«Начни с хорошего дела», – гласит слоган портала «Добродел», созданного правительством Подмосковья для взаимодействия жителей с органами власти. С помощью этого ресурса граждане могут не только обратиться к властям и обозначить проблему, но и в режиме онлайн проконтролировать чиновников, отследить, как идёт решение того или иного дела.
В октябре порталу «Добродел» (vmeste.mosreg.ru/) исполнился ровно год. За это время на него поступило почти 120 тыс. сообщений о проблемах. Сегодня на портале зарегистрировано более 200 тыс. пользователей, и с каждым днём их количество продолжает расти. «Работая над «Доброделом», мы ставили перед собой две основные задачи, – рассказывает зампред областного правительства, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев. – Во-первых, сделать работу чиновников всех уровней максимально открытой и контролируемой гражданами и, во-вторых, создать для граждан функциональный и лёгкий в использовании инструмент взаимодействия с властью».
Восемь дней и ни минутой больше
Все проблемы на сайте подразделяются на разные категории. Среди них – автомобильные дороги, нарушения в сфере торговли, ЖКХ, образовательных учреждениях, проблемы, возникающие у жителей во дворах или на придомовых территориях, и многое другое. Кроме того, на «Доброделе» можно рассказать о проблемах в сфере бизнеса, а также сообщить о высокой кадастровой стоимости участка – тема сегодня особенно актуальная, учитывая новую систему взимания налогов на имущество.
Кстати, «Добродел» – это не только этакая книга жалоб. Здесь пользователи могут выразить благодарность или внести предложение о том, как усовершенствовать жизнь региона в той или иной сфере.
Всего на сегодняшний день на портале действует более 100 различных категорий проблем, и это не «закрытый» перечень – чем большую активность проявляют жители региона по тому или иному вопросу, тем больше появляется категорий. Например, из последних нововведений – подразделы «Проблемы бизнеса», «Доступная недвижимость», «Имущественный контроль», «Неформальная занятость граждан», «Общественная инвентаризация».
В разделе «Общественная инвентаризация» граждане могут сообщить об аварийном объекте недвижимости или долгострое, о дачном доме или постройке без налога, или о неиспользуемом, но пригодном к эксплуатации объекте недвижимости.
Раздел о проблемах бизнеса во многом посвящён взаимодействию предпринимателей и властей. Здесь граждане рассказывают о препятствиях со стороны органов власти ведению предпринимательской деятельности, сообщают о проблемах с получением налоговых льгот или субсидий, а также господдержки.
Примечательно, что «Добродел» – это не просто собрание жалоб, но именно возможность добиться реального решения той или иной проблемы, проконтролировать чиновников.
Каждый опубликованный на портале вопрос поступает в работу в соответствующее ведомство. Информацию об этом можно отследить в режиме онлайн прямо на сайте. «На «Доброделе» установлен чёткий срок реагирования – не более восьми дней – и контролируется соблюдение сроков», – отмечает Максут Шадаев.
Польским подросткам из города Быдгощ, «раздевшим» несовершеннолетнюю одноклассницу с помощью искусственного интеллекта, может грозить до 2 лет лишения свободы.
Под контролем губернатора
Причём проконтролировать, как идёт работа над жалобой и решается ли проблема, может каждый заявитель. По истечении отпущенных чиновникам восьми дней у пользователя автоматически появляется возможность написать, решена проблема или нет.
В случае если решение так и не было найдено, проблема снова поступает в работу. И так до тех пор, пока она не будет решена.
Второй уровень контроля происходит непосредственно уже среди самих чиновников, которые должны следить за тем, чтобы жалобы с портала «Добродел» особо не залёживались и при этом поступали в реальную работу, а не на пустые бюрократические отписки. К каждому ответу пользователям на портале чиновники обязаны прикрепить акты, фотографии, подписанные жителями или комиссиями документы и т.п. Если же решить задачу в установленные сроки не удаётся, чиновники, опять же публично, обязаны аргументированно объяснить гражданину, почему невозможно устранить проблему за восемь дней и когда решение будет найдено.
Интересно заметить, что за работой с жалобами на «Доброделе» следит даже сам губернатор области Андрей Воробьёв, который каждую неделю заслушивает результаты работы с обращениями граждан и следит за тем, чтобы его подчинённые максимально ответственно подходили к этой работе.
«Система «Добродел» становится всё более заметной, популярной, и очень важно, чтобы она ещё была результативной. Наша стратегическая задача – и на местах в муниципалитетах, и на региональном уровне избежать отписок, которые не удовлетворяют жителей», – говорит Воробьёв.
По словам Максута Шадаева, каждую неделю губернатор просматривает рейтинг муниципалитетов по результатам их работы по жалобам и обращениям граждан через систему «Добродел».
Остерегайтесь подделок
Иной раз «Добродел» не дожидается, когда сами граждане придут и укажут на какую-то проблему. Не так давно у ресурса появились роботы, которые в социальных сетях сами собирают информацию. Если жалоба привязана к местности – допустим, кто-то из пользователей соцсетей пишет о плохой дороге в Мытищах, – то сотрудники портала сами связываются с гражданином, уточняют дополнительную информацию и регистрируют проблему на «Доброделе».
Рост популярности портала имеет и обратную сторону. В последнее время стали появляться сайты, которые активно пользуются символикой «Добродела» и тоже предлагают гражданам оставлять жалобы по разным темам. Беда только в том, что у таких порталов отсутствует канал обратной связи.
Отличить настоящий «Добродел» очень просто: на портале всегда, в обязательном порядке, спустя восемь дней появляется реакция официальных чиновников, будь то сообщение о решении проблемы или объяснение, когда эта проблема будет решена. Кроме того, настоящий «Добродел» – это не набор форумов по различным тематикам, а ресурс с разными разделами. Ну и, наконец, настоящий «Добродел» не гонится за кликами, не размещает у себя на ресурсе рекламу и вообще является сугубо некоммерческим проектом, предназначенным исключительно для организации онлайн-взаимодействия чиновников и граждан. Так что, если перед вами набор форумов, перемежающихся рекламными объявлениями, оставлять на таком портале жалобу – пустая трата времени. Куда лучше – а главное, результативнее – зайти по адресу vmeste.mosreg.ru, зарегистрировать своё обращение и в режиме онлайн отслеживать, как над ним будут работать.
Двор, придомовые территории
Самые популярные вопросы:
– не работают фонари освещения
– мы во дворах
– нарушение правил уборки дворов и территорий.
Дом, ЖКХ
Самые популярные вопросы:
– низкая температура в квартире
– перебои с горячей водой
– нарушение правил уборки подъездов и лифтов.
Город, благоустройство территории
Самые популярные вопросы:
– несанкционированные свалки
– угроза падения деревьев
– ненадлежащее состояние тротуаров и пешеходных дорожек.
Автомобильные дороги
Самые популярные вопросы:
– ямы и выбоины на дороге
– несоблюдение правил уборки проезжей части дороги
– некорректное расположение знака на дороге.
Транспорт
Самые популярные вопросы:
– брошенный автомобиль
– нарушение графика движения общественного транспорта
– нарушение правил перевозки пассажиров по маршрутам регулярных пассажирских перевозок.