// // Приличное место в региональном избирательном списке российских партий стоит около $ 500 000

Приличное место в региональном избирательном списке российских партий стоит около $ 500 000

434

Думы «проходимцев»

2
В разделе

14 марта – очередной день выборов в России. В этот день в 77 субъектах РФ будут переизбраны около 3500 органов власти местного и регионального уровней. В российской провинции активно работают сборные команды заезжих политтехнологов, расцвечивая региональные и местные избирательные кампании красками белого и чёрного пиара. Но хотя бюджеты региональных избирательных кампаний изрядно похудели, разыгрываемая раз в полгода забава под названием «народное волеизъявление» вызывает всё меньший интерес у спонсоров лишь на первый взгляд. Как происходят российские выборы, когда выбирать вроде бы уже и не из кого, выясняет корреспондент «Нашей Версии».

Надо сказать, на местном уровне ценность депутатских мандатов в последние годы даже выросла, да и региональные выборы превратились в ристалище федеральных партий.

Сейчас, за месяц с лишним до дня выборов, уже завершился этап регистрации участников избирательных кампаний. Начинается самое интересное в предвыборных баталиях – война белого и чёрного пиара в СМИ и на заборах. Впрочем, проявлять своё искусство полководцы от политтехнологии будут далеко не везде. Выборы выборам – рознь. Как можно сравнивать, например, кампанию по выборам в Пичужинский сельский совет (Волгоградская область) и выборы мэров Омска или Ростова-на-Дону? Совсем другой масштаб будущей чиновничьей работы. А главное – тех финансовых и властных полномочий, которые достанутся «народным избранникам». Соответственно и интерес к этим выборам со стороны потенциальных спонсоров – диаметрально противоположный. Одни избирательные кампании проходят вообще с практически пустым избирательным фондом, на другие уходят десятки, а то и сотни миллионов рублей. Поэтому для пущего удобства нашего анализа разделим грядущий мартовский вал региональных и местных выборов на несколько подвидов, у каждого из которых своя финансовая подоплёка.

Начнём с выборов в региональные парламенты. 14 марта их проведут 8 субъектов РФ – Республика Алтай, Хабаровский край, Воронежская, Калужская, Курганская, Рязанская, Свердловская области и Ямало-Ненецкий автономный округ. В соответствии с неписаными политическими традициями последних лет именно выборы этого ранга считаются главными в ходе дня голосования и их итоги, как правило, наиболее активно обсуждаются в федеральных СМИ. Как раз по региональным выборам «кризис жанра» ударил сильнее всего, и лучшее тому подтверждение – резкое уменьшение количества желающих принять участие в столь привлекательном прежде мероприятии.

Возьмём, например, выборы в Воронежскую областную думу. В 2005 году, по словам председателя облизбиркома Владимира Селянина, «на отдельных округах конкуренция доходила до 22–24 человек на округ, сегодня же на самых крупных округах – по 8 человек, а есть округа, где выдвинулись лишь по 3–4 кандидата». Та же картина и в других субъектах РФ. Главная причина – то, что региональные выборы стали полем борьбы федеральных партий, которые отрабатывают в этих кампаниях свои общефедеральные бренды и лозунги, привлекая своих политтехнологов. Так, на выборах в Республике Алтай в помощь местным «справороссам» федеральное руководство партии направило команду аж из Санкт-Петербурга.

Распределение ролей в принципе известно заранее: «Единая Россия» получит львиную долю голосов, по паре-тройке мандатов отхватят КПРФ, «Справедливая Россия» и, с меньшей долей вероятности, ЛДПР. Как выразился политолог Алексей Швайгерт, «выигрыш стал результатом манипулирования имеющимися невыборными ресурсами и в большинстве случаях простым, как ржавый гвоздь». По оценкам эксперта Анатолия Гагарина, бюджеты региональных кампаний сократились в среднем на 50%, а по отдельным направлениям – на все 70%. Заместитель генерального директора Центра политической информации Анна Лунёва в беседе с корреспондентом «Нашей Версии» отметила: «Прежде можно было говорить как минимум о трёх моделях отношений между властями в регионах: «консенсус» (например, Орловская область и нацреспублики), «компромисс» (например, Иркутская область) и «противостояние» (например, Красноярский край). Сейчас осталась только первая модель: за счёт засилья «Единой России» соревновательность выборов была практически изжита, а с ней – и необходимость в таком опыте, которым располагали в 90-е годы крупные политтехнологи».

По теме

Региональный парламент остаётся привлекательным местом для бизнесменов и их лоббистов. Без его утверждения исполнительная власть не вправе распоряжаться бюджетными статьями и прочими финансово-имущественными полномочиями. Поэтому депутатский мандат по-прежнему стоит немалых денег. Вот только платятся они теперь не политтехнологам за грамотно выстроенную избирательную кампанию, а партийным боссам за попадание в предвыборный список на «проходном» месте.

По сообщениям местной интернет-газеты «В ракурсе», второе, заведомо «проходное место» в списке кандидатов в Рязанскую областную думу от «Справедливой России» досталось генеральному директору ОАО «Рязанский опытный ремонтный завод» Сергею Пупкову за 15 млн рублей. Мы, разумеется, не вправе бездоказательно утверждать, что уважаемые партии торгуют своими мандатами. Однако нынешние предвыборные списки партий-фаворитов просто пестрят громкими и весьма денежными должностями. Например, в Воронежскую областную думу по списку «ЕР» баллотируются глава филиала Московского индустриального банка Геннадий Макин, владелец завода «Мивок» и ряда управляющих жилсектором компаний Вадим Ишутин, в Курганской области – директор «Кургангоргаза» Олег Попов.

На выборах в Законодательное собрание Ямало-Ненецкого автономного округа от «ЕР» заявлена целая обойма «нефтегазовых генералов»: гендиректор «Газпром добыча Ямбурга» Олег Андреев, гендиректор «Газпром добыча Ноябрьска» Константин Степовой, гендиректор «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза» Геннадий Любин, гендиректор «Муравленковскнефти» Владимир Владимиров, гендиректор «Роснефть-Пурнефтегаза» Виталий Литвиненко, зампред правления «НОВАТЭКа» Виктор Гиря. Можно только догадываться, насколько пополнился бы кошелёк партии, если бы слухи, циркулирующие в СМИ, оказались верны.

У любознательного читателя может возникнуть вопрос: а какой смысл бодаться за мандат от оппозиционной фракции, если она не в состоянии добиться нужного результата? Но и у оппозиции есть свой козырь под названием «кворум». Ведь для того, чтобы парламент принял решение по бюджетным вопросам, требуется не простое, а квалифицированное большинство, то есть две трети депутатского корпуса. До этой величины фракция «ЕР» в региональном парламенте обычно не дотягивает. А посему оппозиция вполне в состоянии заставить считаться с собой, угрожая бойкотировать заседания и тем самым сорвать кворум.

Если региональные выборы стали уделом федеральных партий, то на муниципальных по-прежнему идёт борьба с участием беспартийных «одиночек». 14 марта предстоит выбирать своих мэров жителям Краснодара, Иркутска, Омска, Ростова-на-Дону, Ульяновска… Именно туда, на местный уровень, и переместились теперь армии политтехнологических «спецов», нанимаемых местными бизнесменами для продвижения во власть. Там кипят предвыборные страсти, разворачивается война белого и чёрного пиара, упомянутая нами в начале материала. Например, после того, как кандидат в мэры Южноуральска Владимир Гора был снят с дистанции по причине брака в подписных листах, некто Олег Панов, который, по нашему мнению, может быть политтехнологом кандидата, заявил о том, что в знак протеста тысяча человек 17 февраля блокирует федеральную трассу Екатеринбург – Алма-Ата.

А на выборах главы Зеленоградского района (Калининградская область) уже применена технология из культового фильма братьев Вачовски «Матрица». Подобно агенту Смиту, один из кандидатов «размножился» сразу в пяти экземплярах! После того как сын бывшего главы района Андрей Шегеда вступил в борьбу за пост с кандидатом от «ЕР», в комиссию пришли ещё четыре человека, официально заменившие свои паспортные данные на ф.и.о. конкурента. Двое стали Шегедами Андреями Владимировичами, третий – Шегедой Андреем Владимаровичем, а четвёртый – Шегедой Андреем Владимеровичем. После этого в Зеленоградске были распространены листовки, с которых голосовать «за Шегеду» призывают все пятеро – во главе с оригиналом этого клона. Лозунг на листовке гласит: «Зеленоградск – наш город, наш район, наша семья!»

По теме

По словам политолога Владимира Абрамова, «приём с претендентами-двойниками не нов, но настолько массовое клонирование – нечто необычное, и политтехнологи останавливаться на этом явно не собираются». Борьба стоит того – в курортном месте в ближайшее время планируется строительство игорной зоны «Янтарная». Поэтому на должность главы Зеленоградского района нацелились сразу 40 (!) человек.

Однако самая напряжённая борьба разворачивается – и это новый поворот! – на выборах депутатов муниципальных собраний. Самый низовой уровень власти, до сей поры мало интересовавший политизированную публику, внезапно стал очень привлекательным для спонсорских вложений – и как следствие для крутых спецов от политтехнологической науки. Дело в том, что ценность депутатских мандатов на уровне муниципальных образований существенно возросла после того, как в городах появились должности сити-менеджеров. Депутаты определяют, кто будет руководить муниципальным образованием. А значит, от них теперь зависит и управление его финансовыми потоками.

14 марта будет переизбран депутатский корпус восьми областных и краевых центров – Астрахани, Воронежа, Иванова, Тулы, Ульяновска, Липецка, Новосибирска, Смоленска. И этим перечнем список привлекательных для кандидатов в депутаты муниципальных образований далеко не ограничивается. Так, на 30 депутатских мест в городском собрании Обнинска приходится 91 претендент. А на выборах в гордуму Березников (Пермский край) разворачивается настоящая битва между тремя крупными компаниями федерального масштаба – «Уралкалий», «Уралхим» и «ВСМПО-Ависма». Кандидаты от этих корпораций должны схлестнуться между собой в одномандатных округах. Причём, по информации СМИ, кампанию «Уралхима» начало вести PR-агентство Free Style, но «Уралкалий» перекупил политтехнологов. «Уралхим» заменил их на московских политконсультантов из фирмы «Оптима». Замруководителя представительства края в правительстве РФ Андрей Мотовилов обвинил «Уралхим» в том, что тот развязывает «политическую войну».

Повышенный спрос на депутатские муниципальные места диктует предложение – в том числе, разумеется, и не вполне честное. Решением лидера краевой партийной организации экс-полпреда президента в ДФО Константина Пуликовского деятельность отделения приостановлена на два месяца, пока региональный совет партии будет разбираться в произошедшем.

Впрочем, ситуация в Анапе – исключение. Как правило, подобный сор не выносится из партийной избы, и напряжённая борьба за депутатские муниципальные мандаты сводится к хитросплетениям политтехнологов. А за этим дело не стоит. Так, на выборах в Новосибирский горсовет депутатов против действующего депутата-коммуниста Анатолия Казака выдвинут кандидат по фамилии Казаков. Эта уже давно апробированная технология призвана оттянуть часть голосов от фаворитов.

В Магнитогорске (Челябинская область) появились листовки с подчёркнуто неграмотным текстом, написанные якобы кандидатом в депутаты Евгением Гончаровым – ещё одна разновидность чёрного пиара. Не обходится в этом городе и без кандидатов-двойников – двух Тарасовых, двух Шуляков и т.д. Такая же технология с двумя кандидатами по фамилии Караев применена и на выборах депутатов города Сочи.

Подобные примеры можно множить и далее. Должность муниципального депутата почти повсеместно стала предметом такой ожесточённой борьбы, что на её фоне региональные выборы напоминают смотр в пансионе для благородных девиц. Так, на 25 мандатов депутатов Смоленского городского совета претендовали более 180 человек. Губернатор области Сергей Антуфьев даже публично призвал не становиться в очередь, поскольку, дескать, ни один депутат горсовета не будет допущен к 9 млрд рублей, выделяемых Смоленщине из федерального центра.

В Саратове для снижения предвыборного ажиотажа решили пойти другим путём – монополизировать ресурс депутатской власти в руках фракции «ЕР». Глава Саратова Олег Грищенко высказался за внесение поправки в Устав города, которая снизит кворум, необходимый для сессий муниципального парламента, до скромных 50%. По словам депутата гордумы от «Справедливой России» Виктора Маркова, это уничтожит «последние демократические нормы, по которым оппозиция имеет хотя бы какие-то возможности заблокировать принятие самых неразумных решений».

А в других субъектах РФ местные власти начали загодя готовиться к грядущим муниципальным выборам. Так, губернатор Пермского края Олег Чиркунов назначил заместителем руководителя своей администрации известного столичного политтехнолога Николая Новичкова, считающегося одним из создателей партийного проекта «Родина». В своей новой должности он должен будет заниматься взаимодействием краевых властей и районов края. Но, по мнению депутата Пермской городской думы Алексея Грибанова и других экспертов, настоящая миссия Новичкова заключается в том, чтобы благополучно провести корабль власти через рифы выборов мэра Перми и депутатов гордумы, которые состоятся в 2011 году.

Впрочем, абсолютизировать способности политтехнологов тоже не стоит. Не далее как в конце прошлого года та же пермская власть имела несчастье в этом убедиться. На декабрьских выборах мэра города Чайковский она поддерживала и.о. главы города, кандидата от «ЕР» Ирину Колесникову. Её кампанию вели специалисты из екатеринбургской компании «Бакстер-групп», созданной одним из самых известных политтехнологов России – Олегом Матвейчевым. Тем не менее Колесникова с треском проиграла выборы, набрав во втором туре всего 28,3% голосов. В итоге региональный политсовет «ЕР» признал избирательную кампанию неэффективной. По сообщениям СМИ, финансировавшие её спонсоры требуют вернуть им деньги обратно. Конечно, по российской традиции можно предположить, что требования эти так и останутся безрезультатными. Как правило, в такой ситуации всё списывается на присущие политике риски. Однако Матвейчев недавно уже лишился своей должности в президентской администрации. Что ж, так проходит слава мирская...

Как отметил в беседе с корреспондентом «Нашей Версии» руководитель центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Фёдоров, «многие политтехнологи переориентировали свою деятельность на коммерческий пиар или переквалифицировались в GR-щиков, стали заниматься лоббизмом. Создание партиями собственных пиар-отделов позволяет сильно экономить бюджет организации и делает нецелесообразным содержание крупной пиар-конторы. Мы не говорим о коллапсе рынка пиар-услуг, просто он вошёл в цивилизованные рамки».

Опубликовано:
Отредактировано: 08.02.2010 11:54
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх