Версия // Общество // Для проведения разведывательных операций в ВМФ США была переделана ракетная подводная лодка

Для проведения разведывательных операций в ВМФ США была переделана ракетная подводная лодка

16891

Тихая война. Операция «Песчаный доллар»

Для проведения разведывательных операций в ВМФ США была переделана ракетная подводная лодка
(фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/USS_Halibut_(SSN-587))
В разделе

В ВМФ США создали обитаемые и телеуправляемые подводные аппараты для поиска объектов на дне океана на большой глубине. Была разработана методика поиска таких объектов. Оставалось подобрать платформу, на которой базировалась бы глубоководная техника. Тем более, что задачу для такой субмарины морская разведка США уже сформулировала – подъем со дна моря обломков советских ракет, которые оказались там после пусков.

В этой статье мы расскажем о подводной лодке USS «Halibut» SSN-587 и о подготовке к операции «Песчаный доллар».

USS SSN-587 «Halibut» и операция «Песчаный доллар»

После успешного поиска места катастрофы американской атомной подводной лодки «Трешер», поиска и подъёма термоядерной бомбы в Средиземном море, Джон Крейвен и его Отдел специальных проектов был привлечен к разработке технических требование к глубоководным аппаратам для спасения экипажей подводных лодок DRSV. Но его внезапно пригласили в Пентагон, где Джеймс Бредли, начальник отдела подводных операций военно-морской разведки ВМФ США, предложил Крейвену принять участие в обеспечении операции американской военно-морской разведки «Sand Dollar» - «Песчаный доллар».

Суть операции заключалась в следующем. Американские подводники достаточно давно следили за советскими субмаринами – смотри статью «Тихая война. Разведка с подводных лодок. Первые батискафы».

Отслеживались не только сами подводные лодки с целью записи акустического портрета, но и пуски ракет с советских лодок в полигонах боевой подготовки. Зная, где находятся полигоны, на которых оборудованы цели для ракет, можно было приблизительно определить траектории полета ракет. Понимая, что не все пуски были успешными, и, зная, что тогда у ВМФ СССР не всегда была возможность поднять обломки ракеты, морская разведка США поставила перед собой цель поднять как можно больше обломков, чтобы изучить конструкцию ракет вероятного противника. Справедливости ради надо сказать, что в те годы советский флот не предпринимал особых усилий по поиску обломков, что облегчало задачу американцам.

Джон Крейвен должен был, во-первых, включить в техническое задание на проектирование DRSV не только требования по обеспечению спасения подводников, но и возможности находить и поднимать с грунта различные предметы. Во-вторых, его математические методы по поиску объектов на дне нужно было ориентировать на поиск обломков ракет в определенных акваториях. И, наконец, в-третьих, Крейвен должен был подобрать подходящую подводную лодку для такой миссии. Существующие разведывательные субмарины ВМФ США для этого не подходили, так как не могли разместить на борту все необходимое оборудование и персонал для работы на нём. Как и советские адмиралы, американские не хотели заказывать для такого нового дела специальную подводную лодку. ВМФ США предложил Крейвену на выбор две атомные подводные лодки, которые в тот момент были не у дел. Первая – USS SSN-575 «Seawolf» была, по сути, экспериментальной опытовой подводной лодкой. На ней был установлен атомный реактор с жидким металлом в качестве теплоносителя первого контура. После испытаний этот реактор был демонтирован и заменен водо-водяным реактором, который стоял на всех американских атомных подводных лодках.

Вторая лодка была значительно интереснее. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Если баллистическую ракету на подводную лодку впервые установили в советском флоте, то крылатые ракеты обосновались на американских субмаринах задолго до этого. Это произошло, когда американцы получили в своё распоряжение немецкую крылатую ракету «Фау-1» (V-1), ещё в 1944 году, когда несколько экземпляров невзорвавшихся «Фау-1» были переданы США Великобританией. Американцы решили установить ракету на свои подводные лодки для ударов с моря по Японии. Комплекс получил наименование «Loon» KUW-1 - «Луна» В качестве носителей использовались дизель-электрические подводные лодки типа «Балао». Первый пуск ракеты был произведен в январе 1946 года. Для испытательных пусков были переоборудованы подводные лодки USS «Carbonero» SS-337 и USS «Cusk» SS-348. Возможности комплекса не удовлетворили американских моряков, он не был принят на вооружение флота, хотя испытательные пуски продолжались до 1951 года. Но идея установить на подводные лодки крылатые ракеты для ударов по береговым целям американскими адмиралами забыта не была. Используя накопленный опыт, в 1955 году на вооружение был принят ракетный комплекс SSM-N-8A «Regulus» с одноименной крылатой ракетой. Этот комплекс стоял на вооружении с 1955 по 1964 годы. Всего было выпущено 514 ракет «Регулус». Как и «Луна», для старта «Регулуса» лодка должна была всплыть. Комплекс создавался для того, чтобы постоянно держать под обстрелом советскую военно-морскую базу на Камчатке. Американские адмиралы серьезно опасались советских подводных лодок, размещенных на Камчатке. Первыми под ракетный комплекс переоборудовали две дизель-электрические субмарины времен Второй мировой войны USS «Tunny» SS-282 (типа «Gato») и USS «Barbero» SS-317 (типа «Balao»). В 1958 году в строй вступили две дизель-электрические лодки специальной постройки USS «Grayback» SSG-574 и USS «Growler» SSG-577, а 1959 году атомная ракетная подводная лодка USS «Halibut» SSGN-587. «Tunny» и «Barbero» несли по две ракеты, «Grayback» и «Growler» - по четыре, а «Halibut» - пять ракет. По сути, это был первый вариант морского подводного ядерного сдерживания для ВМФ США. Американские адмиралы хотели, чтобы у берегов Камчатки находились 4 ракеты. Поэтому, «Tunny» и «Barbero» патрулировали одновременно, а остальные три лодки - в одиночку. Это была достаточно напряженная служба, и в американском флоте эти пять лодок уважительно называли «океанским яхт-клубом». Кроме этого, для патрулирования уже в западной части Тихого океана ракетами «Регулус» были вооружены четыре американских тяжелых крейсера типа «Балтимор». К началу 60-х годов комплекс устарел, и в 1964 году был снят с вооружения. «Grayback» была переоборудована в разведывательную подводную лодку, а «Halibut» находилась в резерве.

По теме

Джон Крейвен выбрал «Halibut». Основная причина, по которой была выбрана эта лодка, заключалась в следующим. В носовой части «Halibut» находился большой герметичный ангар, в котором ранее располагались ракеты. Этот ангар получил прозвище «Пещера летучих мышей». Размеры ангара позволяли разместить в нем специальный вычислительный комплекс (а ЭВМ по размерам тогда походили на трехстворчатые платяные шкафы), рабочие места специалистов и подводные телеуправляемые аппараты.

После утверждения выбора лодки, на «Halibut» началось переоборудование. Крейвен исходил из того, что районы потенциального падения частей советских ракет будут даваться приблизительно. Поэтому оборудование лодки должно иметь возможность обследовать большие площади морского дна на глубинах до шести километров. Для этого в «Пещере летучих мышей» размещались не только телеуправляемые подводные аппараты, но и современная гидроакустическая аппаратура. На глубинах до 200 метров обломки должны были забирать водолазы, выходящие через специальный шлюз, а возвращаться они должны были через декомпрессионную камеру. На больших глубинах, лодка выпускала телеуправляемый подводный аппарат с манипуляторами, который проводил сбор обломков. Режим секретности был максимальным. Так как в американском флоте многие знали, что Крейвен работал над созданием глубоководных аппаратов для спасения экипажей подводных лодок, то по легенде «Halibut» была опытовой подводной лодкой для испытания новой спасательной техники. На корме лодки установили полноразмерный макет спасательного глубоководного аппарата DRSV. На самом деле, внутри его корпуса располагалась декомпрессионная камера для водолазов, которую невозможно было разместить внутри корпуса субмарины. Разведывательное оборудование размещалось в носу и на корме лодки. В носу, в «Пещере летучих мышей» располагалась основная электронно-вычислительная машина «Унивак» 1124, гидролокаторы, подводные телеуправляемые аппараты и специалисты, управляющие этой техникой. В кормовом торпедном отсеке обосновались водолазы. Там был оборудован глубоководный комплекс для водолазов, включающий в себя шлюз для выхода из лодки под водой и декомпрессионную камеру.

Подводная лодка USS Halibut SSGN-587 как носитель крылатых ракет (фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/USS_Halibut_(SSN-587)
Подводная лодка USS Halibut SSGN-587 как носитель крылатых ракет (фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/USS_Halibut_(SSN-587)

Суть подводного поиска заключался в следующем. Прибыв в район, с лодки выставлялось несколько маяков-ответчиков. После этого, лодка начинала поиск, двигаясь по специальному алгоритму, ориентируясь на маяки-ответчики. Поиск проводился с помощью гидролокаторов. При нахождении какого-либо предмета на дне, детальное обследование его проводили водолазы-глубоководники, или телеуправляемые подводные аппараты. Они же осуществляли доставку интересных объектов на борт лодки.

Первый блин комом. Осень 1967 года

Первый разведывательный поход «Halibut» был очень важен. Дело в том, что основные (на тот период) ракетные подводные лодки СССР – дизель-электрические ракетные лодки проекта 629 – проходили перевооружение на новый ракетный комплекс Д-4 с ракетами Р-21. Это был ракетный комплекс с подводным стартом. Перевооруженные лодки Тихоокеанского флота должны были провести стрельбы новыми ракетами над акваторией Охотского моря в сторону Камчатки. Американские аналитики предположили, что обломки ракет должны были остаться на дне Охотского моря, и даже приблизительно определили район поиска.

Во второй половине 60-х годов в состав Тихоокеанского флота СССР входили 9 ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту - две дизель-электрические субмарины проекта АВ611 с ракетами Р-11ФМ, семь дизель-электрических лодок проекта 629 с ракетами Р-13 и одна атомная подводная лодка К-178 проекта 658 с ракетами Р-15. В СССР было запланировано перевооружение лодок проекта 629 на новый ракетный комплекс с ракетами Р-21. Первой встала на перевооружение ракетная дизель-электрическая лодка К-129. После перевооружения К-129 стала относиться к проекту 629А. Пуск новой ракеты был произведен летом 1967 года из полигона, расположенного у восточного побережья острова Сахалин в сторону полигона Кура на Камчатке. Американцы считали, что боеголовка должна упасть на полигоне, а сама ракета – в акваторию Охотского моря.

По теме

USS Halibut в варианте разведывательной подводной лодки (фото: https://en.wikipedia.org/wiki/USS_Halibut_(SSGN-587)
USS Halibut в варианте разведывательной подводной лодки (фото: https://en.wikipedia.org/wiki/USS_Halibut_(SSGN-587)

Американская морская разведка в рамках операции «Песчаный доллар» запланировала операцию «Зимний ветер». «Halibut» вышла из Перл-Харбора и взяла курс на Охотское море. Как мы уже говорили, уровень секретности был максимальный. Об истинной цели похода знал только командир лодки, специалисты из «Пещеры летучих мышей» и водолазы из кормового отсека. Начало поиска было штатным. «Halibut» выставила маяки-ответчики и приступила к поиску в рекомендованном районе. Был выпущен один из телеуправляемых подводных аппаратов для визуального контроля дна. Неприятности начались во время поиска. Сначала вышел из строя «Унивак» 1124. Но так как маяки-ответчики были выставлены, можно было продолжить поиск и без ЭВМ. Через некоторое время ухудшилось изображение с камер подводного аппарата. Дело в том, что при переоборудовании лодки не нашлось компании, которая бы поставила кабель нужной длины. Поэтому кабель пришлось сращивать. Место сращивания и давало помехи изображения. В довершении всего, этот кабель запутался, и пользоваться аппаратом стало невозможно. Лодке пришлось всплыть, водолазы распутали кабель и «Halibut» отправилась обратно в Пёрл-Харбор, не выполнив задания. Первый блин вышел комом. Самое обидное для американцев (они это выяснили позже) заключалось в следующем. Ракета Р-21 предназначалась для стрельбы по береговым целям, и никакого отделения головной части над акваторией Охотского моря не было. Ракета целиком упала на полигоне Кура. «Halibut» искала не существующие в природе обломки. Разочарование руководства американской морской разведки было огромным, но оно не прекратила операцию «Песчаный доллар». В Пёрл-Харборе на лодку был доставлен новый, единый кабель для подводных аппаратов и отремонтирована ЭВМ. Дальнейшие успешные походы «Halibut» показали, что американская концепция разведывательной субмарины была правильной.

В Советском Союзе пошли другим путем…

Недавно в издательстве «СУПЕР Издательство» вышла интересная книга «История гидронавтики. Книга первая. Глубоководный комплекс «Архипелаг»». Её автор Владимир Михайлович Ашик, гидронавт, собрал рассказы участников и очевидцев зарождения советской боевой гидронавтики. В статье приведены несколько фактов из этой книги.

Окончание следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.01.2023 15:12
Комментарии 0
Наверх