В этой части исследования напомним, что в июне 1958 года Элвиса призовут в армию, где он прослужит два года и откуда вернётся другим человеком. В 1960-х годах его путь сделает очередные умопомрачительные витки, связанные с Голливудом и съёмками разнообразных фильмов. Песни Элвиса будут служить к ним саундтреками, но среди них всё равно будут попадаться настоящие жемчужины.
Существует вполне обоснованная версия, что Элвис Пресли практически перестал быть хэдлайнером и владельцем умов больших музыкальных масс, по сути, «выпав» из огромного и красивого панорамного «окна» 1960-х годов с их контркультурными и масштабными переменами. Некоторые записи Пресли, конечно, присутствовали на рынке и даже вызвали определённый интерес, но маячили лишь где-то на окраинах музыкального мейнстрима тех лет и быстро исчезали из топовых мест чартов. То есть, Элвис Пресли практически «угробил» большие возможности 1960-х на съёмки в третьесортных фильмах. Так ли это? Что произошло на самом деле? Порассуждаем об этом далее.
Напомним, что в наших предыдущих восьми статьях, посвящённых феномену Элвиса Пресли (рекомендуемых к ознакомлению всем интересующимся вопросом читателям) мы постарались полноценно описать происходившие тогда музыкальные процессы. Упор в информировании читателей нами был сделан на состоявшуюся в 2024-м году большую 70-летнюю дату с момента появления 5 июля 1954 года в небольшой мемфисской «Sun Studio» (и последующей записи) неподражаемого Пресли и подыгрывавших ему музыкантов!
Этому знаковому событию, возникшим тогда музыкальным стилям, а также сопутствующим им ранним годам становления рок-н-ролла и некоторым его колоритным героям, вроде Джерри Ли Льюису, Литтл Ричарду, Чаку Берри и ряду других исполнителей мы уже посвятили и посвящаем ряд статей.
Анализируем причины бешеной популярности Элвиса Пресли
Ранее мы остановились на том, что в 1956 году признание Элвиса и формирование связанной с ним легенды, шло поэтапно, но неумолимо. Именно в 1956 году увидел свет его первый покоритель чартов «Heartbreak Hotel», вышел дебютник «Elvis Presley», считающийся самым рок-н-ролльным и прямолинейным альбомом Пресли.
Авторитететный музыкальный журнал Classic Rock в специальном выпуске, посвящённом 1960-м годам, так описывал впечатления от этой пластинки: (цитата) «Записывая этот диск, Элвис ещё не знал, кем он станет через пару лет. Именно этим первая официальная пластинка будущего короля и ценна. Недаром, кого ни спроси из выдающихся рок-исполинов – от МакКартни до Планта и от Джеггера до Гиллана – все они, не сговариваясь, будут восторгаться именно самыми ранними записями Элвиса. Пресли здесь необычайно искренен, по-мальчишески безудержен, его голос ни на секунду не остаётся безучастным к тому, о чём он поёт (хотя поёт он, зачастую, незамысловатую тарабарщину вроде «Money Honey», «Tutti-Frutti» или «I Got A Woman»). Главные хиты Пресли ещё впереди, но уже здесь ясно, что этот человек сможет из любой проходной вещицы (как, например, «I’ll Never Let You Go») выжать максимум, снабдив её своим удивительным природным шармом. А уже проверенную и хитовую вещь, как минимум, не испортить, а то и вовсе сделать лучше (знаменитая кавер-версия «Blue Suede Shoes» Карла Перкинса записана именно здесь)».
В общем, фигура музыканта вставала «в полный рост» и, казалось, что так будет всегда. Съёмки в кино укрепляли такую версию развития событий, так как самые ранние фильмы с Элвисом имели сильные сюжеты, хорошую режиссуру, реальное чувство темпа и превосходные песни, многие из которых были написаны умелыми хит-мейкерами Майком Столлером, Джерри Либером и рядом других сочинителей.
Первое появление Элвиса Пресли в кино произошло в ничего собой особенного не представлявшем вестерне, изначально названным «The Reno Brothers» (англ. «Братья Рено»). Для раскрутки сопровождавшего картину песенного хита под названием «Love Me Tender» (англ. «Люби Меня Нежно») фильм был впоследствии переименован в соответствии с названием упомянутого выше хита. Картина имел немалый успех среди зрителей. Элвис почувствовал себя более уверенно, что дало возможность ему пробоваться в более серьезных киноролях.
Далее случились роли в фильмах «Jailhouse Rock» (англ. «Тюремный Рок») и «King Creole» (англ. «Король Креолов» или «Король – Креол»). Благодаря опытным режиссёрам фильмы также получились неплохими и «зашли» публике. Но летом 1958 года Элвиса «забрили» в армию, где он проболтался два долгих года, лишь периодически выбираясь в студию для редких записей. Несомненно, что отслужив, Пресли изменился. В первую очередь, психологически. Внешне он также прибавил солидности, глянца и лоска.
До того, как проанализировать эти изменения в личности артиста, представляется важным отметить, что до службы в армии Элвис записал десяток отличных треков для «Sun» и около дюжины для лейбла RCA. По сути именно эти записи (а также ряд других альбомов, например, от Литтл Ричарда, Чака Берри, Рэя Чарлза, Бадди Холли и других, о которых мы также поговорим в дальнейшем) определили точные границы пика рок-н-ролла середины-конца 1950-х годов.
Российский сенатор Андрей Климов предложил ввести ограничения на публикацию фотографий и видеороликов с мест обстрелов и терактов. Ранее в сети появилась информация о введении ответственности за публикацию таких материалов.
Демобилизовавшись, Элвис с ходу записал несколько тщательно обработанных и отдающих слащавостью поп-синглов, которые, по отзывам слушателей, критиков и биографов артиста, потеряли былую остроту и рок-н-ролльный напор. Желание удивлять и будоражить чувства своих поклонников также куда-то испарилось. Нельзя исключать вариант, что Королю просто надоели и приелись игры в «рок-н-ролл». Похоже, что ему самому и сопровождающей группе захотелось «стабильности», почивания на лаврах и наслаждения успехом.
Показательным являются и тот факт, что почти все последующие фильмы с Элвисом (числом более 30), оказываются дешевенькими, сентиментальными, пересахаренными и просто слабыми поделками. Попытки представить в них Элвиса, как многогранного актёра, к сожалению, потерпели полный провал! Есть версия, что чрезмерное увлечение кинематографом и выпуском альбомов-саундтреков, в известном смысле, загубило музыкальную карьеру Пресли в 1960-х годах, из которых он просто выпал, став «поющим актёром».
Однако к началу 1960-х годов такое положение вещей уже не имело большого значения! Время изменилось! Другие музыканты выстроились в длинную очередь, претендуя на корону Элвиса и учащённо дыша друг другу в затылки. Не за горами был яростный прилив музыкального «Британского нашествия» с другими харизматичнейшими героями и много чего ещё. Рок-н-ролл, у истоков которого Пресли стоял и помогал его создавать, уже катился по инерции от заданного основоположниками импульса…
Однако, кто бы, что не говорил, история не ошибается! Всё произошло именно тогда, когда надо и как, надо. Но первым потряс и очаровал всех именно он – Человечище и великий Музыкант по имени Элвис Пресли, благодаря которому миллионы людей узнали и полюбили неповторимую ритмику рок-н-ролла, а тысячи артистов в самых разных уголках мира с тех пор имеют возможность заработать себе на хлеб насущный, исполняя на свой лад его уникальные песни!
P.S. Конечно, не забываем, что в следующем 2025 году, в январе месяце, Элвису Пресли могло бы исполниться 90 лет! Он родился 8 января 1935 года! Любим и помним!
Продолжение следует.