Версия // Культура // Исторические ценности стали предметом дипломатического торга

Исторические ценности стали предметом дипломатического торга

5200

Политическая реституция

Немцы считают Нефертити бессрочной посланницей Египта
В разделе

События последних недель в Египте и Тунисе заставили весь мир говорить не только о политике и экономике этих стран. В Северной Африке хранятся бесценные культурные сокровища – память о том, что некогда именно здесь был центр мировой цивилизации. Национальному музею Египта чудом удалось спасти свою коллекцию от пожара и грабителей, хотя некоторые экспонаты всё же пропали. Но нет сомнений, что, несмотря на все проблемы, новые власти продолжат требовать от европейских и американских музеев возврата вывезенных ценностей. Ведь это вопрос не только престижа: стоимость предметов сопоставима с годовым бюджетом государства. Подробности выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Египет официально требует от правительства Германии возвращения бюста царицы Нефертити, находящегося в одном из немецких музеев. Реликвию, которой более 3 тыс. лет, вывезли из Египта в 1912 году, и с тех пор Каир периодически пытается вернуть её обратно. Пока безрезультатно. Уже известно, что бюст Нефертити в Египет пока не вернётся. Как объясняют в Фонде прусского культурного наследия, управляющего Новым музеем в Берлине, в котором и находится артефакт, причин для этого сразу несколько. Первая и основная – германская сторона не посчитала запрос официальным, так как на нём отсутствовала подпись премьер-министра Египта. Что ж, государственный переворот в Египте позволит немцам ещё какое-то время сомневаться в правомерности полномочий нового премьера. Ну а дальше?

Как заявил глава Фонда прусского наследия Герман Парцингер, Германия не собирается расставаться со столь важным предметом искусства. «Нефертити была и остаётся посланницей Египта в Германии, – сказал он. – Этот факт не просто весьма вероятен, а стопроцентно подтверждён. Можно исходить из того, что Нефертити ещё очень и очень долго будет находиться в великолепных помещениях Нового музея».

В Германии считают, что вполне достаточно предложить сотрудничество на уровне руководства музеев двух стран, и в настоящее время формулируют первые идеи такого сотрудничества. Отдавать Нефертити немцы не собираются ещё и потому, что считают, что находится она на их территории на абсолютно законных основаниях. Правда, в Египте с этим не согласны и утверждают, что в далёком 1912 году бюст царицы был вывезен «по подложным документам».

Реликвию в своё время нашел немецкий археолог Людвиг Борхардт. По договору 1912 года Борхардт имел право вывезти половину найденных в ходе раскопок экспонатов, но самые ценные вещи должны были остаться в Каире. И похоже, что бюст действительно был вывезен из Египта обманом: Борхардт якобы ввёл в заблуждение местного инспектора, описав его как незначительную находку и обмазав глиной, чтобы занизить истинную ценность скульптуры.

Глава Высшего совета по делам древностей Египта (ВСДД) Захи Хавасс уже не первый год пытается вернуть артефакт. Известно, что Захи Хавасс очень упорен в том, что касается египетских раритетов. Например, пару лет назад, чтобы вернуть фрагменты настенной росписи времён фараонов, находившиеся в Лувре, этот прыткий египтянин прекратил всё научное сотрудничество с Лувром. Эти фрагменты, по информации Каира, были обнаружены в одной из гробниц Луксора на юге Египта, а затем незаконно вывезены. В итоге научная комиссия французских коллекций и музеев единогласно решила исключить указанные экспонаты из списка принадлежащего Франции культурного наследия, чтобы передать их Египту.

По теме

Также Хавасс добивался возвращения обелиска с парижской площади Согласия, а в 2010 году призвал туристов бойкотировать сразу несколько европейских музеев, отказывающихся от реституции египетских культурных ценностей. Среди попавших в немилость оказались: Британский музей – за нежелание вернуть в Египет Розетский камень, Новый музей Берлина – за бюст Нефертити, Лувр – за зодиак Дендеры, Египетский музей Турина – за статую Рамзеса II.

Высший совет по делам древностей Египта в последние годы развил бурную деятельность и разрывает научные отношения с теми, кто скупал и скупает украденные на территории Египта ценности или не хочет возвращать то, что, как считают египтяне, принадлежит им. В результате с 2002 года было возвращено уже порядка 31 тыс. реликвий. Среди прочего статуи из Карнака, рельеф царя Аменхотепа III, более 30 папирусов, датируемых 300 годом до нашей эры, и многое другое.

Иногда музеи сами предлагают вернуть египтянам их ценности. К примеру, Музей Майкла Карлоса из Атланты выразил готовность передать обратно мумию Рамсеса I, которая, по мнению египтологов, была украдена в 1871 году, продана торговцу древностями и вывезена канадским коллекционером антиквариата. Нью-йоркский Метрополитен-музей также пару лет назад принял решение о возврате в Египет части древних артефактов.

Греция – ещё одна страна, которая уже давно пытается добиться возвращения утерянных ценностей. Главная задача греков – вернуть скульптуры Парфенона, вывезенные ещё в начале XIX века лордом Элгином из Акрополя и сейчас находящиеся в Британском музее. С 1840 года Греция не раз обращалась с официальным прошением вернуть украденные ценности. С 1982 года греки стали особенно настойчивы. За эти годы на их сторону перешло значительное количество влиятельных лиц и организаций. Так, в 1982 году греческое требование поддержал съезд ЮНЕСКО, в 1999 году – Европарламент, в том же году Билл Клинтон заявил, что скульптуры должны быть возвращены на родину. В 2007 году под призывом к возвращению коллекции Элгина подписались 65 тыс. человек и было направлено 900 писем протеста главе Британского музея.

Сотрудники Британского музея утверждают, что не могут просто взять и вернуть скульптуры Парфенона, для этого необходимо решение английского парламента. Кроме того, за скульптурами в Англии хорошо ухаживают и они доступны миллионам посетителей музея. В музее они ограждены от загрязнённой окружающей среды Афин, которая уже испортила множество древних памятников. Греки, правда, последний аргумент не принимают, считая, что ни о какой безопасности не может быть и речи, если статуи испорчены самими реставраторами.

Дело в том, что в 1937 году британские реставраторы, для того чтобы скульптуры стали белыми и гладкими, как во времена античности, начали их скоблить и натирать химическими растворами. Реставраторы просто не знали, что все древнегреческие статуи первоначально были цветными. Из-за этого многие скульптуры сильно пострадали, у иных оказалось разрушенной более 70% поверхности.

Вообще, вернуть свои раритеты хотят многие. В прошлом году свои списки для составления общего реестра утраченных ценностей уже предоставили Гватемала, Нигерия, Сирия, Греция, Перу и Ливия. Эти страны собираются сообща бороться за возвращение незаконно вывезенных в разное время за границу исторических раритетов.

В принципе все страны не очень любят реституцию. Дело в том, что коллекции многих крупнейших музеев могут просто расползтись по миру, если они будут соглашаться со всеми претензиями о возврате ценностей. «Реституция невозможна, и я объясню вам почему,– говорит директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. – Три четверти произведений итальянского искусства, которые хранятся в Лувре, попали в Париж вместе с Наполеоном. Мы это знаем, и тем не менее они остаются в Лувре. Я знаю место, где в монастыре Виченцы висела большая картина Веронезе. Теперь она находится в Лувре, там она и останется. То же самое касается «мраморов Элгина», которые остаются в Лондоне». Так что если начнётся реституция во всём мире, то главные музеи всех стран останутся совсем без шедевров и разорятся, так как все туристы отправятся наслаждаться произведениями искусства в Египет, Нигерию, Сирию или Ливию.

Ну а тем временем неугомонный Захи Хавасс инициирует новое зло для мирового сообщества – введение авторского права Арабской Республики Египет на изображения всех найденных на её территории культурных объектов. Когда подобный проект приобретёт законную форму, мировое сообщество ожидают определённые сложности. Например, для изображения тех же пирамид в учебниках истории придётся запрашивать разрешение. Оно, конечно, будет получено, но за деньги и через определённое время. Зато, как утверждает сам Захи Хавасс, деньги от реализации проекта пойдут на реставрацию египетских древностей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.02.2011 11:58
Комментарии 0
Наверх