// // Любовь Орлова была первой советской жертвой пластической хирургии

Любовь Орлова была первой советской жертвой пластической хирургии

5160

До старости щенок

Любовь Орлова была первой советской жертвой пластической хирургии
В разделе

Любочка – именно так близкие называли актрису, «которую знают все», она была пионером не только в покорении сердец обожающих кино миллионов советских граждан, включая их вождей. Она была первой во всём, и прежде всего – в создании образа, имиджа, как сказали бы сегодня, неземной дивы, чья личная жизнь была овеяна легендами со всеми необходимыми звёздными атрибутами: шопингом в Париже, пластическими операциями и, говоря современным языком, гастрольным «чёсом», все доходы от которого шли на строительство роскошного дома во Внукове.

Было в ней то, что объединяло её со всеми женщинами планеты – нежелание признавать свой возраст. И соответственно озвучивать цифры из собственного паспорта. Которые, как судачили, не совсем соответствовали действительности. В этом году, 29 января (11 февраля по старому стилю) Любови Орловой исполнилось бы 109 лет. Но поговаривали, что на самом деле Любовь Петровна появилась на свет по меньшей мере на год раньше.

Она не любила свои дни рождения. Когда в 30-х годах её друзья писатели Ильф и Петров, создатели бессмертного романа «12 стульев», поинтересовались у Любочки, сколько же ей лет, она ответила: «Маленькая собачка – до старости щенок». И будто бы показала литераторам язык.

А когда накануне её 70-летнего юбилея газета «Правда» опубликовала восторженную статью, допустив, с точки зрения Орловой, непростительную бестактность, назвав год рождения, Любовь Петровна раздражённо воскликнула: «Они умеют испортить любой праздник!»

При этом, правда, Орлова с гордостью демонстрировала гостям книгу Льва Толстого «Кавказский пленник» с дарственной надписью. Да и факт её выступления перед Фёдором Шаляпиным, состоявшегося задолго до 1917 года, не был секретом. Любочке тогда было лет пять или шесть, и она играла роль Редьки в детском спектакле. После представления великий певец поднял девочку на руки и произнёс пророческое: «Станешь большой актрисой».

Настоящим «счастливым билетом» для Орловой стала встреча с молодым режиссёром Григорием Александровым, учеником и ближайшим другом великого Сергея Эйзенштейна. Актриса сумела понять, какое будущее ожидает «золотоволосого бога», как она называла Александрова, и сделала всё, чтобы получить главную роль в его дебютном фильме «Весёлые ребята».

Собственно, на съёмках этой картины и родилась та самая Орлова, которую узнали и полюбили миллионы. Брюнетка от рождения, Любовь Петровна перекрасилась в блондинку, примерила на себя цилиндр, который режиссёр подсмотрел во время командировки в Америку у Марлен Дитрих, запела с экрана звонкие песни Исаака Дунаевского и, наконец, приняла долгожданное предложение руки и сердца от Александрова, оставившего ради Орловой жену и сына.

С подачи Максима Горького «Весёлых ребят» увидел Сталин, заявивший после просмотра, что «он как в отпуске побывал». И Любовь Петровна получила негласный титул главной кинозвезды одной шестой суши. То ли в шутку, то ли всерьёз на одном из приёмов Сталин пригрозил Александрову: «Не обижайте нашу Любочку, а то мы вас расстреляем».

Стоит ли говорить, что после таких слов обидеть актрису не приходило в голову не только мужу-режиссёру.

По теме

Казалось бы, как у любой кинозвезды, характер у Орловой должен был быть не из лёгких. И, возможно, таковым он и был. Но люди, знавшие актрису лично, никаких звёздных «закидонов» припомнить не могут. Наоборот, вспоминают, как во время съёмок комедии «Цирк» Орлова, чтобы сэкономить дефицитную импортную киноплёнку, работала без перерыва. От света софитов техника нагревалась, и в конце концов Орлова едва не стала инвалидом: присев на пушку, из которой она должна была «в небо уйти», она мгновенно прилипла чулками к раскалённому пластмассовому кругу, закрывавшему дуло орудия. Но о том, что произошло, узнали лишь друзья Орловой, которым она сетовала потом, что из-за ожога несколько дней не могла нормально ходить.

А актриса Римма Маркова, которая снималась с Орловой в её последней картине, так рассказывала мне о знакомстве с Любовью Петровной.

«Она, конечно, была наша главная кинозвезда. Орлова не была гениальной актрисой и божественной красотой тоже не отличалась... Мне посчастливилось встретиться с ней на съёмках её последней картины – «Скворец и Лира». Я играла немецкую фрау, а Орлова – мою домработницу.

Часть фильма снимали в Германии. И так получилось, что из женщин в группе нас было двое – я и Любовь Петровна. И она приглашала меня выпить кофе. Помню, я так мучилась в первый раз! Я же курю, но при Орловой дымить не смела. Сижу, кофе пью, а сама всё думаю, когда же смогу сигарету взять. И тут неожиданно Любовь Петровна достаёт пачку импортных сигарет, спокойно закуривает и кивает мне: «Римма, курите».

Каждые 15 минут она совершала прогулку. Потом подходила к столику, у которого стояло два кресла, и говорила: «Григорий Васильевич, я готова поесть». Она садилась, Александров занимал второе кресло, доставал из какого-то сундучка сухарики, и Любовь Петровна макала их в кофе и ела. А если видела меня, то приглашала присоединиться к их трапезе. Григорию Васильевичу приходилось вставать у меня за спиной, кресел-то всего два было.

Любовь Петровна была очень умным человеком, с ней было интересно. Но в свою «коробочку» ни она, ни Александров никого не допускали. У них были удивительные отношения. «Вы, Любовь Петровна», – обращался к ней Григорий Васильевич. И она ему на «вы» отвечала. Жили они в разных гостиничных номерах. Как они на самом деле относились друг к другу, любили – не любили, всё это так и осталось тайной.

Никогда не забуду сдачу фильма на «Мосфильме». В просмотровом зале сидели всего четыре человека – Любовь Петровна, Григорий Васильевич, я и Петя Вельяминов, который играл одну из главных ролей. Я уже тогда почувствовала что-то неладное. Да и сами съёмки были странными. Любовь Петровна накануне сделала пластическую операцию и довольно неважно выглядела. Её по нескольку часов гримировали.

Я, когда оказалась за одним столиком с Орловой, на её руки первым делом посмотрела и ахнула. У неё были ужасные руки! Не зря же говорят, что в «Скворце и Лире» вместо её рук Александров снимал руки восемнадцатилетней дублёрши».

Но конец эпохи Орловой и Александрова в кино наступил гораздо раньше. Их последним по-настоящему успешным фильмом стала комедия «Весна», вышедшая на экраны в 1947 году. После этого Любовь Петровна снялась в семи фильмах, качество которых раз от разу становилось всё хуже и хуже.

Впрочем, пока был жив Сталин, жаловавший своей любовью актрису и режиссёра, награды чета Орловой и Александрова получать продолжала. Последним «приветом» от вождя стало звание народной артистки СССР, присвоенное Орловой в 1950 году. А вот дальше была почти тишина. Кстати, похожее название было у знаменитого спектакля Театра им. Моссовета, на сцене которого играла Любовь Петровна.

Именно здесь любимица миллионов пыталась выплеснуть свою актёрскую энергию. Хотя за 20 лет сыграла всего в шести спектаклях. При этом билеты раскупались не из-за названия, а только потому, что на сцену выходила знаменитая Анюта из «Весёлых ребят». Публике было интересно просто взглянуть на актрису, чья звезда взошла в далёком 1934 году.

В театре Орлова уже не была такой примой, какой привыкла быть на съёмочной площадке. Оно и понятно: если на съёмках она была женой постановщика, то здесь ей была уготована участь соперницы любимой актрисы главного режиссёра.

Любимицей Юрия Завадского, художественного руководителя театра, была Вера Марецкая, соперничество с которой Орлова по большому счёту проиграла. Все лучшие роли в основном доставались Марецкой. А если на сцену выходила Орлова и имела успех, то часто худрук просил «на время» передать роль Марецкой.

Когда спустя несколько месяцев былые соперницы окажутся в кремлёвской больнице, где у обеих обнаружат онкологию, они так и не сумеют протянуть друг другу руку дружбы.

Роковой диагноз от Орловой скрывали. Говорили, что у неё камни в почках.

И даже сделали операцию, после которой продемонстрировали якобы удалённые камни. На самом же деле ни о каком лечении уже не могло идти речи. Рак поджелудочной железы, одной из причин которого, возможно, стало чрезвычайное увлечение диетами, находился в последней стадии.

За несколько дней до своего ухода Орлова призналась внучатой племяннице, что прекрасно знает, что у неё на самом деле. Но отчаяния не показывала. Наоборот, даже за пару недель до смерти занималась гимнастикой на специально установленном в больничной палате балетном станке.

Умерла Любовь Петровна 26 января 1975 года, не дожив всего нескольких дней до своего 73-го дня рождения. После её смерти Григорий Александров неожиданно для всех снова женился – на жене своего погибшего сына. Говорили, что такой шаг Александрова вовсе не был осознанным и добровольным. Режиссёр страдал болезнью Альцгеймера и вряд ли понимал, что происходит. Легенда окончательно канула в вечность.

Опубликовано:
Отредактировано: 07.02.2011 13:15
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх