Версия // Общество // Ремонтировать жилой фонд удастся только Москве

Ремонтировать жилой фонд удастся только Москве

1983

Кап не получается

Фото: Лаура Ильина
В разделе

Подавляющее большинство российских регионов – 75 из 85 – уже подписали договоры с Федеральным фондом содействия реформированию ЖКХ, через который субсидируется проведение капитального ремонта жилья. Ремонт действительно нужен срочно: если не провести его в ближайшие годы, властям по всей стране придётся иметь дело не с ветхим жилфондом, а с аварийным. Однако проблема в том, что федеральных субсидий регионам хватит лишь на десятую часть необходимого объёма работ. И откуда взять деньги на оставшуюся часть – непонятно. Разве что с граждан стрясти, но и у них таких средств не найдётся. В богатой Москве отказались от федеральной помощи из-за невыгодных условий её предоставления и решили отремонтировать все ветхие дома за счёт городского бюджета. Однако и здесь программа капремонта столкнулась с проблемами.

Капитальный ремонт – краеугольный камень коммунальной реформы в России. Дело в том, что конечная цель реформы – возложить бремя ответственности за содержание дома на плечи владельцев жилья. Другими словами, на ваши с нами плечи, на тех, кто приватизировал свою квартиру.

Однако ещё в федеральном законе о приватизации жилья, принятом в 1991 году, содержалась вполне справедливая норма: дома на попечение новым владельцам нужно отдавать в надлежащем виде. Если есть у государства обязательство провести в доме капитальный ремонт (по нормативным срокам), государство его и проводит. И только потом взваливает бремя содержания на новых владельцев. При этом здесь нет речи ни о какой государственной «благотворительности» – в СССР во всех коммунальных платёжках была графа «капитальный ремонт». То есть граждане его оплатили.

Однако записали законодатели норму – и благополучно о ней забыли на долгие годы. Не было денег на ремонт в 1990-е. Да и сейчас у подавляющего большинства регионов не хватает средств на восстановление ветхого жилого фонда. Даже в столице вплоть до этого года капитальный ремонт домов вёлся практически по остаточному принципу и в мизерных для мегаполиса объёмах.

Дома же лучше не становятся. Как правило, нормативный срок эксплуатации основных конструктивных элементов дома – 20–25 лет. У государства обязательства по капремонту в основном по домам, построенным до 1991 года, до закона о приватизации (после закона люди, как правило, сразу оформляли в собственность новенькие квартиры). Нетрудно посчитать: если к 1991 году истёк нормативный срок эксплуатации и с тех пор ремонт так и не провели, то к нынешнему году получается, что дом уже минимум 17 лет держится на честном слове. Ещё немного, и огромное количество российского недоремонтированного жилья станет просто опасным для проживания.

Снова о проблеме заговорили после вступления в силу 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса, в котором чётко прописано, что ремонтирует владелец. Получалось, что государство тихой сапой спихнуло все свои обязательства на жителей. Эксперты тут же замерли в ожидании волны реприватизации (отказа от собственности на квартиры), а общественники забили в колокол. Вскоре им удалось достучаться до властей. Чиновники поняли, что недоремонт в том числе тормозит создание в стране товариществ собственников жилья и других коопераций собственников, без чего невозможна и вся реформа ЖКХ. Но у регионов как не было денег на капремонт, так и не появилось.

Столичный градоначальник Юрий Лужков заявлял, что финансировать мероприятия должны из федерального бюджета – ведь туда поступали платежи от граждан. Чуть позже, не добившись понимания, он стал просить федеральную власть оплатить хотя бы половину московского недоремонта. Однако правительство пошло другим путём. В прошлом году был создан Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ, через который до 2011 года на капремонты и переселение граждан из уже аварийного жилья по всей России планируется выделить 250 млрд. рублей субсидий. Но на определённых условиях. Субъект Федерации, рассчитывающий на помощь, должен принять собственную адресную программу капремонта, и лишь часть её будет оплачена из федерального бюджета: от 20 до 50% расходов берёт на себя бюджет самого региона и ещё 5% расходов – сами собственники жилья. Кроме того, в регионе должны перейти на 100% оплаты населением коммунальных услуг и вообще создать рыночные условия развития отрасли. Например, доля коммерческих предприятий на рынке ЖКХ должна быть не меньше 25% (в 2011 году – 80%), частные управдомы должны управлять не менее чем половиной жилого фонда, товарищества собственников жилья должны быть в 5% домов (в 2011-м – в 20%).

По теме

Поначалу – ещё весной 2008 года – таким требованиям отвечало менее половины российских регионов, однако остальные быстренько подтянулись. Остался, однако, вопрос: не слишком ли большую цену регионы заплатили за федеральную помощь (которая ограничена траншами не более 2 млрд. рублей в год и не более 8 млрд. рублей до 2011 года).

При этом очевидно, что федеральных денег, даже сложенных с деньгами регионов, на весь объём капитального ремонта никак не хватит. По оценке председателя Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ Олега Толкачёва, недоремонт по всей стране составляет порядка 2,5 трлн. рублей. Депутат Госдумы Галина Хованская утверждает, что эта цифра даже больше – 3 триллиона. То есть с помощью субсидий из Фонда содействия реформированию ЖКХ удастся отремонтировать не более 10–20% ветхого жилья. И где взять деньги на все остальное – большой вопрос. Как бы не возложило государство эту обязанность в конечном счёте опять на граждан.

Московская мэрия сразу объявила, что не согласится на условия, выдвинутые федеральным центром для претендентов на субсидию. В частности, Юрий Лужков полагает, что даже москвичи пока материально не столь материально обеспечены, чтобы оплачивать 100% стоимости услуг ЖКХ. Но столица – богатейший регион, и потому она оказалась готова справиться с проблемой самостоятельно.

В конце прошлого года мэрия и Мосгордума одобрили масштабную программу по капитальному ремонту всех нуждающихся в нём зданий, построенных до 1991 года. В эту программу, которую планируется полностью завершить в 2014 году, попало более трети столичного жилого фонда – 13,8 тыс. многоквартирных домов общей площадью 117,5 млн. квадратных метров. На это из московского городского бюджета будет выделено около 500 млрд. рублей – в два раза больше, чем выделят из федерального фонда на всю Россию. В 2008 году (реально программа заработала с конца весны) в Москве уже отремонтировали 1,7 тыс. домов, на что потрачено 41 млрд. рублей – в 23 раза больше максимальной суммы, которую столица могла бы получить из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Однако, как выяснилось, выделить большие деньги – ещё далеко не всё. За те полгода, что в Москве массово ремонтируют дома, поступило уже около 2,5 тыс. жалоб от горожан, что для 1,7 тыс. домов цифра более чем впечатляющая. В основном москвичей не устраивает качество работ.

Это неудивительно: в таком объёме капремонт никогда не проводился, поэтому квалифицированных подрядчиков попросту не хватает. Кроме того, городские власти сетуют на федеральное законодательство, определяющее порядок предоставления горзаказа на аукционах. Единственный по-настоящему значимый критерий – цена работ. То есть побеждает та фирма, которая меньше попросит. В реальности получается, что нередко выигрывают недобросовестные охотники за ценным городским заказом (цена одного лота на аукционах по капремонту начинается от 20–30 млн. рублей). В итоге бывали случаи, когда ремонтники приходили, срезали батареи и исчезали на несколько недель.

Чаще москвичи сталкиваются не с такими историями, а с откровенной халтурой. По данным экспертов, самые распространённые огрехи ремонтников – плохо заделанные швы между стеновыми плитами и протечки воды. Кроме того, нередко нарушаются правила огнеопасных работ, что вообще может привести к трагедии.

Всего в московском капремонте в этом году приняли участие 370 организаций, и почти каждая 10-я из них (более 30) была городом забракована за некачественные или не в срок выполненные работы. В результате городское руководство обратилось за помощью к соседнему государству: мэр Юрий Лужков призвал белорусских ремонтников принять активное участие в столичном ремонте. Белорусы приедут в Москву уже в 2009 году.

Ну а главное, в капремонте активное участие должны принять сами горожане. По правилам, ещё до начала ремонта в доме должно быть проведено общее собрание собственников квартир, на котором выбирается инициативная группа. Представители жильцов имеют право подписи на всех документах по приёмке работ. Другими словами, могут контролировать ход этих работ и их качество. Однако на деле оказывается, что москвичи очень пассивны – на общее собрание их не загнать. Это одна сторона медали. А другая заключается в том, что горожане не очень-то и понимают, как важно их участие в ремонте собственного дома, а порой и вовсе узнают о начале ремонта чуть ли не одновременно с приездом рабочих. В общем, информирование москвичей пока налажено не самым лучшим образом. В мэрии обещают исправить ситуацию.

Хорошо бы:

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.01.2009 14:59
Комментарии 0
Наверх