Рецептура изготовления пива в ближайшее время может претерпеть существенные изменения. Причиной тому – подготовленные ко второму чтению в Госдуме соответствующие поправки в техрегламент для пивоваренной продукции. Если законопроект будет принят в его нынешней редакции, то о привычных составляющих пенного напитка – хмеле, солоде и воде – можно будет забыть. Согласно предлагаемым нормам варить пиво будет разрешено без использования солода, заменив его на так называемые несоложенные материалы, как то: ячмень, кукурузу, рис и т.п.
Главной причиной появления данной нормы в законопроекте участники рынка называют то, что изменение классической рецептуры приведёт к существенному удешевлению производства, поскольку солод оказывается наиболее дорогостоящим компонентом. Причём прослеживается любопытная закономерность: заботиться о стоимости собственного продукта пивовары начали аккурат после повышения акцизных сборов в три раза. Официального подтверждения данная версия пока не получила, но можно предположить, что и без того стагнирующая в последние несколько лет отечественная пивная отрасль стремится увеличить выручку. Опять же, по подсчётам главы Союза российских пивоваров, вице-президента компании «Балтика» Даниила Бримана, увеличение акцизов с 3 до 9 рублей за литр может привести к тому, что стоимость пол-литровой бутылки пива в среднем увеличится на 4,5–6 рублей. Снижение производственных издержек в данном контексте выглядит тем более актуально.
Кроме того, добавление в напиток несоложенных материалов де-факто и без технического регламента давно уже стало нормой. Так,
«Таким производителям приходится искусственно добавлять ферменты, чтобы создать видимость качественного напитка», – подчёркивает Антонов.
Подобный «обман» потребителей влечёт за собой существенную экономическую выгоду. По подсчётам экспертов, если солодовые заменители составляют порядка 50% необходимого количества, то себестоимость конечного продукта снижается на 25–30%. Если же солод полностью исключить, то на себестоимости можно выгадать и 50–60%. Таким образом, полученная 25-процентная выгода фактически полностью нивелирует негативное воздействие повышенного с этого года в три раза акцизного сбора на пиво.
Дополнительным фактором, влияющим на желание пивоваров снизить стоимость собственной продукции, может являться также и введённая с 1 января этого года минимальная розничная цена на водку. По оценкам аналитиков рынка, 89 рублей за пол-литра «беленькой» не осилят как минимум 30% российских потребителей. И, несмотря на то что, как правило, потребительский спрос на крепкий алкоголь едва ли перераспределяется в сторону низкоалкогольного сегмента, в отсутствие других заменителей недорогое пиво может оказаться как нельзя кстати. Особенно, учитывая, что пиво – единственный алкогольный напиток, который пока ещё достаточно активно рекламируется на телевидении, хотя только в определённые часы, а также пользуется огромной популярностью среди молодых потребителей. Кроме того, вопрос о привлечении новых потребителей для пивоваренной отрасли сегодня оказывается достаточно актуальным, учитывая, что последние несколько лет отечественный пивной рынок фактически стагнирует.
Главная проблема, которая может встать перед любителями пива в случае принятия техрегламента в его нынешней редакции, это собственно качество продукта. Достаточно сказать, что, например, в Европе, где объём потребления пива – один из самых высоких в мире, использовать всевозможные добавки разрешено лишь в пределах 30% необходимого объёма ингредиентов, которые и призвана заменить недорогая химия. А в Германии и вовсе запрещены несолодовые ингредиенты.
«Большой вопрос, можно ли называть сваренный без солода напиток пивом. Ведь по ГОСТу пиво – это сброженный солодовый напиток», – рассуждает совладелец пивоварни «Русь» Алексей Вабищевич. Кроме того, по словам эксперта, при неклассической рецептуре изготовления пива в нём неизбежно будет содержаться много химических добавок.
Впрочем, сами пивовары отрицают возможность падения качества собственного продукта. По словам представителей компании «Балтика», производители не заинтересованы в снижении качества продукции, поскольку в этом случае они неизбежно потеряют часть потребителей. А в компании «Сан ИнБев» и вовсе отмечают, что новый техрегламент сведёт на нет попытки продавать под видом пива различные алкогольные смеси. Правда, какие именно «смеси» имеются в виду, в компании не уточняют. Предпочитают «не уточнять» пивовары, видимо, и тот факт, что по части контрафактной или нелегальной продукции отечественный пивной рынок можно считать относительно благополучным, особенно в сравнении с рынком водки или вина. Так что при любом раскладе фактически единственными, кто окажется в выигрыше в случае принятия данной редакции техрегламента, являются сами пивовары.