// // Проверки госкомпаний обернулись для них чудовищными убытками

Проверки госкомпаний обернулись для них чудовищными убытками

476

Контрольный выстрел

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Требование премьер-министра Владимира Путина провести проверки энергетических компаний на предмет коррупционных сфер привело к потрясающим результатам: их прибыль немедленно обернулась чудовищными убытками.

19 декабря 2011 года премьер Владимир Путин провёл на Саяно-Шушенской ГЭС заседание Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, где заявил о наличии коррупционных схем в работе ряда электроэнергетических компаний, отмывании денег в офшорах и призвал навести порядок в отрасли. По инициативе премьера в энергокомпаниях с долей государства начались проверки силами Минэнерго, Федеральной службы по тарифам и других ведомств. Из проверенных 352 человек у 169 должностных лиц (практически у каждого второго) выявлена связь с 385 коммерческими организациями.

Часть этих компаний лишилась своих руководителей. Так, заявления об уходе по собственному желанию подали гендиректор Магистральных электрических сетей Урала Геннадий Никитин, первый зампред правления ФСК ЕЭС Александр Бобров и зампред правления Дмитрий Гвоздев.

Уволены заместитель гендиректора «Холдинга МРСК» Алексей Санников, а также руководитель подконтрольной холдингу компании «Тюменьэнерго» Евгений Крючков, о котором упоминал в своей речи на Саяно-Шушенской ГЭС Владимир Путин. «Во взаимодействии с правоохранительными органами установлено, что группой лиц из числа руководства крупной энергетической компании «Тюменьэнерго», генеральный директор господин Крючков Е.Е., создана сеть подконтрольных организаций, привлекаемых для ремонта объектов энергетики, который часто осуществляется силами и средствами самого «Тюменьэнерго», – заявил премьер. – Полученные подконтрольными компаниями средства вкладываются в различные бизнесы, в том числе и в семейный гостиничный бизнес в городе Сургуте, а также расходуются на приобретение недвижимости и в России, и за рубежом. Суммы договоров включены и утверждены региональной энергетической комиссией Тюменской области».

Гендиректор частной сбытовой компании «Энергострим» Юрий Желябовский также уволен, он покинул пост председателя правления НП «Гарантирующих поставщиков». Уволен руководитель НП «Совет рынка» Дмитрий Пономарёв, Константин Подлесный покинул должность зампреда правления «Системного оператора».

Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков пояснил, что комиссия Сечина приняла решения для «исправления той вопиющей ситуации, о которой рассказывал Путин». Сам Сечин заявил: «Это не моя кафедра, но если материалы будут свидетельствовать не только о конфликте интересов, но и о нарушениях Уголовного кодекса, тогда возможны уголовные дела».

А в начале марта Росстат подвёл финансовые итоги декабря и 2011 года в целом. Декабрьские данные по прибыли иначе как шокирующими не назовёшь, говорится в бюллетене «Центра развития» НИУ ВШЭ: сальдированный финансовый результат промышленности упал до 25 млрд рублей против среднемесячного значения 362 млрд рублей за январь – ноябрь. То есть более чем в 14 раз!

Обвал произошёл в энергетическом секторе, где убытки в декабре превысили 200 млрд рублей, выяснили в «Центре развития». Между тем начало четвёртого квартала 2011 года для энергетического комплекса было вполне успешным: сальдированный финансовый результат в октябре-ноябре достиг 89 млрд рублей, превысив на 8,5% уровень соответствующего периода 2010 года, производство выросло на 0,5%. И вдруг в декабре – убыток в 205 млрд рублей. Что же произошло?

По теме

«Объективные причины снижения прибыли в декабре, конечно, были: производство сократилось на 5% к декабрю 2010 года, с 1 декабря отменено взимание штрафов за недобор электроэнергии потребителями, что, несомненно, понизило доходы электросбытовых компаний. Правда, пока неясно, на сколько именно, но вряд ли столь кардинально для комплекса в целом, – рассуждает Елена Балашова из «Центра развития». – Тем более что сальдированная прибыль от продаж в четвёртом квартале составила 113 млрд рублей. Это хоть и меньше на 10% по сравнению с тем же периодом 2010 года, но никак не могло привести к сальдированному финансовому результату в минус 116 млрд рублей. То есть внереализационная деятельность энергетического комплекса в четвёртом квартале 2011 года обернулась шокирующими убытками в 229 млрд рублей», – делает вывод Балашова.

Вполне возможно, что убытки связаны с инициированными премьером проверками деятельности энергетических компаний и их руководителей, предполагает эксперт. Они могут быть вызваны в том числе нелегальными выплатами «золотых парашютов» увольняемым и увольняющимся менеджерам, полагает заместитель директора «Центра развития» Валерий Миронов. «Они могли унести эти деньги в качестве последней, так сказать, «капли мёда» в свои соты», – говорит он.

Убытки могли образоваться за счёт резкого роста тарифов иных монополистов, полагает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. «Ещё одной причиной декабрьского «провала» в финансовых результатах промышленности является курсовая разница. Известный факт: многие компании-экспортёры не возвращали в декабре прибыль, ожидая в январе-феврале ослабления рубля», – добавляет он. Впрочем, эксперт не исключает и потенциально незаконных схем: «Достаточно большие «серые» потоки идут за рубеж и обратно, поэтому предприятиям очень легко показывать различные уровни прибыли», – говорит он.

Так или иначе, но в результате российская экономика пострадала. Так, в 2011 году она заработала свыше 8,5 трлн рублей сальдированной прибыли от продаж. Потери от внереализационных операций превысили 1,3 трлн рублей (в том числе почти 800 млрд рублей в четвёртом квартале). А сальдированный финансовый результат экономики (с поправкой на индекс цен производителей) составил всего 1,7% к уровню прошлого года – причём в четвёртом квартале было показано даже минус 9% к аналогичному периоду 2010 года.

Явно что-то надо делать, потому что в премьерский список требующих проверки компаний попали «Газпром», РЖД, «Совкомфлот», ВТБ, ВЭБ, Росатом, Сбербанк, «Транснефть». В последней госкомпании проверки уже начались в декабре. Финансовый результат получился похожим: убытков от прокачки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам в декабре не наблюдалось, но сальдированный финансовый результат подотрасли (1,7 млрд рублей) оказался в 5 раз меньше ноябрьского и в 16 раз меньше октябрьского. Если подобное повторится и в остальных госкомпаниях, российская экономика может и не дожить до светлой эпохи всеобщей честности.

Нужно кому-то поручить расследовать, откуда взялись такие убытки, полагает Миронов. «Счётную палату тут не привлечёшь, ведь бюджетных денег здесь нет, – рассуждает он. – Может быть, прокуроров привлечь?»

Здесь надо серьёзно разбираться, согласен экс-аудитор Счётной палаты РФ Владислав Игнатов. «Это какая-то нереальная сумма – 200 млрд рублей. К тому же на растущих тарифах. Нонсенс какой-то», – удивляется он.

Необходимо ужесточить контроль над офшорными сделками, считает Абзалов.

Главная причина в том, что менеджмент госкомпаний практически бесконтролен, полагает Миронов. «Потому что госкомпании, с одной стороны, не контролируются частными акционерами, а с другой – чиновники, сидящие в советах директоров и в руководстве таких компаний, прекрасно понимают, что завтра их президент выгонит – и какой смысл им радеть об интересах компании и тем более общества?» – говорит он. Независимых директоров из числа экспертов, научных работников и прочей общественности в крупные госкомпании не берут. При этом сами эти компании тесно связаны с органами исполнительной власти, в том числе с теми, кто их должен контролировать, и могут использовать их для прикрытия своих неблаговидных действий, считает эксперт.

Необходимо провести приватизацию, считает Миронов. Причём не после 2015 года, как записано даже в «Стратегии-2020», а немедленно. «Говорят, сейчас неблагоприятный момент, не удастся выгодно продать. Но ведь необязательно сразу продавать весь пакет. Можно продать 10–20% акций госкомпании – этого хватит для того, чтобы частные инвесторы ввели одного-двух своих представителей в совет директоров для контроля менеджмента. Но именно этому руководители госкомпаний и сопротивляются», – говорит эксперт.

Необходимо сосредоточить управление государственными активами в одних руках, считает Игнатов. «Все активы государства должны быть учтены, и должен быть один человек, на уровне казначея РФ, который отвечал бы за них. За все движимые и недвижимые активы, в том числе за естественные монополии, за пакеты акций, находящихся в руках государства. Который будет заниматься вопросами управления и активами, и пакетами акций – короче, управление и распоряжение государственной собственностью», – говорит он.

«Действия по стабилизации валютных курсов, выход из сырьевого фарватера через организацию переработки могут решить вопрос с перетоком на Запад прибыли российских предприятий и стабилизацией показываемых ими финансовых результатов», – полагает Абзалов.

Несмотря на различия мнений, эксперты сходятся в одном: государство должно усилить контроль за тем, чем оно владеет. Иначе .

Опубликовано:
Отредактировано: 19.03.2012 16:22
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх