Версия // Конфликт // Ради строительства порта в Сабетте «Мост» может загубить экологию

Ради строительства порта в Сабетте «Мост» может загубить экологию

5569

«Мост», газ и рыба

фото: РИА Новости
В разделе

Название компании ОАО УСК «Мост» вряд ли многое расскажет читателю. Такая непубличность имеет объяснение: в течение двух десятков лет финансовое благополучие строительной империи создавалось на государственных заказах. Деликатный бизнес особенно любит тишину.

Сюжет: Экология

Тем не менее, по оценке журнала Forbes, компания занимает 8-е место среди подрядчиков российского государства с объёмом выполненных контрактов на 90 млрд рублей. Основные акционеры «Моста» Владимир Костылев и Евгений Сур прочно занимают места в рейтинге российских миллионеров с состояниями более 700 млн долларов каждый.

Штаб-квартиру – поближе к властным коридорам

По легенде, бытующей в компании по сей день, путь к вершинам начинался в райцентре Белогорске Амурской области больше 20 лет назад. Тогда оставшиеся не у дел строители БАМа Владимир Костылев и Евгений Сур подсобрали кое-какую строительную технику и принялись ремонтировать мосты по заказу Забайкальской железной дороги. К 1999 году товарищество «Мост» уже вело работы на 150 объектах и имело собственную производственную базу в городе Благовещенске. В 2000 году основные акционеры ОАО УСК «Мост» Костылев и Сур переносят штаб-квартиру компании в Подмосковье – поближе к властным коридорам, где принимаются решения о выборе подрядчиков на работы по государственным контрактам.

Расчёт платы за загрязнение воды взвешенными веществами и химическое загрязнение акватории строителями порта в 2014 году составил сотни миллионов рублей. Однако ни копейки из этих денег в бюджет до сих пор не поступило.

Не прогадали. С начала 2000-х на «Мост» пролился золотой дождь: строительство моста на остров Русский во Владивостоке, реконструкция Рокского туннеля в Осетии, железная дорога сквозь горы для олимпийского Сочи и многое другое. И, наконец, строительство порта Сабетта.

Проект, в рамках которого и строится новый порт, действительно поражает своей масштабностью. Газ с Южно-Тамбейского месторождения до потребителей в Европе и Азии трубой никак не дотянуть. Поэтому здесь, у чёрта на куличиках, на самом краю полуострова Ямал, затеяли построить завод по сжижению газа. Вместе с заводом возводят и порт, чтобы газовозы вместе с ледоколами доставляли продукцию потребителям практически круглогодично.

Оператором проекта стало ОАО «Ямал СПГ», куда кроме ОАО «НОВАТЭК» входят французская компания TOTAL и Китайская национальная нефтегазовая корпорация. Стройка важная, многомиллиардная. Вполне сопоставима по затратам с подготовкой к саммиту АТЭС во Владивостоке или с Олимпийскими играми в Сочи. Поэтому руководство страны решило коней на переправе не менять и определило своим распоряжением компанию застройщика – ОАО УСК «Мост». Казалось бы, сегодня, в условиях тяжелейшего экономического кризиса, когда строители готовы браться за любые подряды, чтобы просто выжить, такой контракт сродни манне небесной. И уж выполнение его не должно вызывать никаких нареканий. К сожалению, на деле всё обстоит не так...

Сумма ущерба оценивается в 1,4 миллиарда рублей

Тревогу забили экологи. Конечно, звучала она не так громко, как во время подготовки к Олимпиаде. То ли далеко слишком для внимания либеральных защитников природы, то ли слишком холодно. Вместо привычной истерики мы получили спокойный научный анализ ситуации. Вот что рассказал ресурсу Znak.com заведующий лабораторией экологии рыб Института экологии растений и животных УРО РАН Владимир Богданов: «Подход к терминалу в Сабетте будет порядка 4 километров. Если его будут копать, углублять, валы будут отгружать тут же – всё это значительный ущерб кормовой массе, за которым последуют уменьшение ихтиомассы и угроза вод­ным ресурсам. Но главное в том, что терминал потребует подхода морских танкеров. В районе, где Тазовская губа впадает в Обскую, чуть ниже находится мыс Трёхбугорный, а ещё чуть ниже этого места есть бар (всего их два, ещё один в районе Сабетты). Вот если промоют бар в районе Сабетты, то морская вода начнёт проникать на юг. А места зимовок рыб – это 100-километровый участок в районе устья Тазовской губы и мыса Каменный, мыса Парусный. Он нанесёт не только ущерб тем, что уничтожит кормовую базу из-за строительства канала, но прорыв канала в районе южного бара может способствовать проникновению морской воды далеко на юг. А в апреле заморная вода доходит почти до мыса Каменный. И если эти каналы позволят морской воде проникать дальше, где она смыкается с заморной, то эта зона жизни будет уничтожена. Вода будет без кислорода. И вся рыба, которая зимует на этом участке, погибнет за несколько дней».

По теме

Что же теперь, остановить работы? Будем реалистами. Это невозможно. Но возможно другое: постараться минимизировать нанесённый природе ущерб, в том числе и искусственным воспроизводством малька. С момента начала работ в 2012 году компания «Мост», вероятно, не потратила на эти цели ни копейки. Хотя к сегодняшнему дню сумма компенсации ущерба, подсчитанная по утверждённым методикам, похоже, уже составляет 1,4 млрд рублей. За эти деньги строители должны были заключить договоры с рыборазводными предприятиями и выпустить в Обь малька взамен утраченной рыбы. В Федеральном агентстве по рыболовству сегодня нет информации о том, что строители оплатили хотя бы одну рыбку.

Ещё один любопытный штрих: согласно информации, вывешенной на официальном сайте УСК «Мост», в ходе основного этапа строительства гидротехнических объектов морского порта Сабетта – подходного и морского каналов, а также акватории порта – в период летних навигаций 2014–2017 годов проводятся дноуглубительные работы. Миллионы тонн изъятого грунта вываливаются прямо в море. Спорное инженерное решение с точки зрения специалистов. Но для таких случаев существует приказ Министерства природных ресурсов и экологии России от 24 марта 2014 года № 147 «Об утверждении формы и порядка представления отчётности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлечённого при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды», где чётко прописана процедура наблюдения и представления отчётности за этой самой морской средой. Однако с момента начала работ и до июня текущего года указанная отчётность «на бумажных и электронных носителях» в контролирующие органы, вероятно, не представлялась ни разу. Люди знающие утверждают, что отсутствие документов может свидетельствовать об отсутствии самих наблюдений за состоянием моря.

Расчёт платы за загрязнение воды взвешенными веществами и химическое загрязнение акватории в 2014 году составил сотни миллионов рублей. Однако ни копейки из этих денег в бюджет до сих пор не поступило, подтвердили нам в управлении Росприроднадзора по ЯНАО.

За каждой сменой собственников – слухи и скандалы

Существует версия, что «Мосту» просто некогда заниматься экологией. В компании постоянно меняются акционеры, и каждая смена собственников сопровождается слухами и скандалами. Первый тревожный звонок, что внутри компании не всё в порядке, прозвучал в феврале нынешнего года. Тогда STG Holding, основным владельцем которого является Volga Group Геннадия Тимченко, объявил о продаже 25% плюс одна акция, принадлежащих ему в УСК «Мост», некоему «акционеру». Кто этот таинственный покупатель, выяснить так и не удалось. Более того, тогда же компания зачем-то опубликовала заявление, в котором говорилось, что информация о сделке не соответствует действительности. 28 июля 2015 года агентство «Интерфакс» сообщило, что владельцем пакета стал Руслан Байсаров. Теперь именно ему предстоит решать проблемы, с которыми не справились менеджеры STG Holding. Главная из которых – конфликт между старыми акционерами и финансовые трудности.

Однако природа из-за этого точно страдать не должна. В конце прошлого года на встрече с президентом РФ В министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской много говорил о важности соблюдения современных природоохранных стандартов для экономики. Судя по всему, здесь, на Ямале, об этом лучше помолчать. Или Сергей Ефимович этого просто не заметил?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.08.2015 18:32
Комментарии 0
Наверх