«Аэрофлот» снова попал в некрасивую историю. Пока неясно, как эта история скажется на репутации авиаперевозчика, странным образом признанного лучшим в Восточной Европе. Суть же в следующем: некая фирма-посредник с Украины торговала билетами «Аэрофлота» в сети Интернет по существенно заниженным ценам. Не так давно эта фирма по непонятным причинам отказалась выполнять обязательства перед своими покупателями. Долг посредников перед авиаперевозчиками, по некоторым данным, составил 28 млн долларов. Компенсировать издержки клиентам, заплатившим за билеты, по всей видимости, теперь придётся авиакомпаниям, в том числе и «Аэрофлоту», на долю которого приходилась то ли треть, то ли половина всех продаж. Но более всего портит дело тот факт, что подобный «дефолт» – далеко не первый. И наверняка не последний. Казалось бы, при чём здесь «Аэрофлот»?
На самом деле «лучшая в Восточной Европе авиакомпания» чрезвычайно щепетильна, когда дело касается партнёров. Пронзительно щепетильна. Так почему же подход к подбору компаний, реализующих авиабилеты, у «Аэрофлота» совсем не такой щепетильный как к прочим подрядчикам?
Посредники манипулировали стоимостью билетов, а перевозчикам было наплевать
Не так давно разорилась российская компания «Эвитерра», торговавшая авиабилетами, в том числе и аэрофлотовскими. Претензии к этой лопнувшей в одночасье структуре оценивались примерно в 5 млн долларов – при этом скандал сочли весьма и весьма громким. А тут вдруг лопается очередной невесть кем надутый мыльный пузырь –украинская компания «Трэвел Дистрибьюшн Сервисиз» (ТДС). Сумма претензий оценивается уже в 28 млн долларов. А пикантности ситуации добавляет тот факт, что порядка 80% продаж этой украинской фирмы приходилось на долю клиентов из России.
Говорят, что обе лопнувшие фирмы занижали стоимость реализуемых ими авиабилетов, и занижали существенно. К примеру, билет на рейс, стоивший в среднем 15 тыс. рублей, продавали за 12, а то и за 10 тысяч. Смысл операции ясен: покупатели клюнут на дешевизну и разметут билеты как горячие пирожки. При этом остаётся неясным, какова была реальная себестоимость этих билетов – это коммерческая тайна, и «Аэрофлот» её, понятное дело, не раскрывает. Получается, что «лучшая в Восточной Европе компания» без проблем позволяла посреднику манипулировать ценами на билеты? При такой-то щепетильности! Согласитесь, здесь что-то не так. Наверняка ведь можно было сменить сомнительного продавца. Так почему не сменили? Можно только предположить: значит, имелся некий интерес. А вот в чём этот интерес заключался? Так сразу и не скажешь, к кому сей вопрос обращён в большей степени, –то ли к правоохранительным, то ли к антимонопольным структурам.
Сообщают, что, дескать, «финансовой гарантии, имевшейся у ТДС, хватит для покрытия только около 11% задолженности». А как вы считаете, могли ли не знать об этом в «Аэрофлоте»? Если знали, то почему доверили продажи своих билетов структуре, у которой явно недоставало финансовых средств? Вы же не доверите партию дорогостоящего товара на реализацию какому-нибудь бомжу из подворотни, ведь так? А если в «Аэрофлоте» ни о чём таком и ведать не ведали, то почему? Не интересовались? Согласитесь, всё-таки странно, что компании, реализующие авиабилеты, не имея регистрации в России и совершенно никаких финансовых гарантий, завлекают российских туристов демпинговыми скидками, а авиакомпании на это вообще никак не реагируют. Не менее странно и то, что подобные компании создают дополнительную конкуренцию российским туроператорам и турагентствам, при этом ещё и не уплачивая налоги в России, а авиа-предприятия, как ни в чём не бывало, продолжают с ними сотрудничать.
Странный подход к ценообразованию на билеты
Впрочем, манипуляций с тарифами не гнушаются не только посредники «Аэрофлота», но, по всей видимости, и сами авиаперевозчики. Не так давно Управление антимонопольной службы по Ростовской области оштрафовало ОАО «Аэрофлот» на 650 тыс. рублей за завышение тарифов на авиарейсы Ростов – Москва. В ходе проверки вдруг выяснилось, что на указанном маршруте действуют аж три тарифа экономкласса – TPXOWRF (5650 рублей), KEXOWRF (11 000 рублей) и UEXOWRF (12 650 рублей). При этом условия указанных тарифов полностью идентичны. За исключением «максимального срока нахождения в пункте назначения» – для тарифа TPXOWRF он составляет 175 дней, а для тарифов KEXOWRF и UEXOWRF – 355 и 360 дней соответственно. Представителям антимонопольной службы не удалось добиться от ОАО «Аэрофлот» разъяснений, каким образом увеличение срока нахождения пассажира в пункте назначения может повлиять на рост стоимости перелёта более чем в два раза – с 5650 рублей до 12 650 рублей. А ведь это занятно, согласитесь.
Глава комитета Совфеда по международным делам Григорий Карасин высказался по поводу проходящих в саудовской Джидде переговоров по Украине без участия РФ.
Зачем «Аэрофлоту» судиться с профсоюзными активистами
А между тем на днях в Мещанском суде столицы должно было состояться очередное заседание по делу трёх арестованных осенью прошлого года активистов Шереметьевского профсоюза лётного состава. Подсудимые не признали вину в покушении на мошенничество, в ходе которого они якобы должны были получить 100 млн рублей за «благополучное решение вопроса о перерасчёте зарплат лётчиков и прекращение акции протеста пилотов», и назвали уголовное дело спланированной провокацией: «Руководство «Аэрофлота» хотело избавиться от лидеров профсоюза пилотов», –пояснил исполнительный директор профсоюза Алексей Шляпников. Вице-президент профсоюза Валерий Пимошенко и бывший командир корабля Сергей Кнышов также не признали вину. Адвокаты считают, что судебное разбирательство стало следствием давнего конфликта между авиакомпанией и профсоюзными лидерами. Заседание не состоялось, его в очередной раз перенесли.
Во всём мире открытое противостояние авиапредприятия тред-юнионам считается признаком неблагополучного положения дел – благополучные перевозчики предпочитают урегулировать отношения с профсоюзами, не доводя конфликт до суда. И уж совсем было бы странно, если бы некое британское консалтинговое агентство наградило престижной премией местного перевозчика, почти год судящегося с профсоюзными лидерами. В Британии подобный поступок могли бы и не понять…