// // Российские дальнобойщики не согласны с новыми поборами

Российские дальнобойщики не согласны с новыми поборами

1391

Палки в колеса большегрузов

6
В разделе

С 15 ноября в РФ вступило в силу постановление правительства, согласно которому собственники грузовиков весом от 12 тонн обязаны платить за проезд по федеральным трассам. Это вызвало волну протестов среди дальнобойщиков. Существует реальный риск коллапса сегмента грузоперевозок, так как многие водители просто отказываются работать на новых условиях.

Сектор грузоперевозок в настоящее время и так переживает не лучшие времена. Многочисленные расходы, связанные с топливом, техобслуживанием транспорта, покупкой запчастей, плюс большие риски, которые в целом характерны для транспортной отрасли – все это делает данную сферу достаточно уязвимой, особенно в условиях экономического кризиса. Поэтому вполне закономерно, что большинство российских перевозчиков восприняли постановление о введении платы с большегрузов в качестве возмещения вреда, наносимого фурами дорожному полотну, и внедрение системы «Платон» как желание властей окончательно их добить.

Напомним, что идея обязать перевозчиков вносить средства, которые будут направлены на ремонт транспортных магистралей федерального значения, изначально была высказана министром транспорта Максимом Соколовым и активно поддержана главой «Росавтодора» Романом Старовойтом. Чиновники ссылаются на европейский опыт, но забывают упомянуть о гораздо более щадящих тарифах, качественно сделанных дорогах, развитой инфраструктуре и других «мелочах». Кроме того, многие интернет-пользователи обращают внимание на то, что по центральным улицам городов тяжелые фуры не ездят, однако, за редким исключением, дороги там не лучше. А вот в той же Европе грузовики спокойно перемещаются по дорогам, которые, в общем-то, для этого предназначены, и полотно от этого нисколько не страдает. К тому же, авторы инициативы, по всей видимости, не принимают в расчет то, что в целом российская логистика и без дополнительных сборов очень дорогая, но при этом не такая уж и качественная. Компании-перевозчики, разумеется, будут стремиться покрыть новые расходы, повысив плату за услуги, а в итоге пострадают их клиенты и потребители товаров.

Нововведение нанесет урон не только тем, кто работает в сфере грузоперевозок
Нововведение нанесет урон не только тем, кто работает в сфере грузоперевозок

Немного о расходах и доходах

В различных российских регионах ситуация в сфере грузоперевозок, конечно, несколько различается, однако, четко прослеживается общая тенденция. К примеру, псковские водители фур, собравшиеся на несанкционированный пикет на участке федеральной трассы М20, рассказали о том, что из себя представляет транспортная отрасль сегодня.

По теме

Водитель с 23-летним стажем Михаил Петров, который работает на своей машине, рассказал о постоянных расходах перевозчиков: «Знаете, сколько стоит содержание фуры? Во-первых, топливо. Цены нифига не уменьшаются, независимо от цены на нефть. Опять же, запчасти. Поставишь китайские – скоро приходится опять менять, на нормальные денег уже не хватает. В автосервисе еще сколько денег оставишь. А зимняя резина сколько стоит? 25 тысяч за одно колесо! А нет ее – штраф. Вот и считайте. Теперь еще этот новый сбор. Мы просто встанем». Его коллега, сотрудник одной из псковских транспортных компаний Денис Никифоров уточнил, что, вопреки расхожему мнению, доход, который имеют дальнобойщики на данный момент, высоким не назовешь: «Я занимаюсь перевозками более 30 лет. Сейчас мы ездим по тем же тарифам, что в 90-е годы, а топливо стоит в несколько раз дороже. Транспортный налог уже включен в ценник, и еще какие-то новые платежи вводятся. Смысл мне этим заниматься дальше?»

Очень приятно, «Платон»

Система «Платон» была создана для того, чтобы упорядочить взимание «дани» с перевозчиков. Разработкой системы занималась компания «РТ-Инвест», которая в дальнейшем будет осуществлять операторские услуги, получая за это неплохие деньги. Ее совладельцами являются ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» и Игорь Ротенберг, сын известного бизнесмена, миллиардера Аркадия Ротенберга.

Согласно плану ее создателей, контроль за своевременным внесением платы должен осуществляться при помощи маршрутных карт или бортовых устройств-счетчиков. Для того, чтобы считывать показания приборов, на федеральных трассах устанавливаются специальные арки – при проезде через них будет видно, сколько проехала каждая отдельно взятая фура, и внес ли перевозчик плату за проезд. За неуплату или передвижение без счетчиков предполагается достаточно весомый штраф – от 5 000 рублей для физических лиц и 450 000 для юридических. При повторном нарушении размер денежного взыскания увеличивается. Кстати, до 1 марта 2016 года плата за 1 км. составит 1,53 руб., потом поднимется до 3,06 руб., затем станет еще выше.

Есть одна проблема. По данным разных источников, на территории РФ используется от 1,5 до 2 млн. грузовиков, масса которых превышает указанные 12 тонн. Приборов «Платон» было выпущено, в лучшем случае, 200 тысяч. В связи с этим со стороны властей уже последовало заявление о том, что штрафы пока распространятся только на Москву и Московскую область. Кстати, псковские водители рассказали, что на область, на которую приходится несколько тысяч фур, было выделено 200 бортовых устройств «Платон». Никто из участников акции их даже не видел.

Еще одна проблема заключается в том, что вносить оплату после рейса дальнобойщики не смогут. Большинство фирм работает по безналичному расчету, и, как поделился сотрудник небольшой фирмы-перевозчика Алексей Никитин, оплата за доставку груза обычно производится в течение 2-3 месяцев. Денег на новый сбор просто не будет в наличии.

«Государство против нас»

Дальнобойщики убеждены: то, что происходит, может нанести мелким компаниям и индивидуальным предпринимателям удар, от которого невозможно будет оправиться.

«Счетчики и плата за проезд – это смерть для малого бизнеса, - рассуждает участник акции, который, по его словам, работает в транспортной сфере пять лет, - Государство говорит о том, что нас поддерживает, а само принимает такие законы. Такое ощущение, что кто-то четко добивается нашего ухода из отрасли грузоперевозок. Как будто кто-то хочет, чтобы на рынке остались только крупные компании, типа государственные».

Подобное уже происходило не в столь далеком прошлом. В 90-е годы было очень распространено такое явление, как челночная торговля. «Челноки» мотались за ходовым товаром в Китай и Турцию и сбывали его на российских вещевых рынках. Иногда кажется, что этим нехитрым бизнесом не занимался только ленивый, однако, в какой-то момент «челноки»-одиночки резко исчезли, уступив место крупным фирмам. Правительство решило, что так будет выгоднее. Не исключено, что сегодня мы наблюдаем то же самое, но уже в отношении дальнобойщиков. Кстати, многие из тех, кто сегодня крутит баранку, перевозя грузы, «переквалифицировались» в дальнобойщики именно из «челноков», когда заработать на одиночной вещевой торговле стало невозможно.

«В магазин – как в музей»

Проблема, которая встала перед грузоперевозчиками, неизбежно коснется и других граждан, не связанных с этой сферой. В конце концов, в магазины ходят все, а рост цен на товары в связи с подорожанием и так недешевой его доставки неизбежен. Один из псковских водителей грустно пошутил: «В магазин будем ходить, как в музей! Посмотрели, вспомнили, как продукты выглядят, и до свидания». Не исключено, что он имел в виду не только своих коллег.

Возможно, что увеличившиеся цены на продукты не станут самой большой неприятностью. Многие перевозчики вообще не собираются работать до тех пор, пока правительство не примет соответствующие меры. Таким образом, грузы доставлять будет просто некому, и в магазинах может начаться дефицит товаров. Между прочим, псковские дальнобойщики настроены вполне решительно. На акции они пришли к тому, что перевозки следует прекратить на 2 недели, а при необходимости и на более длительный период.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.11.2015 16:40
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх