// // Россия и Финляндия спорят кому достанутся сокровища с бригантины «Фрау Мария»

Россия и Финляндия спорят кому достанутся сокровища с бригантины «Фрау Мария»

2182

Золотая шхуна раздора

Россия и Финляндия спорят кому достанутся сокровища с бригантины «Фрау Мария»
В разделе

Совсем недавно во время шторма на берег Балтийского моря в Зеленоградске (это бывший прусский Кранц) выбросило загадочную скульптуру: красивый женский бюст без головы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что подарок из морских глубин может быть «Раненой амазонкой» – древнегреческой скульптурой, датированной аж V веком до н.э. Но откуда она взялась на балтийском пляже? Эксперты считают: раритет мог быть выброшен на берег с борта бригантины «Фрау Мария».

Корабль, перевозивший по заказу Екатерины Великой уникальные экспонаты для Эрмитажа, ушёл на дно в 1771 году. При этом место гибели судна известно. Почему же его до сих пор не подняли? Оказывается, Россия и Финляндия никак не могут решить, кто же является законным владельцем этого огромного ларя с сокровищами, стоимость которых оценивается в 2 млрд долларов.

«Фрау Мария» попала в шторм в ноябре 1771 года, затонув у берегов Швеции (сегодня это территориальные воды Финляндии). Прошло свыше 200 лет, пока летом 1999 года группа финских дайверов случайно не обнаружила под водой судно, покрытое слоем грязи и ила. При ближайшем рассмотрении выяснилось: эта старинная посудина и есть «Фрау Мария». Новостью сразу же заинтересовались в российском благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей».

Раритеты Екатерины II

– Шхуна «Фрау Мария» находится в 11 километрах от финского острова Юрмо, – рассказывает глава фонда, известный меценат Артём Тарасов. – Исследователи установили: ценный груз не пострадал при крушении, потому что, перед тем как загрузить музейные экспонаты в трюм, их бережно упаковали в ящички из лосиной кожи. Потом их вложили в свинцовые сосуды, залив сверху воском. Поэтому есть очень большая вероятность, что полотна великих мастеров сохранились. Всего на борту «Фрау» может быть около 300 картин, а также коллекция саксонского фарфора, золотые и серебряные статуэтки.

осталось менее трёх лет, чтобы решить вопрос, кому принадлежат сокровища. Почему же молчат российские дипломаты? Или 2 млрд долларов для нашей страны лишние?

Если следовать архивам, бригантина отчалила из Амстердама 12 августа 1771 года. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии и Швеции. Драгоценный груз был обозначен как «дипломатическая почта». В шторм «Фрау Мария» попала, когда вышла из порта города Турку. Напоровшись на скалу, судно начало тонуть. Поначалу команда пыталась спасти сокровища – матросы прыгали в воду, держа в руках запаянные тубы с картинами. По некоторым данным, они забрали с борта бригантины 6 или 8 полотен. Однако дальнейшая их судьба неизвестна.

– Нам не удалось найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые покупали картины для Екатерины II, – продолжает свой рассказ Артём Тарасов. – Но имена четырёх покупателей мы всё-таки установили. И это позволило определить: они выкупили 27 картин знаменитых голландских художников XIV–XVII веков.

Таким образом, казалось бы, главный вопрос решён – факт нахождения уникальных произведений культуры на борту затонувшего судна подтверждён, теперь можно безбоязненно начинать операцию по подъёму сокровищ. Но неожиданно возникла сложность.

Делёжка подводных миллиардов

После того как стало известно, что на дне Балтийского моря лежат ценности стоимостью в миллиарды долларов, сразу же выстроилась целая очередь из желающих получить их. Одними из первых права на груз «Фрау Марии» попробовали заявить обнаружившие судно дайверы, однако финский суд отказал им. Следом подала голос Швеция – воды, в которых затонула бригантина, 200 лет назад принадлежали ей, а потому сокровища являются шведской собственностью. Правда, абсурдность такого утверждения оказалась настолько видна, что, подумав, шведы отказались от претензий. Аналогичным образом попыталась поступить Голландия – дескать, корабль ходил под голландским флагом, да и местом происхождения груза являлись Нидерланды. Однако российские архивисты продемонстрировали документ, подтверждающий, что Екатерина II заплатила и за груз, и за зафрахтованное судно. Этого оказалось достаточно, чтобы отвергнуть все потуги голландцев.

По теме

А вот с претензиями Финляндии на груз дело оказалось куда серьёзнее. Согласно её законодательству погибшее судно, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности. Таким образом, по закону о памятниках древности судно и груз целиком принадлежат Суоми.

– Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои претензии на груз шхуны «Фрау Мария». При этом не исключается вариант судебного разбирательства в международных судебных инстанциях, – полагает почётный адвокат РФ Александр Островский.

Переговоры о подъёме корабля между Россией и Финляндией ведутся уже седьмой год. В 2009 году было объявлено, что шхуна останется на дне, пока не решится вопрос, кому же именно она принадлежит. С тех пор никаких явных подвижек не произошло.

Финляндия тянет время

По оценкам экспертов, стоимость операции по подъёму «Фрау Марии» может составить около 80 млн евро. Это не так много, учитывая, какой куш стоит на кону. К тому же работы не представляют большой сложности. Корабль стоит на 40-метровой глубине в вертикальном положении, и его корпус только на 1,5 метра заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, обусловлено как раз громоздким грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосолёная вода в заливе и отсутствие течений.

И ещё в этом месте полностью отсутствует грибок. Крепость дерева, из которого была сделана «Фрау Мария», настолько высока, что попытка одного из финских дайверов вбить гвоздь в обшивку «Фрау» не увенчалась успехом. А потому с технической точки зрения вероятность успешного подъёма корабля на поверхность довольно высока.

Нынче уже две известные морские компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъём груза «Фрау Мария». Обе эти компании – SMIT Internationale и Mammoet Salvage – участвовали в подъёме атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году. Потенциальные инвесторы, среди которых есть и российские бизнесмены, уже заявили о готовности профинансировать работы.

Так, может быть, пора начинать их, пока суровые морские течения и штормы не разломали судно на части? Тем более что время идёт, и в этом кроется самая большая опасность. Согласно финскому закону о памятниках древности Финляндии, если затонувшее судно и груз пробудут в её водах 100 лет, то после этого принадлежать они будут исключительно финской стороне. И пытаться оспорить это через суд не удастся: Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, а потому имеет право руководствоваться только собственными законами. Столетие существования Финской Республики приходится на 2018 год. Таким образом, осталось менее трёх лет, чтобы решить вопрос, кому принадлежат сокровища. Почему же молчат российские дипломаты? Или 2 млрд долларов для нашей страны лишние?

Справка

Благотворительный фонд «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» был создан в декабре 2003 года. Председатель фонда Артём Михайлович Тарасов – известный политик, бизнесмен, первый легальный советский миллионер – стал инициатором спасения драгоценного груза шхуны «Фрау Мария». Первый успешный проект фонда Артёма Тарасова – возвращение в Россию малой диадемы дома Романовых. Эту корону украшают 822 бриллианта и 70 рубинов. Она была изготовлена в 1890 году по заказу великого князя Михаила Михайловича Романова.

Что же касается МИД РФ, то он, судя по всему, потерял интерес к подъёму «Фрау Марии». Нет интереса ни у Министерства культуры, ни у Государственной думы. Финансировать подъём «Фрау Марии» готов известный российский меценат Михаил Слипенчук. Однако для проведения работ прежде необходим договор на межгосударственном уровне. Увы, государственные мужи хранят молчание. Хочется надеяться, что спасённые сокровища с борта «Фрау Марии» всё же займут свои места в Эрмитаже, пусть с опозданием на несколько веков.

Опубликовано:
Отредактировано: 08.09.2015 18:40
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх