// // В Санкт-Петербурге появится судебный квартал за 50 миллиардов рублей

В Санкт-Петербурге появится судебный квартал за 50 миллиардов рублей

695

Быть Высшему суду

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
В разделе

Российскую Конституцию ждут очередные изменения. Высший арбитражный суд (ВАС) будет упразднён, его полномочия перейдут к реорганизованному Верховному суду (ВС). Часть своих полномочий потеряет и генеральный прокурор. Новая высшая судебная инстанция переедет в Санкт-Петербург – вслед за Конституционным судом. Несогласные с реформой пишут заявления об отставке. «Наша Версия» разбиралась в деталях грядущей реформы.

Законопроект за подписью президента, внесённый на прошлой неделе в Госдуму, предполагает слияние Верховного и Высшего арбитражного судов, а также лишает генерального прокурора права назначать прокуроров субъектов Федерации и своих собственных заместителей – эти полномочия фактически перейдут к президенту страны.

Идея объединения высших судов была высказана президентом Путиным в июне этого года в рамках Петербургского экономического форума. Глава государства обосновал своё предложение необходимостью «обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием граждан и организаций, а также споров с органами госвласти и местного самоуправления». Речь, однако, шла лишь об объединении двух высших судов, а не двух судебных систем – арбитражной и судов общей юрисдикции.

«Суперсуду» будет трудно унифицировать практику

Сомнение в эффективности единого Высшего суда выразил председатель ВАС Антон Иванов. «Влияние такого суперсуда на судебную практику в регионах резко снизится», – заявил он, отметив, что на данный момент Высший арбитражный суд пересматривает до 5% поступающих жалоб, а Верховный суд – лишь 0,1%. Кроме того, в системе арбитража, разрешающего хозяйственные споры юридических лиц, фактически действует прецедентное право, что, по мнению бизнесменов, в гораздо большей степени способствует «единым подходам к решению споров», нежели объединение двух высших судов.

При этом унифицировать судебную практику создаваемому «суперсуду» будет непросто. Дело в том, что система судов общей юрисдикции организационно повторяет структуру административно-территориального деления страны, тогда как в случае арбитражных судов страна поделена на 10 территорий, границы которых не совпадают ни с границами субъектов Федерации, ни с границами районов. Такой подход, в частности, обеспечил независимость апелляционного процесса – на него, в отличие от судов общей юрисдикции, не могут повлиять ни местные власти, ни губернаторы. Даже полномочный представитель правительства в высших судах страны Михаил Барщевский, выступающий за объединение ВС и ВАС, полагает, что в данном случае следует распространить практику арбитража на всю российскую судебную систему. В то же время «объединение возможно и со знаком минус», предупреждает судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. Во всём мире, по её словам, идёт процесс специализации судопроизводства. «Громадный единый суд не сможет проверять все жалобы. Это и сейчас часто ограничивается лишь формальной проверкой», – предупреждает она.

Судьи пройдут процедуру переназначения

Внесённый законопроект, как и обещал Владимир Путин, не затрагивает вопросы взаимодействия двух судебных систем, а посвящён исключительно высшим судам. Из Конституции предполагается вовсе исключить статью 127, посвящённую упраздняемому Высшему арбитражному суду. Новый «суперсуд» будет сформирован по сложной процедуре в составе 170 судей. Сейчас согласно штатному расписанию в ВАС должны трудиться 90 судей, а в ВС – 125. При этом в Высшем арбитражном суде заполнено всего 54 вакансии, то есть теоретически большинство судей обоих высших судов при объединении могут сохранить свой статус. Однако для этого им всем, включая председателей, придётся пройти процедуру переназначения, для чего в Конституцию будут внесены дополнительные поправки. Для начала планируется объявить конкурс на замещение должностей судей. Кандидатов будет отбирать специальная квалификационная коллегия, в которую войдут представители президента, Общественной палаты и объединений юристов, а также по три представителя от каждого федерального округа, избранных советами судей субъектов Федерации. При этом депутатам в ходе работы над законом придётся уточнить, кто и каким образом будет выдвигать представителей от федеральных округов, учитывая, что субъектов Федерации и соответственно советов судей в каждом округе больше трёх. Кандидатуры тех, кто пройдёт через сито квалификационной коллегии, будут представлены на утверждение президенту. Кандидатам также придётся сдавать экзамен специальной экзаменационной комиссии, в которую войдут по одному судье от каждого федерального округа плюс три представителя от объединений юристов. При этом составы коллегии и комиссии не должны пересекаться, а все их члены не могут выставлять свои кандидатуры на посты судей будущего ВС. Все процедуры, связанные с формированием обновлённого Верховного суда, должны быть завершены в течение шести месяцев после вступления закона в силу, а в 2015 году высший судебный орган страны должен переехать в Санкт-Петербург. Судебный квартал, создание которого обойдётся в 50 млрд рублей, разместится неподалёку от Петропавловской крепости, напротив стрелки Васильевского острова.

По теме

СКР набрал очки в аппаратной борьбе с Генпрокуратурой

Неожиданным дополнением к реформе высших судов выглядят содержащиеся в законопроекте изменения, касающиеся прокуратуры. Депутатам предлагается закрепить за президентом право представлять в Совет Федерации для утверждения не только кандидатуру генпрокурора, но и его заместителей. Президент также будет назначать и прокуроров субъектов Федерации – сейчас это делает генеральный прокурор. Такое урезание полномочий руководителя прокуратуры выглядит как победа руководителя Следственного комитета России Александра Бастрыкина над генпрокурором Юрием Чайкой. С тех пор как в 2011 году СКР был окончательно выделен из состава Генпрокуратуры, между двумя ведомствами не прекращается аппаратная борьба. С другой стороны, по Конституции прокуратура является частью судебной власти, а предлагаемые изменения превратят её, по сути, в часть власти исполнительной, отмечает руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. «Я почти уверен, что это будет предметом разбирательства в Конституционном суде», – заметил он.

В идее объединения высших судов принято видеть политическую подоплёку. На пост главы «суперсуда» наблюдатели изначально прочили Дмитрия Медведева, не упускающего случая подчеркнуть свою принадлежность к юридическому сословию. Весьма вероятно, что процесс формирования нового объединённого суда позволит обновить высший судейский корпус. При этом у нынешних судей Верховного суда шансы перейти на работу в новый орган выглядят предпочтительнее, нежели у их коллег из ВАС. На данный момент уже семь судей Высшего арбитражного суда написали заявление об отставке, ещё несколько готовятся это сделать. В основном это судьи с 20-летним стажем, имеющие право на пожизненное обеспечение и максимальную компенсацию. Главой объединённого суда может стать и нынешний председатель ВС Вячеслав Лебедев, а вот глава ВАС Антон Иванов, которого считают креатурой Дмитрия Медведева, вполне вероятно, вообще уйдёт в отставку.

Реформа высших судов и прокуратуры потребует помимо поправок в Конституцию внесения изменений почти в 30 федеральных законов. При этом в числе этих законов почему-то нет закона «О судебном департаменте при Верховном суде РФ» – а ведь именно он регулирует финансирование всех судов общей юрисдикции. Нет ясности и с будущим финансированием арбитражных судов (сейчас этим занимается непосредственно ВАС). Все эти вопросы депутаты планируют урегулировать до нового года.

Опубликовано:
Отредактировано: 14.10.2013 15:51
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх