Версия // Культура // Владимир Меньшов 10 лет ждал «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит»

Владимир Меньшов 10 лет ждал «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит»

30379

Moscow calling!

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

30 лет назад на широкие экраны вышла картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Лента заняла второе место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката (первое у «Пиратов ХХ века). Более того, меньшовская «Москва» и сейчас находится в пятёрке самых любимых российским зрителем картин ХХ века. Оценили её и на Западе – лента взяла «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. О том, как снималась картина, вспоминал корреспондент «Нашей Версии».

Мало кто знает, но изначально сценарий фильма «Москва слезам не верит» был написан Валентином Черных (тогда он работал режиссёром в программе «Время») для конкурса на лучший фильм о Москве. «Я начал работать над пьесой под названием «Женщина, которая изменила дважды», – вспоминает драматург. – Но когда узнал про конкурс, решил пьесу не дописывать, а переделать её в сценарий. Тогда и появилось новое название – «Москва слезам не верит». Сценарий Черных получил третье место и по условиям конкурса его приобрёл «Мосфильм». Однако В итоге «Мосфильм» предложил снимать картину Владимиру Меньшову, начинающему режиссёру, который к тому времени был известен лишь по фильму «Розыгрыш».

Поначалу Владимир Меньшов также не проявил энтузиазма. По признанию самого режиссёра, первое его впечатление было – слишком сентиментально и провинциально. «Но потом я стал ловить себя на мысли, что я думаю об этом сценарии, – вспоминает Меньшов. – Что мною двигало? Прежде всего в этой истории были аналогии с моей собственной судьбой: влюблённость в Москву и желание завоевать её. Этот город будет моим» – примерно так мечтал в своё время и я. Другой момент, который сразу привлёк внимание в сценарии, – замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через 20 лет и будит взрослую дочь. Я сразу стал думать, как это можно снять». В итоге Меньшов дал согласие работать над картиной, но с одним условием: он предложил драматургу внести 44 изменения в сценарий. Черных с переработкой сюжета согласился, но предпочёл, чтобы правку осуществил сам режиссёр. Меньшов взялся за дело, и в результате сценарий разросся до объёма двухсерийной ленты, появились новые сюжеты и герои. Например, история спившегося хоккеиста Гурина (Александр Фатюшин) или сцена в клубе знакомств принадлежат перу именно Меньшова. По сценарию Черных, главная героиня, депутат Моссовета, вела приём избирателей. Но Меньшову это показалось скучным, и он отправил героиню в клуб знакомств, где директриса, которую сыграла Лия Ахеджакова, сватала Катерину за «работника главка – очень ответственного, всего 53 лет». А у Рудольфа – первой любви героини – по сценарию Черных была не только мать, но и отец – Рачков-старший, токарь по профессии.

Самые большие трудности у режиссёра возникли с подбором актёров на главные роли. Большинство тогдашних звёзд на предложение сняться в фильме «Москва слезам не верит» отвечали просто: «Нет, это неинтересно».

Роль Кати предлагали Ирине Купченко и Маргарите Тереховой: первая отказалась из-за занятости, а вторая сослалась на более интересное предложение (роль Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»). В итоге Катерину сыграла жена Меньшова – Вера Алентова.

На роль Тони режиссёр собирался пригласить Нину Русланову или Галину Польских. Но Галина Польских сочла оскорбительным само предложение сняться в подобной роли. А кандидатуру Нины Руслановой отверг худсовет «Мосфильма»: Раиса Рязанова показалась чиновникам от кино более убедительной. А вот в роли Людмилы худсовет видел Анастасию Вертинскую или Жанну Болотову. Но Меньшову более перспективной показалась Ирина Муравьёва.

По теме

«Надо сказать, что я сценарии до сих пор с трудом читаю от начала до конца. Мне трудно представить, что получится в результате, – признаётся Ирина Муравьёва. – Но этот сценарий я прочитала запоем, пришла к Меньшову (он меня вызвал) и откровенно ему сказала, что только я смогу сыграть эту роль, я знаю, как надо играть Людмилу».

Не клеилось у режиссёра и с выбором актёра на роль Гоши. На неё пробовались и Виталий Соломин и Игорь Охлупин. Меньшов уж было приготовился играть эту роль сам, но, увидев Алексея Баталова в картине «Дорогой мой человек», закричал: «Вот он, Гоша!»

«Меньшов позвонил мне и предложил сыграть какого-то Гошу в новой ленте.

Я отказался, не читая сценария, – был занят, – вспоминает актёр. – Потом всё же сел и прочёл оставленные мне машинописные листки. Позвонил ночью режиссёру и дал своё согласие». Баталова утвердили без проб, несмотря на то что он был на 11 лет старше своего героя.

Кстати, благодаря Алексею Баталову роль дочери Катерины сыграла Наталья Вавилова. Родители Наташи были категорически против её съёмок в кино, они прочили ей серьёзную карьеру – устроили на курсы МИД, готовили к поступлению в институт. Съёмки уже вовсю шли, а на роль Александры так никого и не утвердили. И тогда Меньшову пришла в голову замечательная мысль. Уговаривать Вавиловых он отправил Баталова. Увидев знаменитого актёра, они не смогли ему отказать. К тому же Баталов пообещал им, что девушка запросто сможет совмещать и учёбу, и работу над фильмом.

Не обошлось в картине и без вырезанных эпизодов. Госкино, естественно, потребовало некоторые сцены убрать. «В картине было очень много по-настоящему смешного, но в очередной раз шла борьба с пьянством, и «выпало» немало хороших реплик, – говорит Алексей Баталов. – Вырезали и сцены, когда я дефилировал по комнате с голым задом. Сейчас, когда обнажённое тело уже фактически норма, это звучит смешно, но тогда строгое начальство пришло от этих кадров в ужас». Исчез из фильма и эпизод, где хоккеист Гурин, объявивший, что «завязал со спиртным и уходит на тренерскую работу», снова появляется у Людмилы пьяный и говорит: «Одолжи ещё трёшку для ровного счёта». Режиссёра попросили это убрать, сказав: «Давайте оставим надежду. Пусть зритель верит, что Гурин исправился».

Сильно подсократили и встречу Катерины с героем Олега Табакова в его квартире, посчитав её слишком откровенной. Наверху сказали, что актёры «переигрывали и слишком торопливо раздевались».

Когда фильм вышел на экран, критики в один голос назвали его дешёвой мелодрамой, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Не понравилась с первого раза картина и исполнительнице одной из главных ролей – Ирине Муравьёвой. «Моя героиня, её поведение и характер мне ужасно не понравились, – вспоминает она. – Я ни в коем случае не хотела быть на неё похожей, но понимала – люди начнут ассоциировать меня именно с этой героиней. Расстроилась жутко. Даже плакала. А потом вдруг увидела очереди в кинотеатрах на этот фильм. Меня все стали хвалить. Тут я вытерла слёзы, взяла себя в руки и села смотреть картину ещё раз. Стало легче».

Пришлось изменить своё мнение и критикам – фильм посмотрел Брежнев и ему он понравился. Зритель же от ленты пришёл в полный восторг. Лишь за первый год проката картину посмотрели более 80 млн. человек. Закупили её и другие страны. В мировых столицах проходили триумфальные премьеры ленты, правда без участия в них съёмочной группы и режиссёра. Владимир Меньшов тогда был невыездной.

Как узнал позднее режиссёр, в КГБ на него лежало два доноса. «Моими «проступками» было то, что после снятия с должности Подгорного я высказал удивление, почему, мол, отставка второго человека в стране произошла без всяких объяснений. А второй донос был связан с моим восхищением количеством продуктов в каком-то заграничном магазине, – рассказал Владимир Меньшов. – Этого было достаточно».

Так что на вручении премии «Оскар» в 1981 году (фильм «Москва слезам не верит» был номинирован в категории «Лучший фильм на иностранном языке») режиссёру тоже побывать не удалось. Помимо того что Меньшов был невыездным, начальство посчитало, что нет смысла тратить на поездку деньги, ведь среди номинантов были такие режиссёры, как Акира Куросава и Франсуа Трюффо.

«Так как у нас тогда церемония вручения «Оскара» никак не освещалась, я пытался хоть что-то поймать по «Голосу Америки»*, – вспоминает Меньшов. – Хорошего приёмника у меня не было, и из-за глушилок я не мог ничего разобрать, однако в конце концов понял, что вручение премий перенесли на день, потому что было совершено покушение на Рейгана. Пусть еле-еле, но я это услышал, а на следующий день плюнул на это и не стал уже ничего «ловить», понимая, что шансов у меня никаких».

Так что, когда Меньшову сообщили, что он получил «Оскара», режиссёр решил, что это розыгрыш – он стал лауреатом этой престижной премии аккурат 1 апреля. А заветную статуэтку режиссёру удалось подержать в руках лишь несколько минут: на официальном приёме её вручили Меньшову и тут же забрали обратно. Вернуть «Оскара» режиссёру удалось лишь 10 лет спустя. Это произошло во время первой церемонии вручения премии «Ника». Меньшову сказали, что ему ещё раз вручат статуэтку, а потом её надо вернуть. Меньшов попросил, чтобы награда хотя бы один день постояла у него дома. Но статуэтку он не вернул. Теперь наконец «Оскар» стоит у режиссёра в квартире на почётном месте.

*
«Голос Америки» внесен Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.03.2009 16:09
Комментарии 0
Наверх