Версия // Бизнес // 2011 год стал для экономики годом нереализованных возможностей

2011 год стал для экономики годом нереализованных возможностей

1933

Стоят на рынке

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Подводя итоги 2011 года для российской экономики, придётся констатировать: это был год нереализованных возможностей. Не случилось выхода на докризисные темпы роста, не получилось оживить экономику, привлечь инвесторов… Но не случилось и нового витка кризиса, волны банкротств, безработицы, обвала рубля, цен на нефть, резкого роста инфляции. Плохо одно: в прогнозах на 2012 год фигурирует только то, что не случилось из негативных событий. И всё чаще говорят о том, что 2011 год был лишь последней остановкой перед полётом в пропасть нового кризиса…

Для российской банковской системы лучшая новость этого года – отсутствие новостей. «Отсутствие кризиса – одно из важных событий текущего года», – говорит предправления Мособлбанка Виктор Янин. Не появились и новые системные риски, радуется директор центра маркетинговых исследований «ВТБ24» Дмитрий Лепетиков. Правда, признаёт, что их отсутствие означает всего лишь, что банковская система не претерпевала системной перестройки. Для этого сейчас не время, считает банкир, – европейские события и так заставляют банкиров нервничать.

Немудрено – они закрыли для российских банков возможность дёшево перекредитоваться у европейских коллег. Правда, правительство помогает банкам, размещая на аукционной основе на банковских депозитах временно свободные средства бюджета. Но сроки такого размещения куда короче, а прибыль банков гораздо ниже.

Гораздо выгоднее в условиях отсутствия длинных западных средств привлекать средства населения. В результате банки, несмотря на неодобрение ЦБ, наперегонки начали этой осенью повышать ставки. Средняя ставка по вкладам в крупнейших банках достигла к октябрю максимального значения за 2011 год и составила 8,33%. Но уже к декабрю появились ставки и по 13%.

Между тем облегчения положения с ликвидностью пока не просматривается. В Европе с этим тоже проблемы: так, в следующем году наступает пик платежей по кредитам у Италии, и европейские банки уже сейчас готовятся к встряске. В России ЦБ сократил покупку валюты у экспортёров, чтобы излишне не укреплять рубль. При этом из-за раздувания бюджета (военные расходы плюс предвыборные социальные обязательства) налоговые службы повысили активность.

Безусловно, ЦБ может повторить подвиг 2008–2009 годов и дать столь нужную ликвидность, вернувшись к беззалоговому кредитованию. Но таким образом деньги смогут получить только крупные банки. В результате может сложиться ситуация, когда крупные банки, получив помощь ЦБ, будут ограничивать на рынке уровень ставок по кредитам, а мелкие банки из-за отсутствия доступа к деньгам ЦБ начнут взвинчивать ставки депозитов. Итог понятен: банкротство мелких банков.

Кстати, в результате проблем у «материнских» структур и снижения доходности на российском рынке из России начали уходить иностранные банки. Так, российское подразделение продал британский банк Barclays, сворачивает бизнес в России Сведбанк, продана «дочка» Santander, от банковской лицензии отказался Rabobank, о желании продать российский бизнес заявила KBC Group (владеет Абсолют банком).

Кризис в Европе давит и на российские фондовые индексы, обесценивая банковские портфели ценных бумаг. Центробанк уже предупредил банки, что долговой кризис в Европе может обойтись им в 351 млрд рублей – столько они могут потерять в результате переоценки стоимости портфелей, если европейские биржи рухнут на 20%.

«Финансовый кризис уже идёт – скорее всего за ним последует и экономический. Какой степени и глубины, пока понять сложно», – предупредил экс-министр финансов Алексей Кудрин. Пока, говорит эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников, отраслевая статистика не показывает, что бизнес переходит на режим экономии. Однако, по его словам, некоторые усилия на этом направлении заметны – прежде всего в секторах, ориентированных на внутреннее потребление.

По теме

Так, компании застройщиков в кризис 2008 года были одними из самых пострадавших: когда рынок недвижимости рухнул, они оказались не в состоянии обслуживать взятые кредиты. Сегодня девелоперы кредитуются осторожнее, ставку делают не на масштабные проекты, а на ликвидные. Прежде всего – в экономклассе. «Сегмент жилья экономкласса выглядит более защищённым, чем другие сегменты рынка, из-за продолжающегося ровного потребительского спроса при стабильных ценах, более доступной ипотеки и низких ипотечных ставок, а также сохраняющегося убеждения населения в том, что инвестиции в жильё – это лучшая защита от инфляции», – поясняет гендиректор «Ренова-СтройГруп» Михаил Семёнов.

Гораздо более кардинальные меры предпринимают металлурги. До сих пор драйвером роста мировых цен на металлы был Китай. Но сейчас власти Поднебесной предпринимают меры по «сдуванию пузыря» на рынке недвижимости. Да и проблемы в странах традиционного китайского экспорта тормозят промышленный рост. А строительство и промышленность – главные потребители металла. В результате стоимость ориентира металлургической отрасли, горячекатаного проката, с августа 2011 года упала почти на 25%.

В ответ металлурги сокращают мощности: в сентябре производство стали в России снизилось до минимума с начала 2011 года и на 10% по сравнению с пиковыми показателями. А на отдельных предприятиях трубной промышленности снижение уровня выпуска достигает 30% в месяц. Впрочем, эксперты надеются, что повторения 2008 года ждать всё же не стоит, спрос и цены будут падать менее стремительно. Так, Андрей Лобазов из Альфа-банка считает, что в следующем году цена проката снизится на 5–7%.

Падают цены и в цветной металлургии. Банк J.P. Morgan снизил расчётную цену акций «Норникеля» до конца 2012 года на 27% – до 271 доллара, а ориентир цены депозитарных расписок «Русала» – на 29% – до 12 долларов, отразив в оценке сокращение производства и снижение цен на базовые металлы. Впрочем, снижение цен на акции этих компаний отражает не только мировые процессы, но и корпоративный конфликт, в которые они вовлечены.

У нефтяников свои проблемы. Правительство, озабоченное, с одной стороны, наполнением бюджета, а с другой – социальной стабильностью и обузданием инфляции, всё настойчивее требует с нефтяных компаний, с одной стороны, увеличения налоговых поступлений, а с другой – снижения цен на бензин. Так, в феврале премьер-министр страны Владимир Путин велел антимонопольной службе начинать расследования при любом завышении цен на бензин и тем самым добиваться их снижения, на что ФАС ответила валом антимонопольных разбирательств. А когда в апреле дешевеющий под напором антимонопольщиков бензин начал исчезать из продажи, глава ФАС Игорь Артемьев обвинил нефтяные компании в том, что они знали о приближении кризиса, но не предприняли необходимых мер. «Я бы не стал избегать таких терминов, как «шантаж», – сказал тогда руководитель ФАС. В конце ноября цены на бензин снова начали расти и вице-премьер Игорь Сечин, который курирует ТЭК, потребовал от нефтяных компаний понизить стоимость нефтепродуктов. Уже 6 декабря «ТНК-BP» заявила о снижении цен, а за ней и ЛУКОЙЛ.

Стоит ли удивляться, что в таких условиях индекс деловой активности в промышленности с июня находится на нулевой отметке? Среди негативных факторов в опросах предпринимателей первое место занимает недостаток потребительского спроса. Второе место делят высокий уровень налогообложения и неопределённость экономической ситуации. На третьем месте – недостаток собственных финансовых средств.

Гуру фондового рынка учат: в тяжёлые времена лучше всех чувствуют себя те отрасли, без продукции которых не обойтись рядовым потребителям. Это прежде всего еда и лекарства.

Российские ретейлеры в уходящем году испытывают сложные чувства. С одной стороны, покупателей в магазинах стало больше – люди возвращаются к шопингу. С другой стороны, покупатель стал более экономным: крупнейшие торговые сети наперебой жалуются на сокращение среднего чека.

У непродовольственного ретейла – свои проблемы. Расширяющаяся интернет-торговля и развитие платёжных систем привели к тому, что покупатели всё чаще приходят в магазин лишь для того, чтобы выбрать товар, а затем заказывают его через Интернет, экономя до 30%. «Конечно, ведь интернет-магазинам не надо тратиться на аренду торговых площадей, на рекламу, а зачастую и на закупку «белой» техники», – обижается один из ретейлеров.

В результате торговля снижает прогнозы. Оборот розничной торговли в этом году ожидается на уровне 5,3% против докризисных 10% и более. В 2012 году потребление в продовольственном сегменте вырастет на 3%, в непродовольственном – на 3–5%, считает эксперт ЦМАКП Игорь Поляков. А на горизонте – повторная попытка выхода на российский рынок гигантов мировой торговли – сетей Carrefour и Walmart (сюда ушёл многолетний глава X5 Retail Group Лев Хасис).

Гораздо лучше чувствует себя фармацевтический рынок. В 2012 году ожидается рост на 12–13% – до 23 млрд долларов. «Сектор оправился от кризисных явлений», – считает гендиректор исследовательской компании DSM Group Сергей Шуляк. Основной тенденцией, по его словам, стала переориентация потребителей с дешёвых средств на более дорогие, но и более эффективные. При этом опережающими темпами цены растут на лекарства, производимые в России. «Это связано с тем, что российские производители отказываются от производства дешёвых препаратов, в результате чего увеличивается общая цена российских лекарств», – объясняет Шуляк. Отечественные препараты не дешевле западных аналогов – причина в более высоких налогах на отрасль и арендной плате, говорят эксперты. Тем не менее количество иностранных компаний, желающих построить свои заводы в России, растёт. В этом году о соответствующем желании заявили 15 компаний, среди которых «Никомед», «Берлин-Хеми», «Р-фарма», «Астра Зенека». Правда, по словам вице-президента Общества специалистов доказательной медицины Василия Власова, западные производства часто ограничиваются в России фасовочным цехом. Причина – опасения усиления административного давления.

Примером здесь могут быть аптеки: в этом году из-за повышения ставок страховых взносов для аптек с 14% до 34% и ограничения надбавок на препараты из списка ЖНВЛП многие из них закрылись, став нерентабельными. А учитывая, что на следующий год намечено дальнейшее усиление государственного регулирования рынка лекарств, можно ожидать продолжения этого процесса.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.01.2012 14:24
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх