Версия // Власть // Власть избавится от неэффективных управляющих своими активами

Власть избавится от неэффективных управляющих своими активами

1884

Гоп-менеджмент

Формально деятельность Чубайса вроде бы всех устраивает, но "Роснано" поставили в списке для акционирования на первое место. Фото:ИТАР-ТАСС
В разделе

Руководство страны вплотную занялось своими активами. От части имеющихся предприятий государство в кризис решило попросту избавиться, а в оставшихся чиновники собираются навести порядок. Причины таких действий очевидны: государственные управленцы порой демонстрируют крайне неэффективную работу и, вместо того чтобы приносить деньги в бюджет, лишь высасывают народные средства. При этом, как ни удивительно, власти зачастую не хватает формальных полномочий, чтобы повлиять на происходящее. Как живут и работают госкомпании, поинтересовался корреспондент «Нашей Версии».

Минэкономразвития представило проект постановления правительства, обязывающего госкомпании согласовывать с представителями государства все сделки, касающиеся покупки или продажи акций. Отныне сделки с активами дороже 150 млн рублей будут проводиться только после получения согласия правительства. Если сумма меньше, то сделки необходимо согласовывать с курирующим ведомством. Сейчас в перечне стратегических активов значится 213 предприятий, среди которых «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», АЛРОСА и другие столпы отечественной экономики. Премьер-министр Владимир Путин уже поручил Росимуществу провести внеочередные собрания акционеров для внесения изменений в уставные документы.

Это решение чётко вписывается в общий курс на усиление контроля за менеджментом государственных компаний. В мае президент Дмитрий Медведев подписал распоряжение о согласовании кандидатур представителей государства в советах директоров компаний, включённых в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. Указывалось, что все перемены на руководящих постах, а также директивы госпредставителям, касающиеся изменений в составе руководства, должны быть одобрены главой государства. А Центробанку была выдана рекомендация согласовывать кандидатуры в коммерческих банках, в капитале которых участвует государство (прежде всего Сбербанк и ВТБ).

По мнению главы департамента стратегического анализа компании ФБК* Игоря Николаева, появление этих документов в большей степени является реакцией на пожелания руководства страны и не говорит о смене стратегического курса. «У нас частный бизнес во многом является квазичастным, он скорее государственный, – говорит эксперт. – Никакая сделка, особенно с иностранным инвестором, без одобрения чиновника не будет реализована».

Сказанное экспертом не является тайной за семью печатями. В справке Государственно-правового управления, сопровождавшей распоряжение президента, прямо говорится, что «порядок согласования кандидатур существовал и раньше, однако круг акционерных обществ, в отношении которых он действовал, не был чётко обусловлен особенностями современного этапа социально-экономического развития страны, стоящими перед ней вызовами и угрозами».

Стремление формализовать и усилить контроль со стороны государства понятно. Нередко оказывалось, что у государства нет правовых механизмов, чтобы повлиять на процессы, идущие внутри компаний. «Минэкономразвития давно пытается усилить позиции представителей госрегулирования в государственных компаниях, – рассказывает ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. – До последнего времени в большинстве ГК существовало противостояние между топ-менеджментом компаний и членами совета директоров. На фоне слабых советов директоров они действовали консолидированно и очень серьёзно укрепили свои позиции. Среди таких компаний – «Ростехнологии» и иже с ними. Очевидно, серьёзное расширение полномочий госпредставителей ослабит топ-менеджмент крупных компаний».

По теме

И тому есть объективные причины. Так, Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК), созданная в 2006 году, обязалась в период с 2008 по 2012 год выпустить 431 гражданский самолёт. В 2008 году было завершено 10 машин, в 2009-м – 8. Судя по взятому темпу, за отчётный период будет построено лишь порядка 80 самолётов. Долг компании при этом вырос с 22 до 126,5 млрд рублей (данные по состоянию на май), а управленческие расходы в 2008 году в 2,2 раза превысили её валовую прибыль. Про «Ростехнологии» с их АвтоВАЗом можно даже и не говорить. За все просчёты менеджмента госактивов в конечном счёте приходится расплачиваться государству.

При этом с точки зрения наполнения бюджета для власти особой разницы нет, является компания государственной или частной. «Госкомпании платят те же налоги, что и все остальные, – рассказывает Николаев. – Да, у ГУПов есть нормативы отчислений от прибыли, но значение этих поступлений для казны не стоит переоценивать».

Печальные показатели деятельности госкорпораций побудили высшее политическое руководство вовсе упразднить такую организационно-правовую форму собственности. Весной ведомство Эльвиры Набиуллиной представило план реформирования, который должен помочь навести порядок в запущенном хозяйстве. Имеющиеся госкорпорации будут реорганизованы или вовсе ликвидированы. Первой в плане реформ идёт «Роснано» Анатолия Чубайса, которую акционируют в четвёртом квартале текущего года.

А пока они продолжают своё существование, в них установлены ограничения на зарплаты, чтобы менеджмент не устроил себе напоследок пир во время чумы.

Собственно говоря, то, что государственные чиновники не самые лучшие управленцы, не отрицают даже сами представители власти. «Государство – плохой менеджер», – заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов. Но ликвидировать госкомпании полностью тоже не выход из сложившейся ситуации. «Не надо ставить крест на государственных предприятиях, – убеждён Игорь Николаев. – Есть стратегические активы, предприятия, которые производят оборонную и особо опасную продукцию и т.д. и т.п. Конечно, государство по праву хочет их контролировать». К тому же, как показывает опыт Сбербанка или ВЭБ, и государственные активы могут управляться достаточно эффективно.

«Расширение полномочий госпредставителей в первую очередь позволит установить контроль над расходованием средств. Раньше государство контролировало лишь самые крупные сделки. В результате компании накупили мелких активов в обход советов директоров, что привело к некоторым сложностям, связанным прежде всего с их управляемостью. Часть приобретённых активов оказалась на грани банкротства с очень серьёзными долгами», – отметил г-н Абзалов.

Минэкономразвития не собирается делать ставку только на соглядатаев от государства. Параллельно с расширением полномочий госпредставителей идёт развитие института независимых директоров. Это распространённая в мире практика, зарекомендовавшая себя с положительной стороны. Независимые директора есть во многих крупных госкомпаниях, работающих с внешним рынком или имеющих иностранных инвесторов: Сбербанке, ВТБ, «Газпроме» и т.д.

Конечно, за этими решениями стоит не просто забота о качестве управления активами. Минэкономразвития не забывает и свои интересы, выступая с инициативой ограничить права менеджмента госкомпаний. Более всего от новшества выиграют вице-премьеры, которые теперь будут согласовывать решения топ-менеджеров. Одновременно усиливаются и позиции Росимущества, находящегося в зоне влияния ведомства Набиуллиной, которая к тому же сама является куратором стратегии развития «Ростехнологий».

*
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.09.2010 11:39
Комментарии 0
Наверх