Версия // Власть // Вот уже почти 40 лет ракета лежит на дне рукотворного моря неподалёку от Ростовской атомной электростанции

Вот уже почти 40 лет ракета лежит на дне рукотворного моря неподалёку от Ростовской атомной электростанции

16673

Бомбу прячет Цимла

фото: РИА Новости
В разделе

В мае 1964 года в Ростовской области над Цимлянским водохранилищем столкнулись два военных самолёта. В результате авиакатастрофы в воды Цимлы ушла ракета с ядерным боезарядом, которую нёс потерпевший катастрофу бомбардировщик. Отыскать её так и не удалось, что до сих пор таит в себе угрозу: совсем рядом с местом ЧП – Ростовская (ранее Волгодонская) атомная электростанция. Так гласит городская легенда. Слух это или правда? «Наша Версия» попробовала разобраться в ситуации.

Ранним утром 13 мая 1964 года с аэродрома белорусского Быхова стартовал бомбардировщик Ту-16. Командиру бомбера подполковнику Буренкову была поставлена задача добраться до Каспийского моря и произвести практические стрельбы.

Роковая дозаправка в воздухе

Заместитель командира 170-го морского авиационного ракетоносного полка ВВС Балтийского флота подполковник Буренков считался в части одним из самых опытных лётчиков. Под стать ему подобрался и экипаж: вторым пилотом за штурвалом сидел старший лейтенант Ларин, курс через полстраны прокладывали по карте майор Арбатский и старший лейтенант Росляков, сержант Михеев ловил в эфире позывные, за точные попадания отвечал командир огневых установок старшина Забара.

Тяжёлый реактивный бомбардировщик Ту-16 лётчики уважали за надёжность и неприхотливость. Способный забираться в небо почти на 13 километров, он мог нести до 6 тонн бомбового груза, в том числе и с ядерными боезарядами. Авиабаза Быхов как раз и являлась одним из мест, где в подземных бункерах хранились атомные «изделия».

Морских ракетоносцев ожидала лишь одна сложность. Чтобы добраться до Каспия, по пути бомбардировщику предстояло произвести дозаправку в воздухе. Для этого спустя час вслед за самолётом Буренкова в небо поднялся превращённый в летающую бензоколонку Ту-16 под командованием майора Захарова.

Точкой сближения двух самолётов было выбрано Цимлянское водохранилище. Рукотворное море, появившееся после строительства Волго-Донского канала, плещется на северо-востоке Ростовской области. Около 10 часов утра оба Ту-16 поравнялись друг с другом. Самолёт Захарова выпустил топливный шланг.

Дозаправка в воздухе до сих пор считается самым сложным делом, с которым приходится сталкиваться пилотам. Самолёты должны постоянно лететь на расстоянии не более 15 метров друг от друга, что требует филигранной техники и железной выдержки. К тому времени только в двух авиаполках, начавших осваивать воздушную дозаправку, за шесть лет погибло 15 экипажей. От огромного стресса пилоты за один рейс теряли до 4 килограммов веса.

За 10 минут в баки ракетоносца поступило 20 тонн керосина. Оставалось лишь произвести расцепку. В этот момент самолёты вошли в облака.

С неба падали обломки самолётов и люди

Капитан катера «Отважный» Алексей Губеев не видел, что происходит высоко в небе. Погожий денёк, мягко пригревает весеннее солнце – моряк уселся на баке с детективом в руках.

«Мы вышли в море наловить мезидов для одного ленинградского НИИ, – много лет спустя рассказывал он. – Наш рулевой Коля Кулагин стоял за штурвалом, я присел почитать. Вдруг – взрыв! Причём он был настолько сильный, что катер аж подбросило. Сразу же мысль в голове: война началась! Потом поднимаю голову – с неба огонь, летят обломки самолётов и вместе с железками падают люди».

«Отважный» оказался в 500 метрах от места падения. Дав полный ход старому двигателю, моряки помчались на помощь.

«Картина была жуткая. Не знаю почему, но на лётчиках даже не было парашютов, поэтому они так и летели вниз – камнем, – вспоминал позже Губеев. – Живыми мы достали только пятерых человек. Одного, к сожалению, не успели – пока занимались другими, он захлебнулся. Все были в шоке, постоянно твердили: «Твою мать, твою мать, что ж он натворил?!» Потом мне военные, которые за пилотами приехали, объяснили, о чём они вели речь. Вроде бы, когда самолёты зашли в облака, командир бомбардировщика занервничал и принял решение аварийно отцепить топливный шланг. Но самолёт повело в сторону и он врезался в заправщик».

По теме

Город Цимлянск мгновенно наполнился военными. Берег оцепили, к месту катастрофы пригнали баржу с краном – в течение трёх недель водолазы доставали со дна обломки упавших самолётов. Но гораздо больше интересовало их другое.

Как рассказывал Алексей Губеев, целью поисков была ракета, которую нёс разбившийся бомбардировщик Буренкова. О ней его несколько раз спрашивали люди в штатском. Губеев ответил, что знал: он видел, как ракета ушла в воду вместе с обломком крыла. Вид огромной сигарообразной штуковины с небольшими крыльями навсегда врезался в его память.

Указал рыбак и место падения. Однако, несмотря на все старания, найти ракету не удалось. До появления водохранилища на том месте рос лес. Отыскать под водой пропажу в завалах веток водолазы не смогли.

«Полковник, руководивший поисками, тогда по секрету мне сказал: мол, хорошо, что не взорвалась, иначе в округе на десятки километров ничего не осталось бы. Когда всё закончилось, меня вызвали в райком, вручили наручные часы «Победа» и приказали обо всём забыть», – рассказывал пожилой моряк.

Под водой – почти тонна взрывчатки

Итак, в том, что на дне водохранилища действительно лежит ракета, сомневаться не приходится. Что же именно скрывают волны Цимлы? Судя по описанию, бомбардировщик Буренкова нёс крылатый комплекс К-10, предназначенный для поражения морских целей. Одной такой ракеты достаточно, чтобы пустить на дно корабль средних размеров. Но главное – вместо обычного фугасного К-10 она могла нести ядерный заряд. Впрочем, подрывать ядерный заряд на Каспии, берега которого густо населены, военные вряд ли решились бы. К тому же атомные К-10 несли специально разработанные для этих целей бомбардировщики Ту-16А. Так что, по-видимому, народная молва ошибается, утверждая, что на дне Цимлы покоится ядерный боезапас.

В середине 90-х годов экологи из Волгодонска, где шло строительство атомной электростанции, уже пытались бить тревогу. Даже написали запрос в Минобороны, однако оттуда пришёл ответ от командующего авиацией ВМФ: поиск ракеты бесперспективен, так как мероприятие это чересчур дорогостоящее. Заодно военные успокаивали, что среди лежащих на дне объектов не было и нет радиоактивных, отравляющих и других опасных для здоровья человека веществ.

Но меняет ли это ситуацию? Даже если ракета была оснащена обычным фугасным зарядом, это означает, что до сих пор под водой лежит почти тонна взрывчатки. А неподалёку от Цимлянска на берегу водохранилища стоит Ростовская атомная электростанция, на которой вскоре собираются запустить третий по счёту реактор. Как утверждается, степень защиты его такова, что он может выдержать даже направленный взрыв. Стоит ли проверять?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.09.2013 16:49
Комментарии 0
Наверх