП.

Впрочем, даже если чиновники действительно перестанут использовать спецсигналы, вряд ли это серьёзно повлияет на решение проблемы. Так, в 2006 году члены партии «Единая Россия» по собственной инициативе отказались от мигалок. Однако вскоре выяснилось, что они просто заменили их на сопровождение кортежа ДПС.

И всё же рано прощаться с надеждой застать в здравом уме и памяти времена цивилизованного поведения всех чиновников на дорогах. «Спасение» может прийти вовсе не из Госдумы, где законопроекты об ограничении мигалок саботируются в личных интересах, а из условного «Сколкова» – из центров новых технологий.

Пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков недавно сообщил, что машины кремлёвского гаража вскоре будут оснащены системами ГЛОНАСС, которые позволят контролировать правомерность включения мигалок и соблюдение правил движения. В перспективе водитель машины госслужащего должен будет обосновывать причины каждого включения спецсигнала. Возможно, при должном упорстве контролирующих органов маячки в конце концов превратятся для чиновников в лишнюю головную боль, от которой они предпочтут самостоятельно избавиться.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.02.2011 12:07
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх