Россия готовится к Восточному экономическому форуму. Значимость мероприятия, которое пройдет во Владивостоке с 3 по 5 сентября, подчеркивает и внимание первого лица государства - уделить время форуму планирует лично Владимир Путин.
Дальний восток - одна из самых проблемных и в то же время приоритетных в плане развития территорий страны. Для координации этого процесса даже создано специальное федеральное ведомство - Минвостока. А премьер Дмитрий Медведев пошел еще дальше, обязав министров каждый квартал посещать Дальний восток наряду с Крымом и Калининградом, чтобы «повысить включенность федеральных чиновников в проблемы отдаленных территорий».
Проблем хватает
Проблем на Дальнем Востоке действительно хватает. Ключевая из них состоит в том, что географически огромные территории практически не освоены. Старые, еще советские предприятия зачастую уже прекратили свое существования или существенно снизили объемы производства, а строительство новых стопорится из-за отсутствия интереса инвесторов.
Решать проблему власти собираются тремя путями: привлечением в регион иностранных инвесторов для развития так называемых ТОРов (территорий приоритетного развития), за счет стимулирования внутренних инвестиций и за счет программ по обеспечению Дальнего востока необходимыми трудовыми ресурсами.
ТОРы: расчеты и реалии
Создание трех пилотных ТОРов "Хабаровск" и "Комсомольск" в Хабаровском крае и "Надеждинская" в Приморье было одобрено федеральным правительством еще в феврале этого года. Поднять экономику края рассчитывали за счет двух десятков амбициозных инвестпроектов.
Однако вскоре выяснилось, что в регионе отсутствует необходимая для нормальной работы инвесторов инженерная и социальная инфраструктура. Только в Хабаровске и Комсомольске затраты на нее составят 16,7 миллиарда рублей, притом, что затраты на социалку в Хабаровске еще просчитываются и, что самое главное, краевая власть рассчитывает переложить эти расходы на федеральный бюджет.
Не пришли и ожидавшиеся портфельные инвестиции - японская JGC с проектом строительства теплиц для выращивания овощей, и Baoli Bitumina Singapore с проектом создания битумного завода.
Понятно, что по своим масштабам это не совсем то, что может стать "локомотивом" для промышленного рывка. Ведь в том же Комсомольске-на Амуре расположены крупные машиностроительные предприятия — авиационный завод КнААЗ, где выпускают гражданские лайнеры "Суперджет" и военные самолеты, и Амурский судостроительный завод, где строят суда различного назначения, а когда-то выпускали даже атомные подлодки.
Так что инвестиции в теплицы - это, конечно же, замечательно, но вряд ли они помогут реализовать заявленный проект по созданию в ТОРе "Комсомольск" комплекса предприятий, равного по объемам уже существующему.
ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» проверит транспортная прокуратура. Проверка связана с происшествием в Охотске, где самолет Ан-24 при посадке увяз в грунте и не смог довезти пассажиров до аэровокзала.
Бюрократия – враг леса
Дальний Восток обладает тремя основными богатствами - это полезные ископаемые (можно вспомнить сахалинскую нефть и газ), лес, используемый для лесозаготовок и промышленное рыболовство.
Ситуация с нефте- и газодобычей сегодня далека от радужной. Нефтепромыслы "дочек" "Роснефти" все чаще создают проблемы для местной экологии из-за случаев разливов сырой нефти, а масштабный проект по развитию Южно-Киринского месторождения Газпрома на Сахалине оказался под угрозой из-за американских санкций.
Развитие внутренних инвестиций в сферу лесозаготовок, напротив, тормозят не западные санкции, а отечественная бюрократия. Предприятия, работающие в лесной сфере, повально нерентабельны. Из 11 инвестпроектов, получивших статус приоритетных, работает только один.
Остальные или не рентабельные, или не могут запуститься, - признают чиновники.
По словам президентсткого полпреда в ДФО Юрия Трутнева, предприниматели, работающие в лесной сфере на Дальнем Востоке, вынуждены отказываться от получения новых лесных участков и господдержки своих проектов по причине невозможности выполнить инструкции чиновников и опасений попасть из-за этого под статью УК.
Гектаром не заманишь
Является "мертвым" капиталом и земля - одно из основных богатств региона. Причина тоже банальна. Дальний Восток - регион с отрицательной демографией и низкой плотностью населения, сосредоточенного, в основном, в больших городах. А за их пределами - масса пустующих земель, которые некому осваивать.
Решить проблему правительство пытается программами стимулирования внутренних переселенцев. Предыдущая программа поддержки соотечественников за рубежом фактически не сработала, ее результаты более чем скромны. В этом году правительство решило повысить "ставки", и теперь заманивает потенциальных переселенцев бесплатной раздачей гектаров с перспективой их передачи в собственность при надлежащем использовании в течение пяти лет.
В Минвостока ожидают увеличение населения региона чуть ли не в шесть раз. Но это - при условии успешности реализации программы. А гарантий - никаких. Программа рассчитана до 2035 года, а за это время, как говорит восточная пословица, умрет либо шах, либо ишак. Да и эксперты относятся к идее более чем сдержанно, отмечая, что освоение не обеспеченных инфраструктурой гектаров земли далеко за границами городов - занятие для горожан слишком затратное.
Панацея или пафосная говорильня?
Поможет ли форум решить все эти проблемы, или станет еще одной пафосной говорильней вип-уровня? Давайте посмотрим на опыт соседнего Красноярска. Аналогичное мероприятие под названием Красноярский экономический форум проходит в сибирской столице регулярно, последний раз состоялось нынешней весной, приняв 6 тысяч участников из 35 стран мира и 54 регионов России, и завершилось отчетом о подписании 36 соглашений на 213 с лишним миллиардов рублей.
Прошлогодний КЭФ был еще более представительным, с участием вице-премьеров Аркадия Дворковича и Игоря Шувалова, а проектов дал на целый триллион рублей.
Основной объем работ по благоустройству территорий рядом с Московским клиническим научным центром МКНЦ имени Логинова на востоке Москвы уже выполнен. Кроме того, началось благоустройство территории скоропомощного стационарного комплекса (ССК) городской клинической больницы (ГКБ) имени Вересаева.
Тем не менее, с реализацией этого громадья планов дело обстоит значительно хуже, чем с их красочной презентацией. Не случайно разного рода "чудеса" типа "Смарт-сити" обещают не раньше 2019 года. А там и новый форум соберется. С еще большим количеством участников.
Возможно, этот пример не совсем корректный, и дело в нерасторопности красноярских чиновников? Тогда давайте вспомним недавний саммит АТЭС-2012, на который также возлагали массу надежд, а получили разве что уголовное дело на 90 млн рублей по факту оползня на построенной к саммиту во Владивостоке трассе и едва не рухнувшую стену на еще одной модернизированной специально под саммит за бюджетные деньги дороге.
Так что если кому и добавилось работы после пафосного мероприятия, то разве что сотрудникам прокуратуры и Дальневосточного управления Ростехнадзора. Чиновники, удачно освоившие средства на дорожные работы - не в счет.
Без «волшебного пинка» не работают
Есть опасения, что предстоящий Восточный экономический форум может постигнуть та же судьба. В оргкомитете ВЭФ говорят об огромном интересе к мероприятию и уже объявили о намерении сократить количество членов делегаций. Однако разработанная Минвостока и приморскими властями повестка вызывает массу нареканий у президентского полпреда Юрия Трутнева, обратившего внимание на ее излишнюю академичность и оторванность от конкретики.
По мнению представителя федеральной власти, потенциальным инвесторам нужны не разговоры о "традиционном конфуцианском учении в подходах к глобальным вызовам мира", а конкретные инвестиционные проекты со стороны региональной власти. В связи с этим, основной упор предложено делать на все те же ТОРы, свободные портовые зоны и демонстрировать участникам ВЭФ привлекательность России для сотрудничества.
Насколько это реально? Практика показывает, что дальше очередных конференций и красочных презентаций многообещающих проектов дело как правило, не идет. Система не в состоянии работать сама, без "волшебного пинка" с самого верха. Любую, даже мелкую, проблему необходимо поднимать на уровне правительства, а первые лица страны вынуждены ездить в регионы для решения тех задач, которыми должны и обязаны заниматься мэры, губернаторы и полпреды.
Напрасно ждать прорыва в освоении Дальнего Востока без кардинального изменения региональной бюрократией своего отношения к этому делу. К сожалению, региональные власти явно не считают решение вышеупомянутых задач своим рабочим приоритетом, и больше заняты проблемами покровительства близким к ним бизнесам.
Яркой иллюстрацией такого подхода является деятельность забайкальского губернатора Константина Ильковского, за время правления которого дефицит краевого бюджета вырос в 5 раз, а уровень госдолга края превысил 15 миллиардов рублей - почти половину местного бюджета. В конце концов местное население было вынуждено бить челом в центр, требуя "отстранения губернатора и всей команды непрофессиональных руководителей". В таких условиях не до развития - выжить бы. Аналогичная история - в Приангарье, о чем тоже писала "Наша версия". Там местный губернатор Сергей Ерощенко превратил вверенную ему территорию в семейное ООО, делая деньги на всем, включая детей.
И такие примеры можно продолжать и продолжать. Какое такое развитие? Тут совсем другая идеология: лишь бы день простоять, да ночь продержаться.
Вот и получается, что основная проблема, не позволяющая как следует развернуть многочисленные (и нужные) программы развития и освоения Дальнего Востока - это не только отсутствие грамотного проектного менеджмента, но и недостаток мотивации чиновничества на местах. Для местной власти подобные форумы так и остаются мероприятиями не для результата, а "для галочки", чтобы вышестоящее начальство осталось довольно.
А там - хоть трава не расти.