// // Приманка для живого товара

Приманка для живого товара

299
2
В разделе

Одну из московских микрофинансовых организаций (МФО) пришлось принудительно через суд ограничить в работе на 2 месяца. Компания не только неправильно хранила и обрабатывала данные клиентов, но и проигнорировала требование Прокуратуры устранить нарушения.

Почем контакт?

Прежде всего, база клиентов со всеми данными – это коммерческая тайна каждой компании. Что может быть в базе такой МФО? Да все, что угодно, вплоть до паспортных данных заемщиков. Именно поэтому конфиденциальность таких сборников информации охраняют закон «О персональных данных…» и масса сопутствующих постановлений.

Если подобная база данных хранилась ненадлежащим образом – а значит, была доступна посторонним лицам – информацию могли использовать любым способом. Рекламная СМС-рассылка абонентам – самый мягкий вариант. Как говорит юрист Виталий Спицын, такие данные могут дать мошенникам возможность не только оформить кредиты и займы, но и получить дубликаты некоторых документов. С их помощью злоумышленники могут совершать различные сделки, включая продажу собственности жертвы; получить доступ к ее банковским картам и счетам телефонов; оформить фирму, сделав человека ее главой и одновременно ответственным за все деяния этой конторы.

А между тем, предприниматели разного рода не гнушаются продавать собственные базы данных клиентов в обход закона, ориентируясь не на порядочность и род деятельности покупателя, а на предложенную им цену. Так, сегодня в интернете достаточно предложений продажи баз, включающих только адрес электронной почты и номер телефона россиян. Стоимость – от 5 рублей за контакт. Оптом дешевле. Возможна выборочная продажа. Естественно, с паспортными данными контакты стоят дороже в разы.

Фильтруем просящих

С уходом в интернет сферы торговли и услуг, включая микрофинансирование, клиентам все чаще предлагают заполнить анкеты в режиме онлайн, где просят указать не только телефон, адрес электронной почты, но и данные паспорта. Предприниматели стремятся рассылать свою рекламу покупателям, суля бонусы, но при этом стремятся соблюдать законодательство, обязывающее брать согласие клиента на информирование. В этом случае паспортные данные становятся веским доказательством согласия, если вдруг случится суд о правомерности рассылок рекламы. Для МФО данные паспорта – необходимость. С их помощью не только устанавливают личность заемщика, но и запрашивают его кредитную историю из специальных бюро. Таким образом продавцы и поставщики услуг себя обезопасили от разных рисков. Но как клиентам разобраться, для кого их личные данные могут стать инструментом мошенничества, а для кого они – необходимое условие работы?

На этот вопрос отвечает Сергей Седов, глава сервиса онлайн-займов «Робот Займер»:

- Нужно анализировать все: адрес сайта, который не должен быть слишком длинным, дизайн сайта и его объем – мошенники делают их на скорую руку, не наполняя качественной информацией. Надо оценивать разборчивость размещенных лицензий и сертификатов, а также название организации, которая их выдала. Ее может и не существовать в реальности, как и здания компании по указанному на сайте почтовому адресу, и телефонных номеров – их лучше сразу проверить на действительность звонком. С оформлением займов через интернет тоже нужно быть осмотрительнее: лучше проверить банк или МФО в реестрах на сайте Центробанка. А заявку на займ подавать только на официальном сайте кредитора, как, например, здесь.

И, конечно, надо трезво оценивать надобность передачи своих данных: если службе доставки пиццерии номер телефона и адрес нужны, то паспортные данные – нет. Салону красоты, например, для работы с клиентом вообще никакие персональные данные не требуются. Однако такие случаи «анкетирования» были.

Ольга Горшкова
Опубликовано:
Отредактировано: 10.09.2016 09:59
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх