Древнегреческий историк Фукидид утверждал, что люди отправляются на войну из-за чести, интереса и страха. Греческое правительство приняло решение разорвать переговоры с кредиторами из-за раненой чести или гордости, и теперь страну ждет референдум.
Пока страна готовится к намеченному на воскресенье референдуму, где населению предстоит решить, стоит ли принимать последнее предложение кредиторов, грекам следует вспомнить, насколько мощным и опасным может быть чувство перенесенного унижения, используемого для влияния на политические решения.
Премьер-министр Алексис Ципрас упомянул слово «унижение» дважды в своей субботней речи, во время которой он предложил провести референдум. Предложенные кредиторами условия он назвал «грабительским ультиматумом», который требует строгой и унизительной экономии. В последние несколько недель глава греческого правительства согласился с большинством требований "ультиматума", но, по всей видимости, он и его соратники из СИРИЗА не смогли пойти дальше. Кредиторы на прошлой неделе отметили одно из встречных предложений красным, как если бы это была проваленная контрольная.
Объясняя другим министрам идею референдума, глава греческого Минфина Янис Варуфакис также обвинил европейских партнеров в жертвовании общими интересами "в пользу навязывания правительству унизительного отступления". Это утверждение станет одним из основных аргументов в борьбе СИРИЗы за голоса противников дальнейшего сотрудничества с Европой.
Манипуляции на почве унижения имеют долгую и бесславную политическую историю. Гитлер использовал его в "Майн кампф", написанной, когда немцы страдали после поражения в Первой мировой войне. Исламское Государство и другие подобные радикальные группы на Ближнем Востоке объясняют свои действия тем, что мусульман слишком долго унижали захватчики и иностранные кукловоды, такие как США. В Китае восстановление, после "ста лет унижения", в 19 и 20 вв стало важным принципом действующей национальной идеологии. В некоторых районах Индии партия Нарендра в прошлом году обещала отомстить мусульманам за унижение индусов.
Ни один народ, похоже, не застрахован от унижения. Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер охарактеризовал военные действия своей страны на Ближнем Востоке после терактов 11 сентября, как ответ на унижение, причиненное этим террористическим актом.
«Учитывая важность признания и уважения, не только в современной философии, но и в современной популярной культуре, не удивительно, что практический интерес и политический конфликт возникают на фоне неуважения, которое процветает на всех уровнях современного общества - от баскетбольной площадки до Овального кабинета», - пишет Павел Соретте из университета Оттавы.
Политики, которые заручаются общественной поддержкой за счет историй об уязвленной гордости и попранной чести, зачастую подают факты более или менее прямо. Действительно элемент неуважения имел место в общении греческого правительства с кредиторами. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, казалось, не считает нужным выказать уважение к неопытным греческим марксистам, которые вошли в переговорную, как будто в ринг.
Тем не менее, риторика об унижении направлена, в первую очередь, на манипулирование. Речь идет о распределении вины, и политики, которые используют ее, как правило, отказываются мириться с осуждением.
Греки говорят, что их проблемы - высокая безработица, расходы на социальную защиту, а теперь и контроль за капиталом. В банкоматах страны сейчас можно снять до 60 евро в день. Такое решение приняли чиновники Европейской комиссии, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда. И неважно, что в этих проблемах, отчасти, виновата и правящая партия, которая теперь прикрывается лживой, но привлекательной риторикой. Ополчить население на внешних врагов, независимо от уровня их вины, как правило, совсем несложно.
Многие греки уже чувствуют себя униженными, из-за обрушившихся экономических невзгод. Для того, чтобы удержаться у власти, Ципрасу необходимо сдержать гнев населения на кредиторах, по крайней мере, еще неделю, до референдума. При этом греческим избирателям будет полезно вспомнить, что политические решения, мотивированные уязвленной гордостью, редко приносили хорошие результаты. Чаще они сеяли хаос и заканчивались дальнейшим унижением, а порой и кровопролитием.