// // Российские работодатели могут не потянуть «облегчения» пенсионного бремени

Российские работодатели могут не потянуть «облегчения» пенсионного бремени

370

Не ЕСНо!

Забота о благосостоянии пенсионеров обернётся новыми каверзами для трудоспособного
населения
Фото: Василий Гулин
Забота о благосостоянии пенсионеров обернётся новыми каверзами для трудоспособного населения Фото: Василий Гулин
В разделе

С января будущего года в России будет упразднён единый социальный налог (ЕСН). Соответствующие поправки в законодательство недавно были приняты Госдумой в третьем чтении. Впрочем, несмотря на формальную отмену налога, о фактическом снижении налогового бремени для компаний речь не идёт.

С будущего года вместо ЕСН работодатели будут отчислять отдельно страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). При этом если в будущем году фактическая общая сумма налоговых ставок не увеличится, то уже с 2011 года закон предусматривает повышение налогового бремени для работодателей.

Декларируемая чиновниками идея отмены ЕСН достаточно проста: по замыслу разработчиков налоговых изменений упразднение ЕСН в перспективе должно поправить дела ПФР, таким образом правительство сможет выполнить свои обещания относительно повышения пенсий. Новое законодательство, очевидно, заточено под то, чтобы именно ПФР в будущем смог практически полностью распоряжаться и контролировать страховые выплаты работодателей (см. справку).

Кроме того, для спасения ПФР в будущем году, по данным Минздравсоцразвития, из федерального бюджета на пенсионную реформу предполагается выделить более 1,7 трлн. рублей – за последние годы это наиболее значительное вливание. Благодаря этому, а также отмене ЕСН по замыслу чиновников в следующие годы дефицит ПФР должен начать стремительно сокращаться. Так, к 2011 году он составит уже порядка 511 млрд. рублей, а к 2012 сократится до 300 миллиардов. При этом об отмене повышения пенсий речь, естественно, не идёт. Согласно обещаниям премьер-министра Владимира Путина, в будущем году средний размер трудовой пенсии в России составит около 8 тыс. рублей, социальной – около 5 тысяч.

Правда, вопрос о том, смогут ли потянуть работодатели увеличение налоговой нагрузки, пока остаётся открытым. Согласно ныне действующим правилам ставка ЕСН составляет 26% годового фонда оплаты труда при зарплате сотрудника до 280 тыс. рублей в год. При зарплате от 280 до 600 тыс. рублей ставка ЕСН понижается до 10%, если годовая зарплата составляет более 600 тыс., налог сокращается до 2%. По новым правилам с 1 января 2010 года с упразднением ЕСН отчисления составят 20% страховых взносов в ПФР плюс 2,9% в ФСС и ещё 3,1% в ФОМС. Таким образом, количество налоговых отчислений в будущем году не изменится. Однако на 2011 год запланировано увеличение налогового бремени: отчисления в ПФР составят уже 26%, в ФОМС – 5,1%, в ФСС – прежние 2,9%. При этом исчезает дифференцированная шкала отчисления взносов – налог будет взиматься не со всего заработка, а с суммы 415 тыс. рублей в год. Предполагается, что ежегодно эта цифра будет изменяться в зависимости от роста средней заработной платы.

Уже сегодня аналитики предсказывают, что столь значительное увеличение налогового бремени не потянут большинство представителей малого и среднего бизнеса, в результате им попросту придётся отказаться от выплаты зарплат «по-белому». «Впрочем, доля налоговых поступлений от малых предприятий всё равно невелика. Весь расчёт делается исходя из того, что отчисления будут поступать от крупного бизнеса и госкомпаний, на которые приходится до 80% налоговых отчислений. И совершенно очевидно, что такие компании не будут уходить от налогов», – отмечает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. Кроме того, по словам эксперта, «приструнить» несговорчивых предпринимателей среднего звена смогут с помощью Федеральной налоговой службы (ФНС).

По теме

Действительная выгода от упразднения ЕСН всё равно выглядит весьма сомнительно. Чтобы понять это, нелишне было бы вспомнить историю введения этого налога. Идея о том, чтобы объединить все страховые взносы, выплачиваемые в ПФР, ФСС и ФОМС, возникла ещё летом 2000 года, аккурат в начале президентства Владимира Путина. Среди очевидных плюсов введения единого налога назывались снижение размеров налогов, начисляемых на фонд оплаты труда, снижение административных издержек, повышение собираемости налогов. Более того, на протяжении следующих пяти лет, хотя законодательство о ЕСН несколько раз пересматривалось, ФНС бодро рапортовала об увеличении налоговых поступлений.

Но, несмотря на цифры официальной статистики, слабости ЕСН выплыли наружу практически сразу, сведя на нет декларируемые первоначально плюсы. Во-первых, ЕСН так и не смог решить проблему трансакционных и административных издержек. Количество платёжных документов, необходимых для оформления, увеличилось с 5 до 11. Встал вопрос и о распределении полученных средств – поступающие налоги распределялись не по налоговому, а по бюджетному законодательству.

Но самым провальным звеном стал Пенсионный фонд, доходы которого уже на протяжении нескольких лет не покрывают расходов на выплату пенсий, в результате чего некоторую разницу постоянно были вынуждены компенсировать из федерального бюджета. Впрочем, в начале 2000-х катастрофическое положение ПФР вполне компенсировалось благодаря доходам от нефтяного сектора. Сегодня же этого козыря в руках правительства больше нет. Это, очевидно, и есть основная причина, по которой решение финансовых проблем ПФР было решено переложить на плечи работодателей. По подсчётам аналитиков, увеличение в 2011 году налоговой нагрузки на бизнес в денежном выражении составит порядка 32 млрд. долларов, что составляет около 1 трлн. рублей – тот самый «дефицитный» триллион, о котором упоминал глава Минфина Алексей Кудрин.

Даже в случае если искомый триллион действительно удастся собрать, не исключено, что к тому моменту дефицит ПФР вновь будет расти. Причиной тому – планы правительства по планомерному увеличению пенсий. Смысл грядущей пенсионной реформы сводится к минимальному размеру пенсии: 2,5 федерального прожиточного минимума – для пенсионеров, заработавших свой стаж ещё в советские времена, 40% заработка – для тех, у кого будет более 30 лет стажа при новой системе. Ныне действующие пенсии предполагается также пересчитать в сторону увеличения: каждый год советского трудового стажа прибавит к ним 1%, те, кто вышел на пенсию до 1 января 2002 года, получат ещё 10-процентную прибавку.

В том, что налоговые поступления по новой схеме смогут покрыть все будущие расходы ПФР, похоже, сомневаются и сами чиновники. Отметим, что законодательство об отмене ЕСН разрабатывалось непосредственно в аппарате правительства без участия Минфина. «Очевидно, что Минфину было удобно, когда все страховые выплаты поступали в рамках единого налога. Поэтому думаю, что едва ли они стали бы выступать за отмену ЕСН», – рассуждает Владислав Кочетков. Однако теперь официальная позиция Минфина радикально изменилась. По словам главы ведомства Алексея Кудрина, снижать налоговую нагрузку в условиях кризиса нецелесообразно. Более того, по словам министра, никаких разговоров о компенсации за повышенные страховые взносы до весны 2010 года не будет. Отметим, что ещё в апреле этого года помощник президента Аркадий Дворкович на форуме РСПП заявлял о возможности снижения НДС с 2011 года в качестве компенсации за увеличение страховых взносов. Теперь, похоже, об этих обещаниях придётся забыть.

Опубликовано:
Отредактировано: 29.07.2009 12:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх