Версия // Власть // Россия лидирует в рейтинге стран с худшей эффективностью антикризисного управления

Россия лидирует в рейтинге стран с худшей эффективностью антикризисного управления

2037

Лузеры

Темур Козаев
В разделе

Борьба с кризисом в России всё больше походит на поиски выхода из тёмного лабиринта: предпринимаются шаги, но куда идти – никто не понимает. Испытанные средства дают эффект, противоположный ожидаемому, а новые пробовать подчас боязно. Отсутствие серьёзных подвижек признаёт и руководство страны, в частности президент Дмитрий Медведев. Действительно, если посмотреть на цифры, станет понятно, что антикризисные меры пока не дали позитивного эффекта. Почему это происходит, попробовал разобраться корреспондент «Нашей Версии».

Поводов для победных реляций в борьбе с кризисом у правительства, к сожалению, не так много. Эффекта от принимаемых мер не видно, хотя работа ведётся поистине титаническая. По состоянию на первую неделю мая план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, как отчиталось Минэкономразвития, был исполнен на 41 пункт из 55.

Однако сколько-нибудь заметного улучшения состояния дел в российской экономике при этом не произошло. Более того, по данным Росстата, спад ВВП в первом квартале 2009 года по сравнению с первым кварталом 2008 года в РФ составил 9,5%, тогда как в Германии ВВП снизился на 6,9%, в Италии – на 5,9%, Канаде – на 2,3%, Великобритании – на 4,1%, США – на 2,6%, во Франции – на 3,2%.

На заседании правительства, состоявшемся в минувший понедельник, министры и чиновники пытались подвести промежуточные итоги реализации программы. Позитива было немного. К примеру, вице-премьер Александр Жуков отметил, что впервые за полгода зафиксировано сокращение безработицы. «С апреля по май количество зарегистрированных на бирже снизилось на 30 тыс. человек», – сообщил вице-премьер. «Такие положительные тенденции связаны с сезонными факторами и с реализацией региональных программ занятости, направленных на создание рабочих мест», – считает Жуков.

Но на фоне рекордного промышленного спада (в апреле темпы падения составили 16,9% – худший результат с 1994 года) эти данные выглядят более чем скромно.

Впрочем, в руководстве страны есть чёткое понимание, что эффективность антикризисных мероприятий пока весьма сомнительна. Президент Дмитрий Медведев недавно признал, что прямая господдержка фондового рынка страны оказалась неэффективной.

В середине октября прошлого года правительство России поручило ВЭБ инвестировать на фондовом рынке 175 млрд. рублей, чтобы поддержать стоимость акций российских компаний. К концу января банк отчитался, что израсходовал почти все выделенные ему средства.

В необходимости спасения фондовых рынков у многих специалистов изначально были большие сомнения, и со временем их правота стала очевидной.Провалился и план поддержки предприятий с помощью госгарантий. «С этой темой получилось, мягко говоря, неблестяще, – констатировал Дмитрий Медведев на совещании с экономическим блоком правительства 13 мая. – Было зарезервировано 300 млрд. рублей на эти цели, из них ни рубля не выдано».

Причиной тому – слишком сложный механизм для получения банками средств от государства. В результате банки просто отказывались кредитовать предприятия.

Поведение банков тоже удивляет: получив почти триллион рублей поддержки от государства, они испугались лишней бумажной волокиты. «Государство, как показывают последние события, не в силах справиться с банками, даже если они номинально принадлежат ему, – говорит руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Банки можно понять: в условиях массового спада и ухудшения конъюнктуры они не заинтересованы в кредитовании реального сектора экономики – им гораздо выгоднее вкладывать средства в фондовый рынок, как ещё в январе было выгоднее вкладывать в валюту. В этих условиях государство должно ставить банки в жёсткие рамки, так как оно, предоставляя им средства, имеет право требовать конкретных направлений применения этих средств. Однако оно, судя по всему, не хочет этим заниматься».

По теме

Этот перечень можно продолжать и дальше. У министров-экономистов есть главный аргумент в защиту нынешней модели борьбы с кризисом: так же действуют все развитые экономики. Однако, как показывают цифры, антикризисные меры по западному образцу в России работают неважно. По результатам очередного «Индекса антикризисной эффективности», который рассчитывает ФБК*, Россия опустилась на последнее место. Ранее хуже нас была только Украина.

Этот рейтинг базируется на 14 основных социально-экономических показателях, в том числе ВВП, инвестиции, объём производства, уровень безработицы. Принцип его работы предельно прост: принимаются эффективные меры, показатели растут, а следом за ними растёт и индекс.

В начале кризиса (июль-август) Россия занимала уверенное первое место, а, к примеру, Украина и Казахстан – второе и третье соответственно. Однако дело здесь было не в блестящем антикризисном управлении, а в том, что кризис добрался до постсоветского пространства с некоторым опозданием. Но уже с сентября началось затяжное падение: к декабрю Россия вышла на предпоследнюю строчку в списке. В январе она сумела сохранить позиции, но в феврале РФ скатилась на последнее место. Расчёт индекса происходит с некоторым запозданием в силу того, что национальные статистические ведомства обнародуют данные по экономике не сразу. Так, цифры за февраль появились в полном объёме лишь в начале мая.

И ещё о цифрах. Согласно данным Росстата, по темпам роста цен Россия занимает первое место среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) и G8. Инфляция в России составила 14% (март 2009 года к марту 2008 года). В Индии инфляция составила 8%, в Бразилии – 5,6%, в Китае наблюдалась дефляция на уровне минус 1,2%. В Великобритании уровень инфляции составил 2,9%, в Италии – 1,2%, Канаде – 1,2%, в Германии – 0,5%, во Франции – 0,3%. В Японии и США в этот же период наблюдалась дефляция – 0,3% и 0,4% соответственно.

«В России наблюдалось самое значительное сокращение объёмов экспорта и внешней торговли в целом, а также самые быстрые темпы роста цен. По темпам сокращения золотовалютных резервов мы на втором месте после Великобритании», – комментирует полученные результаты директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его мнению, Украина оказалась впереди России за счёт чуть более лучших показателей инфляции.

«Это рейтинг не о том, где хорошо, а где плохо, – продолжает он. – Плохо везде: в других странах тоже не очень хорошо получается бороться с кризисом. Все участники рейтинга это демонстрируют. Но в других странах хоть какие-то проблески появляются. В той же Германии стало неплохо получаться стимулировать внутренний потребительский спрос на автомобили благодаря решению о доплате 2500 евро при покупке новой машины. Продажи выросли на 40%, в то время как у нас они упали на 50%. Субсидирование ставок, которое у нас изобретают, не работает».

Как отмечает эксперт, в западных странах гораздо раньше пришло осознание, что необходимо запустить механизм государственных гарантий, чтобы не возникало тромбов в финансово-кредитной системе. У нас же до сих пор он не работает.

«В России изначально стратегия борьбы с кризисом была выбрана неправильно, – продолжает Николаев. – Её целью было залить финансово-экономическую сферу деньгами по принципу «бабло побеждает зло». Очень просто считать, когда есть резервы: сколько надо, столько и дадим. В результате мы не стали делать то, что необходимо было делать. Наши деньги ушли за границу. Девальвация рубля – это чистый отток за рубеж, это опустошение золотовалютных резервов».

А вот Китай, по оценке Николаева, ведёт себя вполне успешно. Но Поднебесная в рейтинге не участвует, поскольку нет полных статистических данных о состоянии её экономики.

«Та программа, которая была обнародована в апреле, это программа не по преодолению кризиса, а по его углублению, – считает экономист. – В ней продолжение прежнего курса. Если посмотреть на приоритеты и количество денег, которое на них выделено, всё становится ясно. Так, на стимулирование спроса заложено 6 млрд., а на повышение устойчивости финансовой системы – 1,355 трлн. рублей. У меня это в голове не укладывается».

Фактически отсутствие каких-либо серьёзных сдвигов в антикризисной программе означает, что от признания ошибок до конкретных действий – настоящая пропасть. Самое печальное, что аутсайдером Россия оказалась не только среди стран, ориентированных на западную модель экономики, но и среди стран БРИК. Трое остальных участников этого объединения – Бразилия, Индия и Китай – демонстрируют лишь замедление роста национальных экономик. И только Россия ушла в глубокий минус.

*
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.05.2009 15:45
Комментарии 0
Наверх