Версия // Общество // В 1948 году в Израиле купили итальянские взрывающиеся катера

В 1948 году в Израиле купили итальянские взрывающиеся катера

2629

По стопам «Чёрного князя»

В 1948 году в Израиле купили итальянские взрывающиеся катера
В разделе

18 мая 1948 года было провозглашено создание государства Израиль. Учитывая сложные отношения с соседями, израильские власти с самого начала уделяли особое внимание закупкам оружия – ведь тогда оборонной промышленности в стране не было. В разных странах купили старые списанные боевые корабли и вспомогательные суда. Но руководство вооруженными силами хотело оснастить свой флот ударным оружием.

Тогда, в 1948 году, желающих продать торпеды и их носители, не нашлось. Пришлось израильтянам придумать не стандартный выход из положения. В этой статье мы расскажем о применении в ВМФ Израиля итальянских взрывающихся катеров, стоявщих на вооружение в Х флотилии MAS.

Наследство «Чёрного князя»

Одними из самых лучших боевых пловцов во время Второй мировой войны были итальянцы. О них смотри статью «Антология морских диверсий. «Черный князь». В состав Х флотилии MAS под командованием Валерио Боргезе, которого называли «Чёрный князь» входило и подразделение, на вооружение которого находились взрывающиеся катера. Они были созданы в конце 30-х годов ХХ века, и официально назывались МТ Motoscafo Turismo – туристический моторный катер. Длина таких катеров составляла 5,6 метра, водоизмещение – одна тонна. До 33 узлов – чуть больше 60 км/ч – катер разгонял 95-ти сильный двигатель «Альфа Ромео». Катер мог перевозиться в обычном грузовике. В носовом отсека катера размещалось 250 кг взрывчатки. В корме было место для боевого пловца. Тактика применения таких катеров была следующая. Группа из 1-2 торпедных катеров и 5-6 взрывающихся катеров выдвигалась к цели – обычно это были быть якорные стоянки. МТ был глиссирующим катером, и мог преодолеть притопленное боновое заграждение. Боевой пловец выбирает цель, закрепляет руль, выбрасывает спинку сидения (она используется как спасательное средство), и на расстоянии около 200 метров от цели покидает катер. Выбросившихся в воду пловцов подбирают торпедные катера. При ударе о цель срабатывали специальные заряды, при подрыве которых отрывалась корма катера. Носовая часть погружалась в воду, и на заданной глубине подрывался основной 250-ти кг заряд, поражающий подводную часть цели. Практика применений таких катеров была удачной и не очень. Так, в результате атаки 26 марта 1941 года были тяжело повреждены английские тяжелый крейсер «Йорк» и танкер «Перикл», водоизмещением 8 324 тонны. Крейсер и танкер затонули. Итальянцы использовали для атаки 6 катеров. Все пловцы остались живы, но попали в плен. Атака на Мальту сорвалась, был взорван только мост. Погибло 15 итальянцев, 18 попали в плен. Следующие атаки были неудачными, и только 16 апреля 1945 года катер МТ потопил французский эсминец «Тромб».

Катера для спортсменов

По теме

Всего за годы Второй мировой войны итальянцы построили около сотни катеров типа МТ и МТМ – его модернизированный вариант. Был даже построен модернизированный вариант катера с одной торпедой калибра 450 мм. Для нашего повествования важно, что не все построенные катера были переданы Х флотилии MAS.

Летом 1948 года агенты израильской разведки, руководимые Зевом Хайямом вышли на владельцев небольших верфей, в годы Второй мировой войны строившей взрывающиеся катера для Х флотилии MAS. Они предложили владельцам верфи купить шесть оставшихся катеров по цене 3 000 американских долларов за штуку. Конечно, официально, катера закупались как гоночные и спортивные, но все, и продавцы, и покупатели, понимали, кому и для чего понадобились эти необычные катера.

Подготовка к операциям

Катера были доставлены в Израиль в августе 1948 года. Они были приписаны к специальному диверсионному подразделению военно-морских сил Израиля. Командовал этим подразделением Йохан Бин-Нун. Официально, в составе ВМФ эти катера считались спасательными. Первоначальные тренировки экипажей проводились на Тивериадском озере. Первым инструктором выступал итальянец Фиоренцо Каприотти. Он оказался очень ценным приобретением для израильтян. Фиоренцо Каприотти как боевой пловец Х флотилии MAS участвовал в атаке в бухте Суда на Крите и в атаке на Мальту. Попал в плен. Когда возвратился на родину, стал искать работу. В это время на него вышли израильские спецслужбы. Сначала Каприотти проверял исправность купленных катеров МТМ, потом переехал в Израиль для подготовки израильтян. Режим секретности был максимальный. К осени 1948 года катера были перебазированы в порт Яффа. Катера нужно было доставлять в район проведения операций. Для этой цели переоборудовали патрульное судно – бывшую яхту «Ма’оз» К-24, которую передали в распоряжение диверсантов Бин-Нуна. «Ма’оз» имела водоизмещение 1 050 тонн и была вооружена одним 76-мм орудием. Развивала скорость 15 узлов. «Ма’оз» К-24 была построена в Германии в 1931 году как частная яхта «Argosy». Участвовала в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. С 1942 года входила в состав ВМФ США как патрульный корабль USS»Cythera» PY-31. В 1946 году яхту приобрела израильская организация и она получила название «Abril». В 1948 году включена в состав ВМФ Израиля как «Ма’оз» К-24. Яхта имела на корме два крана и место для размещения всех шести катеров МТ. Время спуска на воду всех катеров составляло около 6 минут. Один из катеров предназначался для подъема боевых пловцов с воды. Израильтяне считали, что их диверсанты не должны были попадать в плен.

Атака взрывающихся катеров на корабли египетского флота планировалась в рамках общей операции «Иоав». Попытки организовать морскую блокаду сектора Газа тогда не увенчались успехом, и тогда решили прибегнуть к атаке катеров МТ. 22 октября 1948 года в районе 16-00 по местному времени в районе Газы был обнаружен флагман египетского флота фрегат «Эль-Амир Фарук». В некоторых источниках утверждается, что это был эсминец. На самом деле, это не так. «Эль-Амир Фарук» имел любопытную историю. Он был построен в 1926 году в Тайнсайде Великобритания, как грузопассажирское судно. В 1936 году его мобилизовали в Королевский ВМФ Великобритании и вооружили по образцу шлюпов типа «Flower». Его водоизмещение было 1 441 тонна, скорость хода 17 узлов (около 30 км/ч). К 1948 году, когда корабль входил в состав ВМФ Египта, он был вооружен одной (некоторые источники утверждают, что двумя) 76,2-мм пушкой, четырьмя 20-мм автоматическими пушками «Эрликон», пулеметами и глубинными бомбами. На момент атаки, «Эль-Амир Фарук» сопровождал тральщик класса BYMS. Тральщики этого типа строились во время Второй мировой войны в США. Часть из них (около 150 единиц) была передана Великобритании. Тральщики были деревянные, водоизмещением 274 тонны. После Второй мировой войны, Великобритания передала 9 таких тральщиков ВМФ Египта.

Гибель «Амира Фаруха»

По теме

Командующий израильским ВМФ Гершон Зак направил на перехват египетского флагмана соединение в составе корветов «Хагана» и «Веджавуд», большого охотника за подводными лодками «Ногах» и базы взрывающихся катеров «Ма’оз». Нужно сказать, что эта атака была проведена после того, как при посредничестве ООН было заключено соглашение о перемирии, то есть израильтяне этой атакой его нарушили.

В 18-40 по местному времени, «Ма’оз» отделилась от израильских кораблей, и направилась к точке атаки. Эту точку рассчитали так, чтобы атакующие катера остались не замеченными с берега. В 21-00 были спущены на воду все четыре катера. Два из них предназначались для атаки, третий был резервным, четвертый, без взрывчатки, с двумя моряками, должен был подобрать экипажи атакующих катеров с воды. Интересная подробность. На моряках были одеты специальные шлемы с приборами ночного видения, а моряки в атакующих катерах одели специальные шапочки с инфракрасными лампочками, чтобы их легче было обнаружить в ночной воде.

В 22-00 катера приблизились к египетским кораблям. Египтяне считали, что уже действует перемирие ООН, израильтяне атаковать их не будут, поэтому они несли обычные ходовые огни. Командующий операцией Бин-Нун приказал первому катеру атаковать «Эль-Амир Фарук», второму – тральщик. Замысел был в том, чтобы при выходе в атаку катера прошли между египетскими кораблями. Это затруднило бы ответный огонь с них. Но, пока катера маневрировали для выполнения задуманного, «Эль-Амир Фарук» повернул на север, а тральщик – на юг. Египетские корабли разошлись. Наблюдая это, первый катер начал атаку «Фаруха», но сразу был им обнаружен. С него по катеру был открыт огонь. Пилот второго катера, видя, что тральщик уже ушёл достаточно далеко, решил так же переключиться на атаку на египетского флагмана. Но в этот момент у него забарахлил мотор, и катер лег в циркуляцию. Командир резервного катера принял решение всё-таки догнать и атаковать тральщик. Он с запозданием покинул катер всего в 30 метрах от тральщика.

«Эль-Амир Фарук» был взорван первым катером. Он затонул через 5 минут. Тральщик был поврежден, но сохранил плавучесть, и египтянам удалось отбуксировать его в Александрию. Четвертый, спасательный катер подобрал пилотов трех ударных катеров. В 22-25 спасательный катер пошел на поиск плавбазы, в этом большую помощь оказали приборы ночного видения, и в 23-10 все боевые пловцы поднялись на борт «Ма’оз». Не совсем понятна судьба второго катера, который должен был первоначально атаковать тральщик. По одним данным, он все-таки был направлен в «Эль-Амир Фарук» и взорвался, по другим – вернулся на корабль-базу. По этой версии израильтяне потеряли два взрывающихся катера.

После атаки

Израильтяне прекрасно понимали, что атаковали египетские корабли, когда действовало перемирие под эгидой ООН, поэтому, во-первых, публично об атаке не сообщило. Сделано это было ещё и потому, чтобы сохранить в секрете наличие взрывающихся катеров в своем арсенале. Во-вторых, после ночной атаки, «Ма’оз» три дня находилась в море, чтобы её возвращение в базу нельзя было связать с атакой на египетский флагман.

Египетский тральщик получил небольшие повреждения, и был отремонтирован. Это подтверждается тем фактом, что в войне 1956 года, в составе египетского ВМФ было столько же тральщиков типа BYMS, что и в 1948 году. Более того, даже не известно название тральщика, подвергшегося атаки взрывающегося катера.

Второй заход

Второй раз катера были использованы в январе 1949 года. Правда, результат оказался нулевым. После окончания перемирия, египетский флот впервые обстрелял с моря Тель-Авив. «Ма’оз» вышла на перехват египетским кораблям. Но время атаки и погодные условия не способствовали успешному применению катеров МТ. Из-за светлого времени суток, катера пришлось спустить далеко от египетских кораблей. К тому же был сильный ветер, а мореходность маленьких катеров оказалась крайне низкой. Один из них захлестнуло волной, и он затонул, остальные катера из-за волнения моря не смогли выйти в атаку. Всё закончилось артиллерийской дуэлью «Ма’оз» с египетскими кораблями на большой дистанции, что не принесло результатов ни одной из сторон.

В марте 1949 года произошло окончательное прекращение огня. Единственной успешной боевой операцией, которую провел израильский флот после атаки на «Эль-Амир Фарук» стала высадка 26 декабря 1948 года с больших патрульных катеров десяти коммандос для проведения диверсии на железной дороге. Вторая высадка была уже не так успешна – коммандос обнаружили себя, и им пришлось срочно возвращаться на катера.

Заключение

За успешное проведение атаки на «Эль-Амир Фарук» Йохай Бин-Нун был удостоен звания Герой Израиля. В 1960 году он стал командующим ВМФ Израиля. Всю свою военную карьеру Бин-Нун был ярым сторонником проведения диверсионных атак на море. После окончания войны диверсионное подразделение ВМФ было переименовано в 13-ю флотилию – Шайетет-13. В этом переименовании явно просматривается влияние Х флотилии MAS.

После войны 1948-1949 годов у израильтян осталось два катера МТ. Неизвестно, пополнили ли они их количество, или нет. Известно только, что позднее, один из уцелевших катеров был переброшен в Красное море, и использовался для высадки агентуры на побережье Иордании. Последний из сохранившихся катеров типа МТ сегодня находится в Музее военно-морского флота в городе Хайфа.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.01.2023 10:00
Комментарии 0
Наверх