Версия // Общество // Реформа сделала знания недоступными по цене

Реформа сделала знания недоступными по цене

2538

Очень среднее образование

фото: Сергей Тетерин
В разделе

Реформы образовательных программ начались в России около четырёх лет назад. Всё это получило красивое название модернизации и оптимизации образования. Сейчас можно подвести некоторые предварительные итоги. В рамках проведённой «оптимизации» в России прекратили существование более 12 тыс. школ, из них более 10 тыс. – в сельской местности. Многие коррекционные школы для детей с особенностями развития, а также учебные заведения для одарённых прекратили существование. Образование в России стало более чем средним.

В сельской местности «оптимизация» обернулась куда более печально. В результате слияния школ ученики вынуждены порой добираться на занятия за десятки километров по бездорожью. Затронула реформа и столицу. На прошлой неделе в Москве учителя и родители вышли на улицу. Причиной стало насильственное объединение школ – известной московской школы «Интеллектуал» и гимназии № 1588. И это всего лишь один из примеров.

Образовательные трагедии

Слияние детсадов со школами и объединение нескольких школ в единый комплекс – ещё не самый печальный итог образовательных реформ. Куда драматичнее укрупнение детдомов с последующей перевозкой воспитанников за 100 километров от привычной среды. При этом решаются разом две задачи: сокращается количество детдомов и увеличивается число детских садиков. В итоге за последние пять лет детдомов стало меньше почти что вдвое. Вопиющим стал недавний пример: из города Реутова 25 воспитанников местного детского дома в один день, не объясняя причин, перевезли в город Егорьевск. А у ребят в Реутове уже были знакомые, налаженное общение, школа… Некоторые потом своим ходом пытались вернуться, но их маленькая драма чиновникам оказалась не интересна.

Закрытие коррекционных школ для детей с особенностями развития – ещё одна даже не драма, а трагедия. Если в Москве можно подобрать для «особого ребёнка» иное, пусть и не близко расположенное образовательное учреждение, то в небольших городах это настоящая проблема. Так, в городе Порт-Артур Амурской области родители детей с ограниченными возможностями бьют тревогу: единственную на сегодняшний день в городе коррекционную школу № 7, по предварительной информации, закрывают. Это происходит в регионах России повсеместно. Дети-инвалиды и подростки с особенностями развития переходят на другие формы обучения. Многие поступают в общеобразовательные школы. Даёт ли класс коррекции таким детям полноценное образование?

Но и это ещё не всё. В результате объединения школ количество учеников в классах увеличилось в разы. Об индивидуальном подходе в этих условиях пришлось забыть раз и навсегда. Как в таких условиях разглядеть способности ребёнка и развить их в нужном направлении? Чиновников от образования можно понять: бюджет на 2014–2016 годы предусматривает значительное сокращение средств на образование. По отношению к объёму ВВП долю расходов на образование планируется снизить с 1% в 2013 году до 0,7% в 2016- м.

Предприимчивые люди мгновенно уловили тренд. В результате в России в геометрической прогрессии начали расти различные платные кружки и секции, предоставляющие сомнительные услуги. В их сомнительности я убедилась на собственном примере.

Среднее арифметическое

На различные дошкольные секции, кружки и прочие дополнительные занятия своей дочери я трачу в месяц больше 15 тыс. рублей. У других родителей, дети которых собираются или уже пошли в школу, траты такие же или выше: частный логопед, ритмика, бальные танцы, музыкальная школа, подготовка к школе… Нет, я вовсе не собираюсь вырастить из своего ребёнка вундеркинда. Просто из дошкольной программы детского сада слишком многое было изъято.

По теме

28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одно из требований стандарта – уход от академической системы. «Ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия», – говорится в программе. Нет, в садике, куда ходит моя дочь, конечно, есть логопед. Но за весь прошлый год с ребёнком не провели ни одного занятия, в то время как в детской поликлинике настоятельно советовали начать коррекцию. Есть в детсаду и музыкальные занятия. Но бальные танцы, к которым у дочки и тяга, и способности, – в ближайшей школе только за деньги. А возникающие у неё с недавних пор с завидной регулярностью вопросы об устройстве Вселенной побудили записаться в лабораторию «Открытие», работающую при платной Школе раннего развития. Ну а подготовка к школе за четыре с лишним тысячи рублей в месяц – это реальность для любого, у кого в семье растёт будущий первоклассник. При этом я ни в коем случае не хочу упрекнуть воспитателей детского сада: они действуют в строгом соответствии с предписанной им программой. Но что делать, если ребёнок опережает в развитии эту программу или у него иные интересы?

Кружки в дефиците

При этом в свете реформирования системы образования всё большее число детских клубов и секций становятся частично или полностью платными. Официального подтверждения этим изменениям нигде нет, однако новые порядки уже существуют де-факто. Вместе с тем из официальных заявлений руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины следует, что существует электронная регистрация желающих получить дополнительное бесплатное образование. И в этой системе электронной регистрации нет ограничений по количеству часов на одного ребёнка.

На страничке мособра в Livejournal я прочла также следующее: «Информацию о платности/бесплатности кружков можно найти на портале pgu.mos.ru. Если информация отсутствует, предоставляется неполно или с вас требуют деньги в любой форме – СРОЧНО пишите в департамент по электронному адресу iac@educom.ru». Также на страничке mosobr официально сообщается: «В настоящее время дополнительное образование реализуется более чем в 1500 подведомственных образовательных учреждениях. Средние фактические затраты города на одного ребёнка в Москве составляют около 11 тыс. рублей в год». В частности, Детская школа искусств «Вдохновение» – 146 тыс. рублей в год, Центр эстетического воспитания детей «Моцарт» – 60 тыс. рублей в год.

Из этой статистики следует, что выделяемые Москвой средства на дополнительное образование позволяют оказывать эту услугу в полном объёме и качественно. Почему же в реальности она в таком дефиците?

Покушение на святое

Причин несколько. Прежде всего родители ищут кружки, которые были бы неподалёку от дома, чтобы не тратить много времени на дорогу. А бесплатные бюджетные кружки и секции не всегда равномерно рассредоточены по районам. К тому же мало кто интересуется официальными данными о бюджетных услугах дополнительного образования. Этим и пользуются чиновники от образования разного уровня.

Однако проводить частные расследования в системе дошкольного и школьного образования в большинстве случаев не только бесполезно, но и опасно. Так, год назад Клинский городской суд в Московской области приговорил журналистку местной газеты «Серп и Молот», мать пятерых детей Елену Полякову к полутора годам лишения свободы (условно) за комментарий в социальных сетях. В качестве потерпевшей выступала начальница Управления образования Клинского муниципального района Алена Сокольская. Журналистка, в частности, написала: «За какую руку нужно хватать Сокольскую? Она, как муниципальный служащий, может заниматься бизнесом? Школа и детский сад платные?.. А то, что сократила бесплатные детские кружки без утверждения главой района? А сколько знающих педагогов покинули школы и сады из-за неё? Да ей уже по сталинским или китайским законам пулю в затылок пора!». За этот комментарий журналистку осудили по ст. 119 ч. 2 (угроза убийством по политическим мотивам)… В ходе следствия выяснится, что у начальницы Клинского управления образования не только недвижимость, но и бизнес за границей: она является единственным учредителем зарегистрированной в Испании компании EL CAMINO DEL BIEN SL.

Итог этой истории печален: чиновница Сокольская по-прежнему руководит образованием в Клину, а журналистка Полякова – без работы и осуждена.

Надеюсь, теперь вы понимаете, почему тайна большинства платных услуг при школах покрыта мраком…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.10.2014 11:22
Комментарии 0
Наверх