Версия // Бизнес // В Северной столице разворачивается борьба за контроль над потоками серого импорта?

В Северной столице разворачивается борьба за контроль над потоками серого импорта?

6988

Таможня на пути к монополии

Скоро неугодные таможенные терминалы окончательно "замернут". фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Массовые сокращения сотрудников Санкт-Петербургской и Балтийской таможен могут привести к перераспределению объёма оформления экспортно-импортных грузов между входящими в их состав таможенными постами. Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) уверены, что под прикрытием реформы скорее всего осуществляется передел рынка таможенного оформления в интересах структур, близких к бывшему министру транспорта и к действующему советнику главы ФТС

Целый ряд прописанных в Петербурге крупных компаний, в числе которых оказались Bosch-Siemens, Heineken Brewery, OTIS и «Лента», инициировали обращение в Федеральную таможенную службу (ФТС), в котором просят руководство ведомства остановить начавшееся сокращение штатов таможенных постов Санкт-Петербургской таможни.

Сокращения затронули наиболее востребованные посты

Масштабные сокращения, проводимые в соответствии с приказом Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) от 16.05.2014 № 321, затронули наиболее востребованные и эффективно работающие таможенные посты: Шушарский (сокращено 10 из 46 инспекторов), Южный (11 инспекторов из 72), Северный (5 из 240), Белоостровский (6 из 34) и Гатчинский (7 из 23). Всего под сокращение попали 39 человек, причём во всех случаях сократили именно инспекторов, занимающихся оформлением экспортно-импортных грузов. То же самое наблюдается на Балтийской таможне: под сокращение попали Янинский и Парголовский посты, потерявшие 6 и 9 инспекторов соответственно. РБК со ссылкой на НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес» пишет, что СЗТУ готовит приказ об очередном сокращении ещё 24 инспекторов.

Высвободившихся сотрудников пока переводят в новый терминал аэропорта Пулково. Формально сокращения проводятся в рамках утверждённой ФТС концепции, предполагающей увеличение объёмов оформления грузов на таможенных постах, расположенных вблизи границы, и постепенное сокращение числа таможенных постов на территории Петербурга. Но эффективность такой политики вызывает серьёзные сомнения. Приграничная инфраструктура просто не рассчитана на значительные объёмы растаможки грузов. На практике такая мера обернётся перераспределением грузопотока в пользу уцелевших таможенных постов, и нетрудно вычислить, кто в итоге окажется в выигрыше.

Под сокращение попали сотрудники всех сухопутных таможенных постов, расположенных на территории Петербурга. Исключение – Пушкинский пост, расположенный на территории ЗАО «Логистика-Терминал» (входит в состав Национальной контейнерной компании – НКК и Global Ports – GP), его штат увеличен на шесть человек. Морские посты, входящие в структуру Балтийской таможни, наоборот, получили пополнение.

Выбор не случаен

Ряд участников ВЭД уверены, что выбор таможенных постов, на которых произошли сокращения, далеко не случаен и рынок таможенного оформления стоит на пороге глобального передела в интересах вполне определённых коммерческих структур. «Нетрудно заметить, что в выигрыше оказались таможенные посты, расположенные на терминалах, принадлежащих НКК и GlobalPorts, которые теперь входят в одну структуру (Прим.: GP приобрела активы НКК в декабре 2013 года)», – отметил один из собеседников издания. Фактически GP теперь контролирует все морские таможенные терминалы и два сухопутных – в Пушкине и Янине. Из расположенных там таможенных постов «репрессиям» подвергся лишь Янинский пост, но этот терминал приносит доход только за счёт аренды, поэтому большого значения для GP не имеет.

По теме

«К этому всё шло, и процесс начался не вчера. На Парголовском, Белоостровском, Шушарском постах с начала года идут проверки, из-за чего они работают с перебоями. Компании вынуждают переориентироваться на другие посты, на тот же Пушкин. Из-за сокращения штатов объём оформления упадёт и процесс станет ещё более заметным», – уверен один из опрошенных нами бизнесменов.

Среди участников ВЭД бытует мнение, что за происходящими на таможне процессами стоит бывший владелец НКК, а ныне один из акционеров Global Ports Виталий Южилин. А проводником его интересов, обеспечивающим принятие нужных решений на уровне ФТС и СЗТУ, принято считать главного советника руководителя ФТС России Василия Ермолина. Последний в таможенную службу попал в конце прошлого года прямиком из Национальной контейнерной компании (уже после сделки о приобретении НКК группой Global Ports), где курировал работу таможенных терминалов, включая ЗАО «Логистика-Терминал». Предполагается, что назначению Ермолина мог способствовать как сам Южилин, так и экс-министр транспорта, помощник президента Игорь Левитин, которого, по данным «Ведомостей», связывают с группой GP. К числу близких контактов Ермолина иногда относят и бывшего начальника Балтийской таможни Олега Туголукова, ушедшего с должности после череды громких коррупционных скандалов.

Происходящее – лишь вершина айсберга

По информации участников ВЭД, с начала этого года Ермолин регулярно наезжал в Петербург. Сначала в качестве руководителя рабочей группы по администрированию работы таможенных органов в морских пунктах пропуска, а затем как руководитель группы по особым поручениям руководителя ФТС России, получившей широчайшие полномочия в части контроля над деятельностью региональных таможен. Источник в СЗТУ на условиях анонимности подтвердил, что якобы именно с деятельностью Ермолина связаны многочисленные проверки попавших теперь под сокращение таможенных постов, а также попытки увольнения неугодных руководителей и замена их своими людьми. К таковым, в частности, The Moscow Post причисляет «недавно назначенного при содействии Ермолина из другого региона» «нового начальника Балтийской таможни Владимира Данченкова». По словам источника, руководитель группы «М», похоже, имеет практически неограниченное влияние в местных таможенных органах, подкрепляя все свои указания авторитетом главы ФТС Андрея Бельянинова.

Почти все опрошенные источники уверены, что всё происходящее – это лишь вершина айсберга. Борьба скорее всего идёт за контроль над потоками серого импорта. «Насколько я знаю, все крупные игроки, работающие по этому направлению, уже могли получить предложения, с кем и через какие таможенные посты теперь «надо» работать, – рассказал информированный собеседник редакции. – При этом, видимо, придётся отдавать половину доходов, но вариантов нет. Могут тормозить одну партию за другой тем, кто якобы попал в немилость». Добросовестных участников ВЭД, по мнению источника, тоже могут ждать непростые времена. Грузы на таможне проверяют выборочно, но кто-то в эту выборку попадает постоянно, а кто-то, видимо, договорился с кем надо и может гнать партию за партией вообще без досмотра. Если же груз задерживают для дополнительной проверки, плата за его хранение на терминале часто идёт по повышенному тарифу, который в несколько раз выше обычного. В условиях же сокращения конкуренции тарифы обычно растут, поэтому перед импортёрами может встать нелёгкий выбор: либо плати и договаривайся, либо всё равно плати.

Шансы на то, что обращение в ФТС крупных международных компаний сможет повлиять на ситуацию, похоже, невелики. По нашему мнению, GP уже сейчас является монополистом на рынке стивидорных услуг на Северо-Западе и может получить монополию в сфере услуг по таможенному оформлению. У грузовладельцев просто не останется выбора.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.04.2015 15:25
Комментарии 0
Наверх