// // Россиян будут наказывать за брошенный автохлам

Россиян будут наказывать за брошенный автохлам

395

Заржались!

В Германии брошенный «Мерседес» влетит владельцу в копеечку, а в России – спокойно гниёт под окном
Фото: Сергей Тетерин
В Германии брошенный «Мерседес» влетит владельцу в копеечку, а в России – спокойно гниёт под окном Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Министерство природных ресурсов и экологии намерено законодательно закрепить ответственность автовладельцев за утилизацию своих вышедших из эксплуатации машин. Ведомство уже направило на согласование в другие министерства и ведомства соответствующие поправки в законодательство. Гниющие во дворах автомобили – действительно большая проблема, особенно для больших городов. Однако без налаженной системы авторециклинга (другими словами – переработки и утилизации машин) никакие жёсткие меры должного эффекта не дадут.

Создать систему, как оказалось, весьма непросто, в том числе из-за пробелов в законодательстве. В Москве мэрия пытается наладить переработку и утилизацию старых машин ещё с конца 1990-х годов, когда город столкнулся с бурным обновлением автопарка жителей и соответственно с ростом брошенных машин. Но пока эта индустрия так и не заработала.

По данным МВД России, по всей стране зарегистрировано более 38 млн. единиц автотранспортных средств. Почти половина из них (48%) в ближайшие годы может стать автохламом – эти машины старше 10 лет.

У Минприроды свои счёты. Там уверены, что сейчас по крайней мере 400 тыс. автомобилей брошены владельцами или разукомплектованы.

Столичные власти, уже несколько лет проводящие регулярные рейды по сбору автомусора, ежемесячно вывозят со дворов в среднем по 1 тыс. брошенных машин. Но число их всё равно растёт.

Между тем груда прогнившего металлолома во дворе не только портит вид и досаждает соседям, это серьёзная экологическая проблема. В брошенном автомобиле сохраняется около 25 литров жидкостей, содержащих ядовитый метанол. Ржавчина приводит к заражению почв тяжёлыми металлами. Оставленные в лесопарковой зоне старенькие «Жигули» могут привести к загрязнению почвы в радиусе аж полутора километров.

Эти и другие экологические «пугалки» россиянам приводят уже не первый год. Все вроде знают, что бросать автомобили просто так нельзя, однако количество людей, самостоятельно сдающих свой транспорт в утиль, ничтожно мало. И дело здесь не только в безалаберности россиян.

«Сегодня в России затруднена процедура снятия с учёта автомобилей, вышедших из эксплуатации, за владельцами машин законодательно не закреплена обязанность по их утилизации, администрации городов и районов ничего не могут сделать с бесхозными АТС, которые годами ржавеют во дворах домов», – говорит министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев.

Действительно, снимать авто с учёта, готовить бумаги для ДЕЗа, чтобы тот вывез машину, или найти занимающуюся утилизацией фирму – дело сейчас хлопотное. И стоит ли им заниматься, если никакой ответственности за свой автохлам вы не несёте? Достаточно дождаться, когда ДЕЗ сам пришлёт эвакуатор, вывезет машину, и сообщить, например, что она угнана – тогда и транспортный налог платить не придётся.

Кстати, и у властей, которые вывозят машины со дворов, достаточно хлопот. Просто обнаружить автомобиль мало. Нужно, чтобы окружная комиссия Объединённой административно-технической инспекции (ОАТИ) признала его подлежащим вывозу. Потом предстоит найти автовладельца и поставить его перед выбором: либо соглашайся на вывоз, либо в трёхдневный срок приведи свою тарантайку в рабочее состояние. А если хозяина найти не удаётся, автомобиль ещё в течение двух месяцев должны держать на специальной автостоянке и лишь потом утилизировать.

По теме

Собственно, эти препоны и пытается снять Минприроды своими поправками в Кодекс об административных правонарушениях, в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», а также в постановление российского правительства, регламентирующее порядок снятия с учёта автотранспортных средств. Суть их такова.

Во-первых, предлагается установление правительством РФ упрощённого порядка признания автотранспортных средств (АТС) потерявшими потребительские свойства и уведомительного принципа снятия их с учёта. Таким образом сокращаются временные затраты граждан.

Во-вторых, вводятся специальные требования к утилизации автотранспортных средств, исключающие нанесение ущерба окружающей среде. Действительно, утилизация утилизации рознь: одно дело – направить детали автомобиля на вторичную переработку, как это принято в развитых странах, а другое – просто отвезти его на свалку, отчего экологического вреда получается не меньше, чем когда машину банально оставляют на улице.

В-третьих, в поправках предлагается наделить местные органы власти правом принимать меры по признанию брошенного АТС бесхозным, снятию его с государственной регистрации и направлению на утилизацию. То есть упрощается и работа по эвакуации машин. При этом, говорится в законопроекте, бесхозные АТС могут быть обращены в собственность владельца участка земли, если собственник АТС не обеспечил его утилизацию. По поводу последнего пункта эксперты уже высказывают сомнения: кому нужна развалюха, за которую ещё и транспортный налог платить придётся?

Наконец, автовладельцам Минприроды предложил своими поправками и кнут и пряник. С одной стороны, предлагается установить административные штрафы за несоблюдение правил размещения потерявших потребительские свойства автомобилей. А с другой – выдавать бонусы тем, кто добросовестно свою колымагу отправил в утиль. В сообщении Минприроды фигурирует солидная сумма – до 50 тыс. рублей. По идее авторов законопроекта, этот бонус разрешат использовать для покупки нового отечественного автомобиля или экологически чистого моторного топлива. Таким образом, полагает Юрий Трутнев, удастся стимулировать и спрос на российские машины. Здесь, правда, есть проблема – найдутся ли деньги на такие бонусы в бюджете в нынешнее непростое время. Министерство финансов вполне может заблокировать эту инициативу или понизить размер бонуса, что сделает его непривлекательным.

Впрочем, все эти инициативы могут заглохнуть и по другой причине. В России до сих пор не сложился рынок переработки снятых с эксплуатации автомашин, тогда как на Западе это прибыльный бизнес. Собрать весь автохлам за счёт бюджета просто нереально.

Например, .

Между тем во всём мире сейчас в компаниях, работающих в сфере авторециклинга, заняты более 1,5 млн. человек, а общая стоимость продукции, произведённой из продуктов переработки, составляет более 250 млрд. долларов. В Европе к 2015 году 95% веса автомобиля должно будет подвергаться вторичной переработке, и лишь 5% разрешат захоронить. Да и сейчас в развитых странах объём материалов, непригодных для повторного использования, составляет только около 20%. В Москве же, российском лидере в области авторециклинга, лишь 20% брошенных автомобилей вообще идут на переработку.

При этом вроде как в городе есть и фирмы, занимающиеся вывозом машин по звонку их владельца, и порядка 10 компаний, занимающихся реальным авторециклингом, и специализированные производства по переработке старых покрышек, аккумуляторов и технических жидкостей. Эта система начала складываться с 1999 года, когда столичные власти приняли первое постановление, посвящённое авторециклингу.

В 2003 году вышло новое постановление и проведён конкурс между компаниями, намеревавшимися заниматься авторециклингом, появились соответствующие пункты в действующей экологической программе Москвы. Однако реально работающей индустрии так и не получилось. Причин тут несколько. Одна из них заключается в том, что иномарки горожане пока предпочитают продавать, а не утилизировать, так что по-прежнему основной объём сданных на переработку автомашин – старые отечественные «Москвичи» да «Жигули». А эти машины для переработки как раз не очень и подходят – слишком уж много в них вредных веществ. Таким образом, бизнес оказывается не очень прибыльным.

Другая причина – обширный «серый» рынок автодеталей, востребованных в гаражах и на полулегальных автосервисах, где из нескольких сданных жителями автомобилей соорудят один и толкнут приезжему таксисту, например. Экологическая опасность такого производства очевидна, однако вытеснить «серых» коммерсантов не удаётся.

Опубликовано:
Отредактировано: 30.06.2009 13:15
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх