Версия // Власть // В России может начаться волна национализации кризисных предприятий

В России может начаться волна национализации кризисных предприятий

2141

Здесь будет город-зад

Только блокировав федеральную автотрассу, жители Пикалёва сумели привлечь внимание властей Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На протяжении нескольких дней новости из небольшого городка Пикалёво в Ленинградской области были на первых полосах российских газет. Правда, после поездки в этот регион Владимира Путина вспыхнувшие в регионе волнения сошли на нет. А в Госдуму был внесён законопроект о национализации трёх градообразующих предприятий Пикалёва. Какова вероятность того, что в России стартует процесс ренационализации, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Ещё в конце прошлого года закрылись все три градообразующих завода 22-тысячного Пикалёва. Глинозёмный завод прекратил производство, ссылаясь на высокие цены на сырьё, и вынудил остановиться «Пикалёвский цемент» и «Метахим», поскольку являлся их поставщиком. Федеральная антимонопольная служба вынесла решение, что этим был нарушен закон, так как была остановлена технологическая цепочка. Однако никакой реакции со стороны владельцев предприятий на это не последовало.

К порядку собственников смог призвать лишь лично премьер Владимир Путин, который распорядился в течение дня погасить все долги по зарплате. Ожидается, что в ближайшее время должны начать работу и сами предприятия. Кроме того,

С 2004 года три завода, которые прежде были частью единого комплекса, принадлежат разным собственникам. Пикалёвский глинозёмный завод под названием «БазэлЦемент-Пикалёво» входит в империю Олега Дерипаски, «Метахим» принадлежит компании «СевЗапПром», а «Пикалёвский цемент» – корпорации «Евроцемент груп».

Любопытно, что ещё в апреле власти Ленинградской области начали разработку законопроекта о национализации трёх градо-образующих заводов. А уже в начале июня со схожим законопроектом выступила группа депутатов Госдумы во главе с председателем Комитета по труду и социальной политике Андреем Исаевым.

Как отмечается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, остаточная стоимость основных производственных фондов имущественных комплексов предприятий ЗАО «БазэлЦемент-Пикалёво» составляет 930 млн. 561 тыс. рублей, ЗАО «Пикалёвский цемент» – 423 млн. 657 тыс. рублей, ЗАО «Метахим» – 143 млн. 709 тыс. рублей. Суммарно их стоимость на 1 января 2009 года составляла 1 млрд. 497 млн. 927 тыс. рублей.

Таким образом, только расходы бюджета РФ на возмещение собственникам имущества при переходе прав собственности государству составят 1,5 млрд. рублей. Сколько потребуется казённых денег для возобновления всего цикла производства, выплаты заработной платы и т.п., осталось за кадром. В этой ситуации логично было бы предположить, что в трудных экономических условиях нынешние собственники заводов хотели бы избавиться от плохих активов за счёт государства.

Авторы думского законопроекта отмечают, что передаваемое в госсобственность имущество всех трёх предприятий может быть продано более эффективному собственнику на условии объединения их в единый производственный комплекс. В этом случае, считают они, расходы бюджета будут снижены до минимума. Однако найдутся ли желающие заплатить за нерентабельное производство собственные деньги – большой вопрос.

Вообще же Россия – одна из немногих стран, где правительство под воздействием кризиса пока не прибегало к национализации терпящих бедствие компаний. И протесты против этой радикальной меры можно услышать даже в «Единой России». Как заявил, например, председатель думского Комитета по собственности Виктор Плескачевский, «предложенный законопроект (внесённый Исаевым. – Ред.) противоречит общим принципам развития отношений в экономике». По его словам, в Госдуме готовится другой законопроект, предусматривающий для кризисных предприятий «вхождение государства в капитал с условием последующего выхода». По мнению зампреда Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александра Когана, «административными мерами никогда не сделаешь завод рентабельным. Вместо этого государство должно предоставить компаниям долгосрочные недорогие кредиты на модернизацию производства. Да и выкупить предприятие у собственника можно только по его желанию, частную собственность защищает Конституция».

По словам политолога Дмитрия Орешкина*, «у нас около 800 городов, благополучие которых основывается только на одном или двух предприятиях. Аналогичные проблемы могут возникнуть и там, и тогда трудности будут носить системный характер».

Это как минимум потребует реорганизации государственного сектора и создания новой структуры управления. А также немалых финансовых вливаний. Но готова ли к этому власть? По мнению члена правления Института современного развития Евгения Гонтмахера, «градообразующие предприятия и моногорода представляют серьёзнейшую проблему современной России, но национализация не выход. Этот путь принесёт временное облегчение, пока у государства есть деньги, но они довольно скоро кончатся. И тогда, к сожалению, государство само может превратиться в неэффективного собственника, у которого будут долги перед тем же самым населением».

*
Дмитрий Орешкин внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.06.2009 11:30
Комментарии 0
Наверх