// // Украине далеко до победы над коррупцией в энергетическом секторе

Украине далеко до победы над коррупцией в энергетическом секторе

1683

Коррупция на трубе

Украине далеко до победы над коррупцией в энергетическом секторе
В разделе

Успехи Украины в борьбе с коррупцией в энергетическом секторе довольно скромны. Миллиарды долларов ежегодно утекают в карманы политических деятелей и связанных с ними олигархов. После того как власть объявила о реформировании отрасли, даже внутренние игроки вступили в борьбу за энергетическую монополию. Если не исправить сложившейся ситуации, энергетический сектор будет и дальше источником коррупции и сделает страну уязвимой к внешним угрозам.

Энергетика Украины важна для соседей

Энергетический сектор Украины также имеет большое значение для ее соседей. Хотя доверие к Украине как к стране-транзитеру подорвано, через нее до сих пор проходит почти половина российского газа, экспортируемого в Европу. Эта ситуация сохранится до тех пор, пока в строй не введут газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Россия твердо намерена построить новые трубопроводы в обход Украины, и использует транзитные сделки для демонстрации европейским потребителям, что Киев является ненадежным транзитным партнером.

Именно поэтому энергетический сектор является ключевым для прогресса экономической реформы, за которой пристально следят не только внутренние наблюдатели, но и международные сторонники. На кону стоит не только снижение энергетической неэффективности в умирающей экономике, но и истощение национальной казны.

Два года без изменений

К сожалению, по прошествии более двух с половиной лет после евромайдана энергетический сектор экономики Украины все еще страдает от отсутствия рыночной конкуренции и прозрачного регулирования.

Новое правительство под руководством премьер-министра Владимира Гройсмана в первую очередь занялось выравниванием внутренних цен на газ, чем заслужило одобрение Запада. Однако газовые субсидии - вовсе не единственная область в энергетическом секторе, где процветает коррупция. Привлечение новых руководителей, в том числе молодых, обучавшихся на Западе, украинцев и иностранцев в государственные энергетические компании является эффективным только если произойдут реальные улучшения в корпоративном управлении, и установится прозрачность в таких областях как госзакупки и трансфертное ценообразование. Конечная цель должна заключаться в том, чтобы разрушить монополию государства в энергетическом секторе, способствовать развитию конкуренции и рыночной эффективности, высвободить экономическую ценность государственных активов, а также лишить олигархические группы контроля над энергетическими монополиями.

Реверс - временное решение

Существует ошибочная уверенность в том, что реверсные поставки российского газа из Европы являются долгосрочным решением существующей проблемы. Конечно, они полезны в условиях напряженности в отношениях между Москвой и Киевом, в то время как газовый рынок перенасыщен. Тем не менее они не помогут, если Россия перекроет поставки Украине и через нее, а у европейских стран не будет газа, который они могли бы продать.

Кроме того, стоимость украинской газотранспортной системы зависит от нормализации отношений с Газпромом. Подача иска к Газпрому в международный арбитраж и капризная угроза повысить тарифы на использование трубопровода - рискованный путь. Единственное, чего добьется этим Киев, это предоставит Газпрому еще более веские аргументы для прокладки альтернативных маршрутов ГТС.

Конечно, в долгосрочной перспективе Украина должна повысить эффективность энергетического сектора и создать благоприятные условия для увеличения объемов инвестиций в него. У правительства Гройсмана не так много времени на проведение энергетической реформы. Если это не будет сделано, его карьера премьера повторит судьбу предшественника. Украинская общественность видит в новых обращениях к бизнесу признаки привычной политической борьбы за контроль над энергетическими активами.

По теме

Реформы тормозятся

Даже если украинскому правительству хватит политической воли, ему до сих пор негде взять финансовых ресурсов и потенциала для эффективного проведения реформ. Западные правительства и международные финансовые учреждения должны были бы предложить гораздо больший пряник и активнее работать кнутом, чем делают это сейчас. Экономической помощи, которую получила Украина, мало для страны с населением около 45 млн человек и продолжающимся конфликтом. Понимая это, украинское правительство склонно вести дела кое-как и верить, что Украина настолько важна для Запада, что тот простит ей все, как обычно.

Хорошая новость заключается в том, что в отличие от других коррумпированных секторов, таких как образование и здравоохранение, реформа энергетики может дать значительно больше, чем самоокупаемость сектора. Это повысит конкурентоспособность экономики Украины и внесет свой вклад в реформирование других отраслей. Но в настоящий момент, как это не прискорбно, в энергетическом секторе не существует согласованного плана реформ. Команда украинских экспертов должна разработать такой план с помощью международных экспертов в области торговли, промышленности и права. Он должен быть реалистичным и составляться не для того, чтобы защитить особые интересы одного из украинских кланов. Самое главное, что подробности этого плана должны быть донесены до общественности, а сам он должен быть одобрен народными избранниками в Верховной Раде. Слишком часто украинские правительства рассматривают законодателей как препятствие для действий исполнительной власти, а не в качестве партнеров в проведении реформ, чье доверие нужно заслужить.

Энергетическая реформа может быть успешна лишь при условии единства цели и при наличии единства в украинском правительстве. Запад должен помочь с финансированием и координацией. В противном случае украинские чиновники найдут способ решить внутренние конфликты, исходя из интересов отдельных групп, а не экономической ценности.

Опубликовано:
Отредактировано: 21.10.2016 10:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх