Версия // Общество // Столицу решено расширить до бетонки в Подмосковье?

Столицу решено расширить до бетонки в Подмосковье?

18252

Мособлпострой

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Противостояние властей Москвы и Подмосковья сходит на нет. Не так давно объединённая коллегия правительств обоих регионов на своём втором заседании приняла знаковые решения о совместных действиях. Общественность восприняла происходящее как старт объединению столицы и области. Однако гораздо реалистичнее выглядит расширение Москвы до границ будущей ЦКАД и создание одной из крупнейших городских агломераций мира.

Противостояние региона и его столицы для России не редкость. Причина здесь кроется в экономике: как правило, столичный город (даже если речь идёт об области) является финансовым центром региона. При этом нередка ситуация, когда основные производства, рабочие руки и сырьё находятся за городской чертой. Вот и начинают губернатор с мэром перетягивать на себя одеяло трансфертов, налоговых поступлений и прочие дефицитные ресурсы.

В случае с Московским регионом пикантность ситуации придавал особенный статус Москвы – столицы страны и отдельного субъекта Федерации. Однако само противостояние экс-мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Московской области Бориса Громова имело куда более тяжёлые последствия, нежели аналогичные тяжбы в других регионах. Слишком велик был вес решений – как исполненных, так и неисполненных. К примеру, спор о принадлежности территории в подмосковной Щербинке чуть не сорвал сроки предоставления жилья военнослужащим. Встречала трудности и программа вывода производств из Москвы. Про транспортную проблему можно и не вспоминать.

После прихода на пост мэра Москвы Сергея Собянина обе стороны наперебой демонстрируют дружеские устремления. Так, сразу в начале заседания объединённой коллегии Громов предложил обсудить возможность создания совместного для Москвы и Подмосковья оперативного штаба по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и терактов. Собянин тут же заявил, что для этого необходимы правовая база и регламент для совместного взаимодействия. И хотя чрезвычайные происшествия находятся в компетенции федерального МЧС, сама инициатива знаменательна. Речь, по сути, идёт о создании надрегионального органа исполнительной власти. Пусть и в ранге координационного. Но ведь и Евросоюз до сих пор во многом имеет подобную систему власти.

Тем более что была достигнута договорённость начать совместно реализовывать общие для Московского региона проекты. В первую очередь транспортные – с помощью новых транспортно-пересадочных узлов, автовокзалов и полос для общественного транспорта на вылетных трассах.

Заммэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов сообщил, что в скором времени в столице существенно изменится маршрутная сеть общественного транспорта и её реорганизация будет взаимоувязана с транспортным развитием области. В частности, будет создан единый диспетчерский центр для общественного транспорта. Самая болезненная проблема – сужение вылетных магистралей при выезде из города – после первого заседания объединённой коллегии уже решается совместно. «Практически на всех вылетных трассах планируется устроить выделенные полосы для общественного транспорта», – сообщил Лямов.

Теперь, по словам главы Москомархитектуры Александра Кузьмина, Москва и область решили реконструировать зону вокруг МКАД с созданием там новых автовокзалов, транспортно-пересадочных узлов. Начать работу планируется с западного направления.

Как сообщил Кузьмин, тем самым Москва поменяла стратегию строительства автовокзалов. Если ранее город возвёл несколько таких объектов почти в центре города, то теперь планируется устраивать небольшие автовокзалы на пересадочных узлах на окраинах мегаполиса. В качестве примеров он назвал район Жулебино, Пятницкое шоссе и подмосковные Котельники. В Подмосковье в сотрудничестве со столицей начнётся реорганизация движения по Рязанской и Горьковской железной дороге с реконструкцией существующих там станций. Между подмосковными городами Люберцы и Железнодорожный планируется запуск скоростного трамвая. Также на коллегии рассматривался вопрос о строительстве нового диаметра метро столицы и области, сообщил главный архитектор города.

Заммэра Москвы по экономическим вопросам Андрей Шаронов сообщил, что в настоящее время в стадии согласования находится вопрос изменения границ столицы и области в районе Люберецких полей аэрации. Эти земли должны отойти к Москве.

Практически во всех новостях информация подавалась как начало объединения Москвы и области, хотя чиновники и эксперты это дружно опровергали. Однако, похоже, у властей нет другого пути.

Взять те же Люберецкие поля аэрации. Сейчас, по словам Шаронова, там идёт очистка территории и вывод опасных производств. В частности, ликвидация самих полей, вывод завода «Эколог» (там уничтожаются особо опасные отходы), реорганизация Рудневского мусоросжигательного завода и ликвидация свалки. Вместо помойки должна появиться жилая застройка на площади более 500 гектаров. Там будет возведено 4 млн квадратных метров жилья и создано 18 тыс. новых рабочих мест. А вокруг этой территории планируется организовать систему парков. По словам Кузьмина, на Люберецких полях «рассматривается около 4 тыс. гектаров земли». Освоить их без участия области сложно.

Например, тот же вывод завода «Эколог». Предприятие по переработке особо опасных отходов (а это, например, трупы животных, заражённых ящуром, сибирской язвой и другими болезнями), понятное дело, никто в гости не ждёт. В 2009 году власти столичного региона хотели возвести новый завод «Эколог» в Воскресенском районе Московской области, однако натолкнулись на сопротивление областных чиновников.

С выводом мусорного полигона проблем ещё больше. Появился он в лихие 90-е и принадлежит частным лицам. Владельцы его проживают сейчас в США и все переговоры ведут через своих адвокатов. Судя по тому, что московские власти ведут эти переговоры не один год, требования владельцев не отличаются скромностью. Решением могло бы стать предоставление другого участка, но дать его может только область.

И это не говоря уже о таких проблемах, как рекультивация территории: вывоз заражённого грунта и засыпка на его место песка. Между прочим, в меньшем по площади столичном Марьинском парке рекультивация земель, занятых ранее Люблинскими полями аэрации, заняла три года, за которые было вывезено 9 млн кубометров иловых осадков и засыпано 12 млн кубометров песка. Во втором полугодии 2010 года ежедневно с Люберецких полей аэрации вывозилось по 30 тыс. кубов иловых осадков, на место которых завозилось столько же чистого песка. При этом заражённый грунт вывозился на мусорные полигоны в Дмитровском районе области. А из областных карьеров везётся песок.

Между тем из-за того что московские очередники отказываются ехать на Люберецкие поля, простаивает около половины уже построенного по различным программам правительства города жилья. И это весьма беспокоит власти, ведь тем самым увеличивается спрос на рынке жилья и цены упрямо стремятся вверх. И это в тот момент, когда федеральные и столичные власти говорят о необходимости удешевления жилья.

Цены на жильё в Москве новый заммэра по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин считает завышенными. «Думаю, возможность для снижения цен в Москве есть – нужно правильно организовать процесс и уменьшить издержки, – заявил он в недавнем интервью. – Ведь строительная себестоимость в регионах сильно не отличается. В Татарстане, например, она составляет 20–25 тыс. рублей за 1 квадратный метр». Правда, чиновник честно признался, что на цену жилья в Москве серьёзно влияют стоимость земли, расходы на подключение к инженерным коммуникациям и административные барьеры. Последние при этом в данный момент только увеличиваются.

Так, сейчас столичные власти проводят ревизию московских строек и пересматривают инвестконтракты. Тем более что на федеральном уровне тоже появились благие намерения, которые могут привести совсем не к расчётным целям.

Как заявил в Кирове на совещании по развитию жилищного строительства в регионах премьер-министр Владимир Путин, к 2016 году необходимо увеличить объём жилищного строительства до 100 млн квадратных метров, а к 2020 году – до 142 млн квадратных метров. «Прежде всего нам надо окончательно преодолеть последствия кризиса. И вновь начать активно наращивать объёмы жилищного строительства. За предстоящие пять лет постараться добиться роста в полтора раза: с 58 млн квадратных метров в 2010 году до 90 млн квадратных метров в 2015-м», – подсчитал премьер. Однако тут же заявил о необходимости установить жёсткие требования к компаниям, участвующим в конкурсах на строительство.

Цены на жильё в Москве действительно высокие, особенно если по мировым критериям соотносить их с доходами населения, соглашается руководитель аналитического центра «Индикаторы рыночной недвижимости» Олег Репченко. Такая же ситуация наблюдается и в области, и в других регионах России. Основная причина – недостаток жилья и «шальные» деньги у той части граждан, которые имеют отношение к нефтегазовому сектору или финансовым рынкам, считает аналитик. То есть строить надо больше. Власти говорят именно об этом. «Однако, если переложить эти намерения на текущую ситуацию в Москве, когда в городе происходит болезненный пересмотр действующих инвестконтрактов, существует проблема дороговизны технических условий и дефицита земли в городе, перемены правил игры и требований к инвесторам, становится ясно, что ситуация никак не способствует увеличению темпов строительства, по крайней мере в течение одного-двух лет», – говорит руководитель АКЦ «Миэль» Владислав Луцков. По его мнению, текущая ситуация с низким выходом объектов на рынок сохранится в течение всего 2011 года, что и создаст дефицитное предложение на рынке и будет способствовать росту цен.

Как подсчитывает аналитик рынка недвижимости Юрий Кочетков, в Москве в 2009 году было сдано 1 916,5 тыс. квадратных метров жилья и 2 363 тыс. квадратных метров по плану в 2010 году («думаю, реально сдали от этого не более 90%», считает аналитик). «И самая главная цифра, которая во многом определит нам 2011 год: 877 тыс. квадратных метров новых объектов на рынке по 2010 году. То есть скорее всего полный ввод в 2010 году, когда его подсчитают, не составит и 2,6 млн квадратных метров. А в 2011 году вообще может наступить окончательный провал ввода жилья», – пугает Кочетков. В результате, по его мнению, уже в конце текущего года может случиться резкий скачок цен на жильё – вначале на первичном, а затем и на вторичном рынке. «Потребитель не готов к серьёзному росту цен – тогда он снова отложит свою покупку на какой-то срок. Максимальный рост цен может составить 10–15%», – озражает Луцков. Хотя тут же оговаривается, что по ряду объектов застройщики уже подняли цены на 5–15%.

Впрочем, Москве этот рецепт вряд ли сильно поможет. Причина проста – Москва слишком мала по площади. Занимая 11-е место в мире по количеству населения (более 10 млн человек), российская столица по территории (1080 кв. км) близка к таким городам, как Бангкок (1100 кв. км) или Гонконг (1104 кв. км). Вот только в Бангкоке проживают чуть более 5 млн, а в Гонконге – более 6 млн человек. То есть вдвое меньше. Неудивительно, что по плотности населения Москва входит в число одних из самых густонаселённых городов, опережая Нью-Йорк, Лондон, Берлин.

Однако объединение Москвы и области тоже не выход. «Создание субъекта Федерации, на территории которого будет проживать, только по официальным данным, свыше 12,5% населения страны (а реально чуть не все 20%), породит огромного, трудно управляемого монстра. Причём Москве может быть нанесён ущерб: поскольку объединённый бюджет, как бы он ни был значителен, не потянет распространения московского уровня социальных расходов на выросшее почти в полтора раза население», – считает аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев.

«Некоторая логика в объединении есть», – не соглашается гендиректор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов. Правда, по его мнению, присоединить к столице нужно будет лишь ближнее Подмосковье, а остальную территорию отдать другим областям. Но в случае исчезновения такого региона, как Московская область, столице для решения возникающих вопросов придётся сотрудничать уже не с одним, а с несколькими губернаторами. А в России практика показала, что регионы не умеют договариваться и не готовы софинансировать общие проекты, считает глава региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. Хотя он полагает, что для решения проблем мегаполиса вовсе не требуется его объединение с областью. По его словам, мировая практика показывает: для развития задач крупных городов достаточно принимать совместные проекты и программы.

Действительно, большинство мегаполисов в развитых странах образуют так называемые агломерации: сплошную городскую застройку на обширных территориях, перемежающуюся парками, малоэтажными районами и зонами отдыха. Такая организация пространства, с более-менее равномерным распределением производственных и офисных зон, с сетью скоростного транспорта, даёт меньшую нагрузку на экологию и гораздо удобнее для населения, нежели центрическая модель города. В Москве, несмотря на все усилия властей, уйти от центрической модели пока не удаётся. Возможно, положение дел изменит строительство ЦКАД. Несмотря на то что магистраль станет ещё одним кольцом, она всё же может оттянуть на себя часть населения столицы. Прежде всего за счёт сочетания массовой жилой застройки (проекты «Большое Домодедово», А-101) и строительства новых деловых центров, включающих офисные, производственные, торговые и логистические структуры. И не исключено, что эта область, от МКАД до ЦКАД, будет если не передана Москве, то управляться столицей и областью на паритетных началах.

Правда, вряд ли это произойдёт скоро. «Если всё же объединение Москвы и Московской области произойдёт, то случится это не раньше федеральных выборов 2012 года», – уверен Виноградов. Тогда же, кстати, заканчивается срок губернаторских полномочий у Бориса Громова.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.03.2011 11:49
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх