Версия // Общество // Несмотря на тотальный запрет, фармацевтические компании продолжают активно «сотрудничать» с российскими врачами

Несмотря на тотальный запрет, фармацевтические компании продолжают активно «сотрудничать» с российскими врачами

4800

Лекарства на откат

Врачи неплохо мотивированы, чтобы выписывать только «правильные» лекарства lori.ru
В разделе

Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», вступивший в силу 1 января этого года, практически перевернул системный подход к медицине в нашей стране с ног на голову. В первую очередь он призван отбить у фармацевтических компаний всякое желание заниматься финансовой мотивацией врачей и владельцев аптек, чтобы те продвигали их препараты в ущерб здоровью пациентов. Но, как показал опыт первого месяца, эффективным этот закон назвать трудно.

Лекарство от жадности

Войну фармпредставителям объявили ещё три года назад. Осенью 2009 года, выступая на совещании, посвящённом развитию фармпромышленности, российский премьер призвал избавиться от «так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях». Полностью отбить тягу к фармацевтическому «сотрудничеству» должен был обсуждавшийся весь прошлый год и вступивший в силу с 1 января 2012 года закон «Об основах охраны здоровья граждан». Статья 70 документа подробно описывает все ограничения. Документ, в частности, запрещает производителям лекарств и компаниям, действующим в их интересах, организовывать любые развлекательные, образовательные или научные мероприятия для врачей. Запрещает финансировать исследования, которые проводят медицинские работники, и даже приходить к ним с визитом в рабочее время. В свою очередь, врачи согласно букве закона не вправе принимать от фармкомпаний подарки, деньги или приглашения на семинары. Они больше не могут предлагать населению буклеты, брошюры. Выписывая рецепт, медики обязаны рассказать пациенту о недорогих препаратах. Знакомить больных с новыми достижениями фарминдустрии закон им не запрещает. Но делать это можно лишь на медицинских семинарах.

Профессия – «толкач»

Само собой, такие условия фармацевтическим компаниям не по душе. Одно дело – совместные семинары, а совсем другое – агрессивная политика на рынке. Деятельность фармпредставителей является самым эффективным, по сути, единственным способом продвижения препаратов. По нашему мнению, «агенты продвижения» есть в каждой фармацевтической компании. Особенно в крупных – Nycomed, Sanofi, Bayer Schering, Novartis… Конечно, все компании официально отрицают факт лоббирования производимых препаратов. Но это всё на словах. На деле всё совершенно иначе.

В Интернете есть множество специализированных медицинских форумов, которые дают представление о масштабах и методах работы фармпредставителей. Есть и специализированные форумы, на которых переписываются фармпредставители. Один из них – www.medpred.ru. Самая злободневная и актуальная тема на нём как раз про запрет работы в поликлиниках. Только за последние несколько месяцев создано около двух сотен страниц комментариев, после прочтения которых становится очевидно: пока никто не собирается кардинально менять ситуацию и уж тем более следовать букве закона.

На рыночном фронте – без перемен

Пользователь Yo, сотрудник одной из крупнейших фармкомпаний, пишет, что его руководство на недавней планёрке совсем не призывало прекращать незаконное продвижение медпрепаратов, а лишь поинтересовалось, смогут ли представители работать в новых условиях. Получив утвердительный ответ, начальство осталось довольно. Пока же медицинские представители продолжают ходить по кабинетам врачей, нарушая при этом сразу и свой этический кодекс, и закон Российской Федерации.

«Я пока значительных проблем у себя на территории не встретила», – отметила 1 февраля на том же форуме пользователь Котярзик.

По теме

Факт отсутствия перемен подтверждают и цифры официальной статистики. По идее, борьба с фармппредставителями должна была существенно отразиться на фармацевтическом рынке, примерно на 30–40% снизив обороты продаж. Тем временем этот показатель не падает. Успех хуже провала.

Когда на одной чаше весов оказываются моральные принципы и риск преступить закон, а на другой – сверхприбыли от продаж, выбор для многих руководителей корпораций становится очевиден. Определить конкретных нарушителей нетрудно. Задачу упрощает непростое состояние рынка. По сути, обоснованные подозрения в нечистоплотности вызывает любой фармпроизводитель, заработавший там, где должен был потерять.

За примерами далеко ходить не надо. К примеру, неожиданный рост продаж показал за прошлый год кардиологический юнит (департамент) компании Sanofi, крупнейшего в Европе фармпроизводителя. По нашей информации, на рынке годовой прирост вместо запланированных 6 млн евро достиг рекордной отметки в 22 миллиона. Необъяснимый коммерческий успех сразу стал предметом оживлённой дискуссии. Прежде всего эксперты и участники рынка отмечали тесную связь между взлётом экономических показателей и масштабными кадровыми перестановками в кардиологическом департаменте. А ещё, как нам представляется, упоминали о специфической репутации нового директора кардиологического юнита российского представительства компании Sanofi – некой Елены Астаховой.

По нашему мнению, на предыдущем месте работы Елена зарекомендовала себя жёстким руководителем, использующим для достижения результата любые методы. Речь шла не только о манере кричать на подчинённых и явном злоупотреблении ненормативной лексикой в деловом общении. По странному совпадению незадолго до прихода Астаховой в Sanofi её прежний работодатель, словенская фармакологическая фирма «КРКА», прогремела на весь мир благодаря коррупционному скандалу. Поводом стали всё те же специфические методы продвижения фармпрепаратов. А именно компания приглашала врачей на туристические поездки и катание на лыжах, маскируемые как зарубежные семинары, дарила им подарочные карты в супермаркеты и косметические магазины, а также практиковала другие, сугубо финансовые способы «стимулирования лояльности». Понятно, что такой репутационный багаж мог испортить карьеру любого управленца. Случай Астаховой стал исключением из правил. Как пишет в своём «Живом Журнале» некий Heroitic: «Энергичная женщина поддерживала едва ли не родственные отношения с Алешем Зорко, главой российского отделения фирмы. Поэтому, увольняясь на пике скандала вместе со своей подчинённой, словенский топ-менеджер позаботился об её достойном трудоустройстве. В результате деятельное участие в судьбе Астаховой принял Патрик Аганян, генеральный директор компании Sanofi в России. Бывший менеджер КРКА получила должность руководителя одного из ключевых подразделений компании и место в совете директоров в придачу». Последствия не заставили себя ждать. «Санофи, примите соболезнования, с 1 апреля жизнь будет поделена чертой: до прихода Астаховой и после», – не без ехидства заметил на профильном отраслевом форуме пользователь Естахия. Как пишет блогер Heroitic: «Кардиологическому юниту пришлось несладко. В первые же месяцы работы госпожа Астахова буквально «зачистила» добрую половину вверенного ей коллектива. А затем сделала департамент объектом нескончаемых пересудов, вопреки рыночному тренду в три с половиной раза подняв его отчётные показатели».

Проблема персональной ответственности

Как утверждают эксперты отрасли, почти 70% продаж медикаментов обеспечивает «работа» с врачами. Как мы считаем, исключительный и необъяснимый рост продаж в департаменте Астаховой выглядит по меньшей мере подозрительно. «Чтобы всё испортить, одного человека с большими потенциями вполне достаточно. Остальное само сложится. … Чтобы вместо продвижения какой-никакой исключительности вкупе с разумными ценами вы начали впаривать, как КРКА, товар за призы и выплаты врачам? Не готовы? И я так думаю», – пишет на форуме о приходе нового директора в Sanofi пользователь Sedative. «Коллеги, не вешайте нос! Мыльный пузырь под названием «Суперменеджер Елена Астахова» умело надувал Алеш Зорко. Если в С-А Елена найдёт себе такого же покровителя, то она задержится у вас. А не найдёт – так и...» – утешает коллег пользователь Drema. Представитель фармакологической отрасли, скрывающий своё имя под псевдонимом Heroitiс, пишет на страницах «Живого Журнала» о строгом кодексе маркетинговой этики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), которую возглавляет руководитель российского представительства Sanofi Патрик Аганян. И трудном положении, в котором он оказался благодаря бурной деятельности госпожи Астаховой.

Как именно отреагирует на развора-чивающийся скандал AIPM, покажет время. Во многом позиция Ассоциации международных фармацевтических производителей будет зависеть от результатов внутреннего расследования. У крупнейшего фармпроизводителя Европы тоже есть этический кодекс, принятый ещё до вступления в силу закона «Об основах охраны здоровья граждан». Причём Патрик Аганян, совмещающий пост главы российского отделения компании с должностью председателя совета директоров AIPM, называл борьбу за чистоту и прозрачность рынка одной из своих главных задач. По нашему мнению, разрешить противоречие лозунгов и практики, возникшее по вине одного из топ-менеджеров компании, может только личное вмешательство руководителя российского отделения Sanofi. В противном случае под ударом может оказаться репутация как самого господина Аганяна, так и всей фармакологической отрасли в целом. А тогда ситуацией на рынке медпрепаратов может снова заинтересоваться законодатель.

Источник информации:

электронное издание

«Вслух.Ру» дайджест

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

«Решением Арбитражного суда города Москвы установлено, что редакция Общероссийской еженедельной газеты «Наша Версия» (ООО «Диалан») и автор Павел Волошин распространили в Общероссийской еженедельной газете «Наша Версия» от 13-19.02.2012 № 06 (331) в статье «Лекарства на откат» сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию Акционерного общества «Санофи-авентис груп» (Франция) и Закрытого акционерного общества «Авентис Фарма». Сведения о нарушении законодательства РФ и этических норм, о привлечении сотрудника Закрытого акционерного Общества «Авентис Фарма» Елены Астаховой к уголовной ответственности по составам преступлений, связанных с фактами коррупции и об употреблении ею ненормативной лексики в отношении коллег и деловых партнеров, а также об увольнении сотрудников не соответствуют действительности».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.02.2012 19:13
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх