Версия // Колумнисты // Сервис-пролетариат

Сервис-пролетариат

872
Игорь Дмитриев, политический аналитик
В разделе

Новый, онлайновый, режим цивилизации произвёл поворот в классовой борьбе. В России и по всему миру идут забастовки водителей, курьеров и других работников сферы услуг. Именно она теперь стала главной ареной социального протеста, сменив промышленный пролетариат, который был его главной движущей силой во времена Карла Маркса и русских революционеров.

Вот афиша свежих, мартовских, трудовых боёв. Сотрудники сети строительных магазинов «Петрович» в Санкт-Петербурге устроили масштабную забастовку, требуя улучшения условий труда и повышения зарплат. И добились победы – работодатель согласился увеличить тарифную ставку на доставку грузов.

В Дзержинске Нижегородской области уже несколько дней идёт забастовка таксистов, подключённых к сервису Яндекс.Такси. Водители в час пик отключаются от системы, отказываясь принимать заказы. Аналогичные протесты против Яндекс.Такси в последние год-два проходят и в других регионах. Водители протестуют против того, что они платят налоги не от суммы, идущей водителю, а от полной стоимости проезда – таким образом, платят налоги и за себя, и за Яндекс.Такси. Плюс отсутствуют социальные гарантии.

В марте Савёловский суд Москвы оштрафовал двух лидеров забастовки курьеров Delivery Club, прогремевшей в прошлом году, Саида Шамхалова и Кирилла Украинцева. Они устроили не только забастовку, но и протестное шествие из-за двухмесячной невыплаты зарплаты, тотальной системы высоких штрафов за что угодно и вообще полного пренебрежения сотрудниками со стороны начальства. Компания отказывалась предоставлять им отпуска, оплачивать больничные и сверхурочные работы.

Как рассказывали курьеры, «в офисе Delivery Club не считают нас за людей, нам не то что в офис зайти не давали – даже на порог не пускали». В итоге протест тоже победил – все долги были выплачены. Симптоматично, что в этой сфере действуют уже два общероссийских профсоюза – «Курьер» и Союз курьеров России. Можно вспомнить, например, ещё и забастовку курьеров Ozon, которая также закончилась удовлетворением требований бастующих.

То же происходит и в других странах. Например, на прошлой неделе в Тбилиси прошла демонстрация водителей сервиса доставки еды Glovo, и бастовали курьеры службы другой компании доставки еды, Bolt Food, требуя увеличить зарплату и прекратить репрессии в отношении активистов. Один из лидеров забастовки, Давит Сихарулидзе, заявил, что этот протест – «часть глобальной борьбы в секторе доставок». А британский Верховный суд признал правоту протестовавших водителей, работающих на Uber, после чего они официально стали сотрудниками компании, получили минимальную зарплату и право на оплачиваемые выходные.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.04.2021 07:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх