Табачной продукции в магазинах стало больше – объём предложения вырос на 11%. По одной из версий, это следствие «обеления» табачного рынка. По другой – россияне пытаются снимать навалившийся стресс очередной дозой никотина. Но есть и более тревожный тренд: на вейпы подсаживаются школьники. Курение и никотин в любом виде вредит здоровью.
Производство и потребление табачной продукции растёт – об этом свидетельствуют как торговая статистика, так и данные производителей. Также есть данные о росте ввоза табачной продукции в Россию. В первом полугодии импорт вырос на 35% год к году.
Впрочем, импорт и экспорт (по крайней мере легальный) составляют небольшую долю российского рынка табачной и смежной продукции. Согласно квартальной статистике ввоз и вывоз курительной продукции из России измеряются примерно одинаковыми цифрами – 115–125 млн условных упаковок. При этом внутри страны производится и потребляется около 3 млрд условных упаковок легальных сигарет.
Что касается размеров нелегального рынка, то точно его оценить не может никто. Например, в ЦРПТ (оператор системы «Честный знак») утверждают, что за последние годы долю незаконного оборота сигарет удалось снизить с 15 до 11%. Вот и в Минпромторге заявляют, что доля незаконного оборота никотинсодержащей продукции в России снизилась с 79% в 2022 году до 68% в 2023 году. Однако обе организации являются заинтересованными сторонами, а потому непонятно, насколько можно доверять их цифрам. В любом случае наличие в несетевых магазинах сигарет без акцизных марок показывает, что доля контрафакта ещё весьма велика.
Попрощались и не ушли
Рост легального оборота курительной продукции выгоден многим. Прежде всего розничным сетям. Сигареты занимают шестую позицию в списке самых продаваемых в супермаркетах продуктов (после алкоголя, молочки, кондитерки и мяса и мясных изделий). По данным за 2021 год, они приносили магазинам 6,5% выручки. В деньгах это примерно 1,2 трлн рублей. А в некоторых регионах доля табачки в обороте розницы и вовсе превышала 12%.
И хотя разница между оптовой и розничной ценой на табачную продукцию обычно небольшая (около 10%), товар этот важен для сетей, поскольку считается трафикообразующим. Как правило, курильщик идёт за хлебом и колбасой в тот магазин, где продаются его любимые сигареты, а потому супермаркетам важно поддерживать ассортимент табачной продукции. И когда торговая статистика говорит об увеличении предложения табачки, нужно понимать, что это было хорошо просчитанным решением торговых сетей. Именно их руководство решило заполнить табачные витрины различными видами курительных приспособлений и сигарет.
В выгоде остаётся и государство. Продажа табачной продукции значительно пополняет госбюджет. Подсчитано, что в цене пачки сигарет около 70% приходится на налоги. Объём акцизов, поступивших в бюджет РФ в 2023 году от продажи отечественной табачной продукции, составил 724,8 млрд рублей (это на 8,8% больше, чем годом ранее).
Но прежде всего курильщики кормят производителей и дистрибьюторов табачной продукции. К 2022 году более 90% легального табачного рынка России занимали четыре транснациональные компании: Philip Morris, Japan Tobacco, British American Tobacco (BAT) и Imperial Brands. Первые две заявляли о возможном уходе из России, но в итоге остались, получив по итогу неплохие барыши. Так, чистая прибыль ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» по РСБУ за 2023 год выросла на 28%, до 6,29 млрд рублей. А японскому холдингу с госучастием Japan Tobacco российский рынок даёт около 20% прибыли (на мировом рынке компания в прошлом году заработала 3 млрд долларов).
Две трети российских граждан считают целесообразным установку самозапрета на оформление кредитов и микрозаймов. По их мнению, это может помочь противостоять мошенникам.
Что касается BAT, то она передала бизнес в России холдингу, который работает под брендом ITMS Group. Однако это название всего лишь вывеска. Фактически владельцем российских активов стало иностранное юрлицо BFI Holding, зарегистрированное в ОАЭ. По данным деловых СМИ, фирма в Эмиратах оформлена на бывших топ-менеджеров «БАТ Россия» и предположительно представителей российского дистрибьютора табачной продукции ГК СНС. В свою очередь, Imperial Brands в 2022 году передала российский бизнес группе частных лиц, в которую входили менеджеры, аффилированные с холдингом «Мегаполис» – крупнейшим дистрибьютором табачной продукции в России. С тех пор структура владения бизнесом несколько раз менялась. Два основных российских юрлица, ранее принадлежащих Imperial Brands, показали в прошлом году 2 и 2,4 млрд чистой прибыли. В августе 2024 года Минпромторг добился приостановки корпоративных прав нидерландской Megapolis Distribution B.V. на российскую ГК «Мегаполис». Дело рассматривалось в закрытом режиме, и кто теперь будет формальным владельцем этого сверхдоходного бизнеса (чистая прибыль в 2022 году составила 25,8 млрд рублей), непонятно. Основателями «Мегаполиса» являются Игорь Кесаев и Сергей Кациев. Они также контролировали «Меркурий Ретейл Холдинг» (управляет торговыми сетями «Красное & Белое» и «Бристоль»). Теперь основным бенефициаром торгового бизнеса является анонимный личный фонд «Меркурий». Если под контроль «Меркурия» перейдут и бывшие активы Imperial Brands, то он сможет получать на сигаретах тройную прибыль: и от производства, и от дистрибуции, и из розницы.
Новая опасность
Как видно, финансовые потоки в табачной отрасли за последние годы перераспределились, но не сильно – львиная доля средств будет по-прежнему уходить за границу. Казалось бы, если курильщики готовы и дальше обогащать табачных магнатов из своего кармана, то это их личная проблема. Однако есть тревожная тенденция. Некоторые исследования утверждают: каждый пятый российский подросток старше 15 лет курит. Очевидно, что школьники используют в основном не сигареты, а вейпы. Хотя на эти приборы действуют практически такие же ограничения в торговле, как и на сигареты, детям легче их приобретать в тайне от родителей. Хотя бы потому, что устройство многоразовое, а наполняющую его жидкость можно купить в большой ёмкости. К тому же многие жидкости, даже содержащие никотин, не дают характерного запаха сигарет, который обычно настораживает взрослых.
Медики отмечают, что влияние сигарет на организм хорошо изучено. А вот жидкости для вейпов содержат много разных компонентов, которые не получали курильщики прежних поколений. К чему приведёт употребление вейпов в долгосрочной перспективе, пока не ясно. Но видно, что прямо сейчас вместо вредной тяги к сигаретам формируется другая – курить невесть что с добавлением никотина, подчас синтетического. Напрашивается параллель с появлением синтетических наркотиков. Тогда наркозависимость стала более тяжёлой, а барыши наркомафии выросли. Возможен ли такой же сценарий при переходе с сигарет на вейпы? Немаловажна ещё одна деталь. Курение сигарет предполагает хоть какую-то порционность. А бака и аккумулятора электронной сигареты может хватать на целый день. Об этом прямо говорится в рекламных описаниях вейпов. Выходит, уже есть спрос на курение в таком режиме?!
Поначалу вейпы подавались как средство бросить курить. Однако теперь мы видим, что компании вкладываются в дизайн курительных устройств и упаковок для жидкостей, делая их притягательными для детей. И хотя в Госдуме прозвучала идея полностью запретить вейпы, дальше разговора дело пока не пошло. Зато в прошлом году депутаты успели принять странный закон: он отменил акциз на электронные сигареты (вейпы) и поднял акциз на жидкости для них. Таким образом производителям средств для курения словно бы дали зелёный свет: подсаживайте на вашу продукцию больше людей и зарабатывайте на них!