Версия // Общество // Прославленный иллюзионист Арутюн Акопян не выпускал из рук колоду карт до самой смерти

Прославленный иллюзионист Арутюн Акопян не выпускал из рук колоду карт до самой смерти

3001

Последний из МАГикан

В разделе

Для истинных ценителей иллюзионного жанра имя этого человека давно стало легендой: с популярностью Арутюна Акопяна в своё время не мог сравниться ни один артист эстрады. Гениальный самоучка, впервые отказавшийся от специальных приспособлений на сцене и полагавшийся исключительно на ловкость рук, автор более тысячи уникальных трюков, обладатель множества престижных международных наград, Акопян покорил сердца зрителей 90 с лишним стран мира. О нём снимали фильмы, его книги становились бестселлерами, на его выступлениях постигало азы профессии не одно поколение иллюзионистов…

Сегодня учиться больше не у кого: вечером 13 января великого артиста не стало.

Это трагическое событие прошло почти незаметно: по печальной российской традиции в последние годы популярного иллюзиониста стали забывать. В канун скорбных 9 дней со дня его кончины мы обратились к тем, кто хорошо знал и любил Арутюна Акопяна.

Руки великого иллюзиониста целовали и мужчины и женщины

— Для всех нас смерть отца — невосполнимая потеря, — сказал «Версии» сын знаменитого артиста, его ученик и последователь Амаяк Акопян. — Я объездил 65 стран мира, но равного отцу нигде не встречал. Он был Артистом с большой буквы, единственным обладателем титула «Король международной магии», одним из первых, кто получил Гран-при — большую золотую медаль в Париже с изображением прославленного иллюзиониста Ж.Э. Робер-Удена и почётный диплом Ассоциации французских фокусников. Он, как Пётр I, прорубил для наших артистов эстрады и цирка окно в Европу.

Его коронные трюки с картами, разорванной афишей, исчезновением платков стали классикой жанра. И если все мимы мира копировали Чаплина, то все иллюзионисты мира копировали Акопяна, включая его номера в свои программы, а порой откровенно воруя его идеи. Некоторые даже пытались подкупить его ассистентов, чтобы узнать секрет того или иного трюка. Но скопировать папу невозможно. Он всегда говорил: «Можно научиться показывать любой трюк, но личность повторить нельзя». Его работоспособности (бывало, что Акопян-старший репетировал свои номера по 18 часов в сутки. — Ред.), его безупречному вкусу можно только позавидовать. Папа всегда выступал только под живую музыку — концертмейстеры ловили каждое его движение. Он блистательно носил все туалеты — от фрака до пижамы. У него была великолепная фигура, за которой он всегда тщательно следил.

Но главным его инструментом всегда оставались его удивительные, пластичные руки. Прославленная балерина Большого театра, профессор Ольга Лепешинская, увидев папино выступление, однажды воскликнула: «Деточка, покажите свои руки, на них должны быть золотые перчатки!» После концерта эти руки целовали не только женщины, но и мужчины: папиным искусством восхищались король Индонезии, Хрущёв, Брежнев (Акопяна часто приглашали с выступлениями в санаторий «Барвиха», на правительственные концерты. — Ред.). Леонид Ильич однажды подарил ему свою книгу «Малая земля» с надписью: «Величайшему артисту современности». Папа тоже в долгу не остался: на следующий день он приехал в Кремль с книгой секретов своих фокусов. А лет 5 назад отца пригласили с коротким выступлением в Госдуму — его принимали очень тепло…

Его многие любили, ему многие завидовали. В его жизни было всё — и интриги и склоки. И большая любовь — верной, постоянной папиной спутницей была матушка. Отец часто с ней выступал. Выпускница Консерватории, солистка Мосэстрады, она вела его концерты и пела старинные романсы в перерывах между номерами. Она была рядом с отцом и в самые тяжёлые, последние годы, когда об артисте Арутюне Акопяне уже никто не вспоминал: о нём не писали, его не навещали, не интересовались здоровьем. Папе было очень грустно и обидно. На телевидении ему предлагали такой формат, что терялся весь смысл выступления. Ну что можно показать за 2 с половиной минуты?! Отказывался отец и от выступлений в ночных клубах: для народного артиста СССР, работавшего на лучших концертных площадках мира, развлекать жующую публику было неприемлемо. При этом сам папа никогда себя звездой не считал — охотно делился своими секретами с молодыми артистами, ставил номера кукольникам, мнемотехникам, многое сделал для театра и кино…

По теме

До последнего дня он не расставался с концертным реквизитом: папа умирал, а рядом с ним лежала колода карт, которыми когда-то он так искусно манипулировал. Из-за тяжёлой болезни он уже не мог вспомнить их назначения, но мышечная память оказалась сильнее… После кончины отца нам пришло 264 телеграммы с соболезнованиями, в том числе и от президента Путина. Когда я вышел на улицу за цветами для него, вернулся с целой охапкой: цветочницы отдали мне их бесплатно. Это было очень трогательно. И очень горько… Ведь получается, для того чтобы тебя вспомнили в нашей стране, нужно умереть.

Он был большим ребёнком

— К сожалению, я не был близко знаком с Арутюном Амаяковичем, но мы часто с ним встречались на концертах и на отдыхе, в Ялте, — рассказал «Версии» известный актёр Лев Дуров. — Это был удивительный человек — тонкий, чуткий. С необыкновенным чувством юмора. Он не только любил шутить и рассказывать анекдоты, но и был великолепным слушателем, что очень редко встречается среди актёрской братии. А ещё он был очень щедрым и искренним — к нему многие обращались за помощью, он никому не отказывал, всегда с удовольствием разоблачал свои трюки. И никогда не скрывал, когда показывал фокус, который ему подарили. Но, конечно, большинство номеров он придумывал сам. Я их до сих пор помню. Таких магов, как он, можно по пальцам пересчитать.

— Я с детства люблю цирк, — вспоминает другая поклонница таланта Арутюна Акопяна, актриса Людмила Касаткина. — Особенно мне нравились выступления иллюзионистов и факиров — ты словно погружаешься в мир сказки. На первом выступлении Акопяна я была просто ошеломлена: никак не могла понять, куда подевался платок, куда исчезла колода карт. Ведь у него в руках не было никаких специальных приспособлений! После выступления я бросилась к нему за кулисы — поблагодарить и выразить своё восхищение. Я была тогда совсем молоденькой девочкой, никому не известной студенткой. Потом мы несколько раз с ним встречались, и он всегда интересовался моими делами, радовался моим успехам, предлагал свою помощь. Доброта и нежность, с которыми он относился к людям, просто потрясали. Однажды мы проходили мимо ювелирного магазина, я тогда отчаянно нуждалась в деньгах и ради любопытства решила узнать, сколько может стоить моё колечко. Услышав назначенную цену, Арутюн Амаякович возмутился: посмотрите на эту хорошенькую девушку. Колечко с её пальца должно стоить гораздо дороже. Он был большим ребёнком — открытым, искренним…

— Весть о кончине Арутюна потрясла меня до глубины души. Короткое знакомство с этим человеком осталось одним из самых ярких воспоминаний моей молодости, — открыла нам тайну читательница «Версии» Светлана Одинцова. — Мы познакомились в 1948 году на дне рождения моей школьной подруги Нелли, дочери известного советского генерала. Она всегда любила окружать себя необычными людьми. В тот раз среди гостей Нелли был и Арутюн Акопян, тогда ещё молодой артист. Его выступление стало гвоздём вечера: мгновение — и после каких-то манипуляций Арутюна именинница оказалась лежащей по струнке между двумя стульями, а потом так же неожиданно поднялась. Я просто убеждена: Акопян обладал даром гипноза. Ничем другим я не могу объяснить происходящее в тот вечер. Когда уже все расходились домой, он подошёл ко мне и попросил мой телефон. Потом мы несколько раз встречались, ходили в кино, он приглашал меня на свои выступления. Худенький, подтянутый, он всегда был очень элегантен. Но я была молода и не приняла всерьёз его ухаживания, а также и его убеждённость, что придёт время, когда он будет очень знаменит…

— Общение с Акопяном-старшим и его семьёй оставило у нас самые тёплые воспоминания, — рассказывает артист Александр Лазарев. — Мы познакомились в ЦДРИ, где Арутюн Амаякович выступал с очередным концертом. Во время исполнения одного из своих коронных номеров в качестве ассистентки он пригласил мою жену Светлану (Немоляеву. — Ред.). С тех пор мы начали общаться, даже одно время ходили с женой к ним в гости. В их по-армянски хлебосольном доме царила удивительная атмосфера… Потом нас жизнь как-то развела, и я даже не знал, жив ли прославленный маг. Вот так незаметно и уходят от нас великие люди…

Похоронили великого артиста на Троекуровском кладбище.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.10.2016 22:26
Комментарии 0
Наверх