// // Государство может урезать траты на социальную сферу и оборону

Государство может урезать траты на социальную сферу и оборону

478

Сэкономить – так триллион

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Минфин подготовил план по сокращению бюджетных расходов. Предлагаемые меры позволят высвободить 1,1 трлн рублей за три года. Президент в ближайшее время ознакомится с докладом. За не слишком внятные меры по реализации «майских указов», изданных по мотивам путинской предвыборной программы, уже были отчитаны министры и силового, и финансового блока. Указы нужно исполнять, а где взять деньги – пока неясно. Так на чём же государство сможет сэкономить и действительно ли в нынешних условиях перераспределение ресурсов – самый эффективный способ изыскать средства?

Владимир Путин на встрече со студентами Дальневосточного федерального университета сообщил, что не считает возможным увеличивать социальные обязательства государства. «Мировая экономика припала, и наша за ней присаживается, – разъяснил глава государства. – Это означает, что, поскольку она не растёт такими темпами, которые мы ожидали, не будет соответственно и доходов, которые мы ожидали. А мы уже программы нарисовали. А мы уже исходя из предполагаемого ранее роста экономики наметили расходы бюджета. И что теперь?» Теперь же, по словам президента, правительство стоит перед сложным выбором: придётся подрезать предполагавшиеся ранее расходы.

Эксперты давно предсказывали, что для исполнения «майских указов» придётся экономить и перераспределять ресурсы. И вот Минфин совместно с НИУ «Высшая школа экономики» и Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ подготовил план по сокращению бюджетных расходов. Предлагается, в частности, прекратить выдачу материнского капитала после 2016 года, пересмотреть расходы на пенсионную систему, оборону и правоохранительную деятельность, сократить долю неэффективных расходов в госсекторе на 10–15%, уменьшить количество бюджетных мест в вузах и т.д. Общий эффект от реализации мер составит в 2014 году 194,5 млрд рублей, в 2015-м – 377,1 млрд, в 2016-м – 581,9 млрд рублей.

Там, где правят капитал

Эксперты утверждают, что причина роста рождаемости вовсе не стимулирование материнским капиталом, а беби-бум 1980-х годов. Сейчас эти дети выросли и родили своих детей. Закон о материнском капитале работает до конца 2016 года, и Минфин считает, что нужно серьёзно подумать, продлевать ли его действие. Прекращение выдачи маткапитала позволит высвободить с 2017 года 300–330 млрд рублей. Вместо этого предлагается повысить пособия на детей из бедных семей, что обойдётся бюджету «всего» в 100 млрд рублей.

Противники идеи отмены материнского капитала считают, что это не тот случай, когда нужно ставить во главу угла вопросы экономии. «Что касается Министерства финансов, то оно всё-таки должно рассуждать не как бухгалтерия, а как планирующее финансовое ведомство, – отметил председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев. – Материнский капитал – это вложения в людей, которые рождаются в нашей стране сейчас и которые через 20 лет будут платить налоги и взносы во внебюджетные социальные фонды. Экономия в данном вопросе сегодня может сказаться большими проблемами в будущем, не только демографическими и геополитическими, но и финансовыми. Поэтому я считаю, что материнский капитал после 2016 года следовало бы сохранить». В Думе не исключают, что действие закона продлят до 31 декабря 2025 года.

Всего правом на получение сертификата на материнский капитал с 2007 года успели воспользоваться более 4 млн российских семей.

Предел необходимой обороны

Сокращение расходов на ОПК и правоохранительную деятельность – давняя мечта Минфина. Экс-глава ведомства Алексей Кудрин был в своё время уволен за резкую критику в адрес Дмитрия Медведева, раздувающего траты на вооружение. Сменивший Кудрина Антон Силуанов высказывался значительно мягче, однако тоже предлагал урезать оборонные расходы в 2014 году на 262,1 млрд рублей, а затем ежегодно, вплоть до 2020 года, наращивать сокращения.

По теме

Авторы доклада, подготовленного Минфином, апеллируют к общемировым тенденциям снижения затрат на вооружение. «Важнейшие международные предпосылки оптимизации военно-экономического развития ВС РФ отчасти вытекают из материалов, опубликованных Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (СИПРИ) 15 апреля с.г. Тенденции таковы, что впервые за последние 15 лет произошло снижение общемировых военных расходов. Снижение незначительное – всего на 0,5% в реальном выражении, но оно произошло», – говорится в докладе. А Россия, по словам авторов, идёт не в ногу с планетой всей. В 2012 году рост военных расходов у нас в стране составил 16%, что составляет до 4,4% ВВП.

Минфин предлагает сэкономить 1,2 млрд рублей на штате Министерства обороны. Для этого нужно распустить часть управлений, закрыть или объединить дублирующие подразделения. Таковых, по данным авторов доклада, в военном ведомстве сейчас около 30.

Ещё одна возможность для экономии – пересмотр приказа о денежных выплатах, которые принял экс-глава Минобороны Анатолий Сердюков. Авторы утверждают, что такие решения принимались «с нарушениями действующего законодательства, а зачастую и в условиях конфликта интересов». В качестве примера они приводят установление ежемесячных выплат членам Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Пересмотр этого решения позволит высвободить 69 млн рублей бюджетных денег.

Также предлагается перенести сроки реализации отдельных мероприятий государственной программы вооружения на следующий период с отказом от кредитных схем.

«Если ситуация будет развиваться не так радужно, как заложено в бюджетных прогнозах, то под нож пойдут и оборонные расходы, – считает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. – Я думаю, что это вполне реальный вариант развития событий, потому что в нынешней ситуации такие траты – непозволительная роскошь».

Пенсионер – всем ребятам пример

Идея повышения пенсионного возраста крайне непопулярна, и всё же Минфин предлагает ещё раз об этом подумать. Например, если женщины будут выходить на пенсию не в 55 лет, а в 60, а мужчины не в 60, а в 65, то доля неэффективных расходов в госсекторе сократится на 10–15%. Авторы предлагают устанавливать дополнительные коэффициенты к размеру трудовой пенсии по старости, если человек продолжает работать. Другой вариант – индексация страховой части трудовой пенсии один раз в год (а не два, как сейчас) на размер годовой инфляции плюс ещё 2%.

Образование тоже не укрылось от глаз авторов доклада. Они уверены, что повышение прозрачности поможет сэкономить до 15% государственных средств, выделяемых на образовательные учреждения. Сокращение бюджетных мест в вузах даст 81,8 млрд рублей. В здравоохранении оптимизация расходов может быть достигнута за счёт противодействия закупкам лекарств, цены на которые не подлежат государственной регистрации, а посему завышаются. Здесь можно высвободить 13,27 млрд рублей в год, если оперировать ценами 2012 года.

«Всегда тяжело у кого-то что-то отнимать. Вопрос в другом: есть ли вера в то, что выделяемые деньги будут использоваться рационально? Кроме того, непонятно, почему эти идеи возникли в условиях, когда цены на нефть растут, – сказал «Нашей Версии» заместитель директора Центра правовых и экономических исследований Высшей школы экономики Михаил Субботин. – Может, западная экономика и «подсела», но нам от этого ни тепло, ни холодно. Наши товары продаются по более высоким ценам. Мы зарабатываем больше. Почему же нам опять денег не хватает? Насколько неэффективно выстроена экономика, что даже при растущих доходах расходы их опережают?» А есть ещё Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. По мнению экономиста, постановка вопроса правильна, да и предложенные меры не лишены смысла, но «совершенно непонятно, чем вызвана острота проблемы».

Опубликовано:
Отредактировано: 09.09.2013 16:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх