// // Тайну портрета Моны Лизы разгадали в очередной раз

Тайну портрета Моны Лизы разгадали в очередной раз

1077

Код Джоконды

2
В разделе

Самое известное творение Леонардо да Винчи – портрет Джоконды – не одно столетие будоражит умы и волнует сердца. Один из главных вопросов – кто именно изображён на картине? Недавно появилась новая версия: итальянская исследовательница Карла Глори утверждает, что модель – не жена флорентийского магната Лиза дель Джокондо, как считалось ранее, а дочь миланского герцога Бьянка Джованна Сфорца. На чём основана эта гипотеза и какие ещё тайны хранит в себе великий шедевр, выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Впервые женщину на портрете, над которым Леонардо трудился в 1503–1505 годах, связал с Лизой дель Джокондо итальянский художник и писатель Джорджо Вазари в 1550 году. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырёх лет, оставил его незавершённым. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от неё меланхолию и поддерживали весёлость. Потому улыбка её столь приятна», – сообщал Вазари. Долгое время ему верили. А потом у многих появились сомнения, ведь Вазари было всего восемь лет, когда умер Леонардо.

Автор новейшей версии итальянка Карла Глори сосредоточила внимание не на лице и одеянии героини, а на ландшафте за её спиной и пришла к выводу, что на легендарном полотне изображён вполне конкретный пейзаж. Это, как утверждает Карла Глори, окрестности городка Боббио на севере Италии. В середине прошлого месяца президент итальянского Национального комитета культурного наследия Сильвано Винчети сообщил, что в глазах Джоконды его подопечные обнаружили мельчайшие латинские буквы – LV и SG, а в арочном своде моста на картине разглядели цифры – 7 и 2. Именно это послужило основанием для выводов Карлы Глори.

Она уверена, что таким образом Леонардо намекнул на сильнейшее наводнение в окрестностях Боббио в 1472 году, когда разлившиеся воды речки Треббия снесли древнюю переправу, известную как Понте Гоббо (Горбатый мост). Ну а если на полотне изображён городок Боббио, правителем которого был одно время Лодовико Сфорца, известный меценат и один из главных заказчиков да Винчи, то на картине изображена его дочь. «Очень вероятно, что да Винчи приезжал в Боббио, чтобы посетить знаменитую библиотеку, и через несколько лет он нарисовал картину по памяти, когда жил во Франции, – рассказала Карла Глори. – Конечно, за прошедшие века ландшафт местности, которая видна за плечом Моны Лизы, изменился, но извилистая, как змея, дорога сохранилась в Боббио до сих пор».

Такая версия вполне может иметь право на существование, хотя она вызвала скептицизм в рядах специалистов. Например, один из наиболее известных исследователей творчества Леонардо да Винчи, Мартин Кемп, сомневается, что на картине изображены окрестности Боббио. «Леонардо изобразил архетипический пейзаж на основе знания «тела земли». Можно с высокой долей уверенности утверждать, что на портрете изображена Лиза дель Джокондо, как бы неромантично и приземлённо это ни звучало», – заявил Кемп. Его убеждённость подкреплена находкой учёных из Гейдельбергского университета, которые изучали записи, сделанные в 1503 году на полях старинной книги, принадлежавшей флорентийскому чиновнику Агостино Веспуччи, знакомому Леонардо да Винчи. По их мнению, расшифровка указывает, что на картине – жена Джокондо.

По теме

И всё же прямых подтверждений того, кто именно был моделью да Винчи, получить пока не удаётся, поэтому варианты предлагаются самые разные. В 1925 году появилось предположение, что на картине изображена герцогиня Констанция д’Авалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи, покровителя художника. Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается её портрет работы Леонардо. А в 1957 году итальянец Карло Педретти настаивал, что это Пачифика Брандано, ещё одна любовница Джулиано Медичи.

В 2006 году немецкие искусствоведы с уверенностью заявили, что разгадали тайну Джоконды. По их словам, Леонардо да Винчи запечатлел герцогиню Катерину Сфорца, которая трижды выходила замуж и заводила бесчисленные любовные романы. Как сообщали тогда учёные, женщина, ставшая моделью да Винчи, была матерью одиннадцати детей.

А .

Самой невероятной долгое время казалась теория, согласно которой Леонардо замаскировал под женский образ свой автопортрет. Но и у неё нашлось подтверждение. Сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. После этого группа учёных из Национального комитета по культурному наследию Италии подала заявку с просьбой разрешить провести эксгумацию останков живописца, чтобы пролить свет на тайну картины. Если удастся найти череп да Винчи, учёные смогут восстановить его лицо, которое и сравнят с картиной. Пока, правда, разрешения они не получили.

Наконец, есть ещё одна версия. Некоторые учёные утверждают, что моделью послужил ученик и помощник да Винчи Джиана Джакомо, который находился рядом с ним в течение 26 лет и, возможно, был его любовником. В пользу этого говорит тот факт, что Леонардо оставил картину именно ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Помимо того, кто именно изображён на картине, есть ещё один волнующий вопрос – загадочная улыбка Моны Лизы. В 1852 году Люк Масперо, французский художник, выбросился из окна четвёртого этажа гостиницы в Париже и разбился насмерть. В его предсмертной записке было сказано, что решил умереть, поскольку так и не смог понять тайну улыбки Моны Лизы.

Улыбка на картине стала предметом исследования не только искусствоведов, но и психологов, и даже врачей. Была создана специальная компьютерная программа Urbana-Champaign, позволившая просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83% счастливая, на 9% – испытывающая чувство отвращения, на 6% – полная страха и на 2% – злая. Программа проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций.

Люди видят улыбку на картине по-разному: кому-то она кажется грустной, кому-то – загадочной. Нейрофизиолог из испанского института Мартинес Отеро объясняет это тем, что каналы мозга с неодинаковой скоростью подают сигналы. Разные эмоции возникают и при просмотре с различных расстояний и углов. Чтобы подтвердить данную теорию, учёные привлекли группу добровольцев. Выяснилось, что на большом расстоянии испытуемые вообще не заметили никакой улыбки, зато вблизи чётко определяли изменение выражения лица. Обнаружили и ещё один феномен: все, кто утверждал, что видит улыбку Моны Лизы, сосредоточивали свой взгляд на левой стороне рта…

Среди объяснений загадочной улыбки есть и прозаические, и романтические. Кто-то считает, что у женщины просто сбриты брови, кто-то – что изображённая на картине особа беременна и её улыбка – попытка уловить движение плода. Одни настаивают, что она улыбается своему возлюбленному Леонардо, а другие – что улыбка очень привлекает гомосексуалистов.

Известный американский отоларинголог Кристофер Адур объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. В своей практике он даже назвал этот паралич болезнью Моны Лизы. Японские медики настаивают, что у Моны Лизы высокий уровень холестерина. Свидетельством тому – типичный для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. Джозеф Борковски, американский стоматолог, настаивает: женщина, судя по выражению её лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. «Выражение её лица типично для людей, потерявших передние зубы», – утверждает эксперт. Ну а некоторые практикующие психологи говорят, что секрет Моны Лизы прост: это улыбка самой себе. Ну а пока учёные, врачи, искусствоведы бьются над разгадками картины, миллионы людей посещают парижский Лувр, где она хранится, просто чтобы насладиться шедевром.

Опубликовано:
Отредактировано: 17.03.2011 12:08
Копировать текст статьи
Комментарии 1
  • Лайм Баюн 22.02.2016 16:10

    Да нет там никакой загадки... "Загадка" в неправильности самого изображения лица Моны Лизы, где передняя половина лица нарисована под одним оглом к зрителю, а врорая дальняя половина неестественно Чуть повернута к зрителю.. Да, картина смотрится как обычное лицо, но подсознание практически всех зрителей улавливает притягательность изображения, и именно чуть измененный угол двух половин лица, и притягивает своей неправильностью подсознание зрителя..

Еще на сайте
Наверх