Трагическая катастрофа А321 в небе над Синаем закрыла для отечественных авиакомпаний небо Египта, а для отечественных туристов пляжи этой страны. Глава ФСБ Александр Бортников предложил приостановить полеты российской авиации в Египет до выяснения причин авиакатастрофы Airbus A321. А президент Владимир Путин поставил в этом вопросе жирную точку, поддержав эту идею.
Боятся летать
Не остались в стороне и туркомпании - еще одна пострадавшая от ситуации сторона.
Отсутствие уверенности туристов в том, что взойдя на борт самолета, они не отправятся на тот свет, практически парализовало туристический бизнес. В Ростуризме говорят, что к ним поступает множество звонков от туристов, желающих отказаться от приобретенных путевок. Люди боятся лететь, а туроператоры отказываются возвращать им полную стоимость путевок. В связи с такой ситуацией продажа туров за рубеж практически прекратились. Причем, не только в Египет, а по всем направлениям.
По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, многие клиенты звонят в турагентства с вопросами о том, на каких самолетах им предстоит лететь, надежная ли авиакомпания.
Что вообще могут сделать авиаперевозчики в ситуации, когда не лететь нельзя, а лететь - страшно? Единственный вывод, который сделали из случившегося авиакомпании - это временный запрет на полеты над Синаем. Среди 12 авиакомпаний, принявших такое решение, и три российские - «Ред Вингз», «Уральские авиалинии» и «Оренбургские авиалинии».
Не летайте подпольными авиакомпаниями
Повышенное внимание к безопасности полетов, вызванное катастрофой А321 выявило и вовсе вопиющие факты. Например, в Якутии была пресечена деятельность... подпольной авиакомпании. Правоохранители не дали взлететь самолёту, полному пассажиров с детьми. В ходе разбирательств выяснилось, что ушлая частная компания осуществляла местный рейс на модернизированном самолете Ан-2 — ТВС-2МС-24. При этом у горе-перевозчиков не было лицензии, на борту не велась судовая документация, пассажиры не были застрахованы, а на сиденьях отсутствовали ремни безопасности.
Делаем выводы
Гендиректор авиакомпании «Ред Вингз» Сергей Савостин в числе первых представителей авиаперевозчиков заявил, что компания намерена, в связи с катастрофой А321, не только изменить маршрут всех самолетов, доставляющих туристов в Хургаду и Шарм-эль-Шейх, но и ввести беспрецедентные меры безопасности непосредственно на борту.
Правда, при более пристальном рассмотрении меры эти особенно эффективными не выглядят. Во-первых, теперь за теми, кто заходит в салон самолета, будет наблюдать представитель компании, а во-вторых - в кабине будет присутствовать специалист высокого класса, который «поможет экипажу реагировать более оперативно» в случае внештатных ситуаций.
Предлагаемые меры, наверное, не так уж плохи и, скорее всего, не лишние, но вот насколько полезны? Тут есть над чем подумать. Начать с того, что непонятны полномочия этих «представителей компании», причины уверенности топ-менеджмента в том, что приставленный компанией менеджер будет более бдительным и профессиональным, чем специально обученные люди в аэропорту, не ясны. Но главное, удивляет отсутствие среди предлагаемых топ-менеджером «Ред Вингз» мер безопасности дополнительный техосмотр своего автопарка. И это относится не только к «Ред Вингз», но и к остальным перевозчикам в равной степени.
По мнению словацкого премьера Роберта Фицо, главу венгерского правительства Виктора Орбана необоснованно стремятся превратить в изгоя из-за его поездок в РФ и Китай.
То, что проблемы с неисправностями авиапарка не единичны, подтвердило и ЧП в Пулково, когда пассажиров сняли с рейса Санкт-Петербург- Шарм-эш-Шейх из-за повреждения механизм передней стойки шасси. После чего злополучная «Когалымавиа» издала приказы о поэтапном приостановлении эксплуатации своих самолетов на период прохождения рамповой проверки Ространсназдора. Причем произошло это уже после катастрофы над Синаем.
Можно вспомнить позорный инцидент в аэропорту Хургады, когда сотрудники египетского аэропорта заблокировали неисправный российский самолет из Перми, не давая ему взлететь, несмотря на уверения пилота, что все в порядке. По словам пассажиров, экипаж «Уральских авиалиний» готовился к взлету, ни о каких технических неисправностях пассажирам не сообщали.
«Египтянам пришлось даже взять самолет в кольцо машинами, чтобы наш пилот не взлетел», — написала взволнованная пермячка СМС своей дочери.
В итоге службы египетского аэропорта отправили самолет в ремонтный бокс, а рейс перенесли на другое время. Не хотелось бы думать, что египтяне больше заинтересованы в безопасности полетов и в жизнях россиян, чем сами российские авиакомпании.
Собираем новые самолеты из…старых
Самым крупным эксплуатантом лайнеров Boeing-737 в России была недавно обанкротившаяся авиакомпания «Трансаэро», сертификат которой был аннулирован 26 октября этого года.
Устаревший авиапарк «Трансаэро» не был секретом, и политика предыдущих владельцев компании не раз становилась предметом критики в СМИ и в соцсетях.
Вот один из многих отзывов пассажиров, размещенный на авиафоруме в ветке, посвященной компании «Трансаэро»:
«Постоянно задерживают рейсы. Объясняют это тем, что самолеты опаздывают. Я не знал, что в воздухе тоже пробки как на МКАДе. Еще одна отмазка, что все самолеты неисправны.... А тогда встречный вопрос, почему вы используете неисправные самолеты. Летели как-то раз в Таиланд, так от старости самолета кресла не откидывались... просто были сломаны... Под моим креслом не было спасательного жилета, видимо самолеты этой компании все уже битые... Кошмар...»
Boeing 737 больше не летает
Если из последней аварии, унесшей сотни жизней, не будут сделаны надлежащие выводы, отечественную пассажирскую авиацию ждут тяжелые времена. И речь не только о людях, массово отказывающихся летать. Есть проблемы и посерьезнее.
Первый звоночек уже прозвенел. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) уже успел обвинить Росавиацию в сокрытии недостатков, обнаруженных в конструкции самолетов Boeing 737.
Разрешения на полеты лишились две модификации боингов - Classic и NG, однако решение комитета может привести к одномоментной полной остановке всего российского парка Boeing-737.
Таким образом нашей стране аукнулись последствия авиакатастрофы в Казани двухгодичной давности. Росавиация полагала, что крушение самолета в Казани объяснялось конструктивными недостатками Boeing 737, но не сообщала авиакомпаниям об их опасности. В связи с чем более 20 млн пассажиров «длительное время подвергались существенным рискам».
Именно этими действиями Росавиации после авиакатастрофы 2013 года МАК и объяснил отзыв сертификата типа у самолетов модели Boeing-737. В МАК не уверены в безопасности эксплуатации этих самолетов и настаивают на необходимости срочной доработки системы управлениям рулями высоты.
По информации МАК, Росавиация больше года вела переписку FAA США по вопросу срочных доработок этой системы, но комиссия не знает, были ли проблемы устранены.
Проблема, вызванная запретом МАК, оказалась настолько серьезной, что потребовала вмешательства руководства страны, которое, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, тщательно проанализирует ситуацию с возможным отзывом сертификата.
В конце концов, руководство страны в лице президента Владимира Путина приняло решение временно запретить полеты в Египет. Понятно, что туристический бизнес не в восторге, для него «смерть» одного из ведущих направлений равносильна катастрофе, однако жизни людей все-таки важнее.
Впрочем, если за нынешним решением не последуют другие, комплексные, и все сведется исключительно к запретам летать, о пассажирской авиации лучше совсем забыть и ходить пешком.