// // Президент считает бездумный протекционизм недопустимым, но услышат ли его подчинённые

Президент считает бездумный протекционизм недопустимым, но услышат ли его подчинённые

3389

Вертолётный картель

В разделе

На недавнем заседании Госсовета Владимир Путин особо отметил недопустимость «картелизации» наиболее конкурентных отраслей российской экономики. Со слов президента следует, что наиболее агрессивны на этом направлении компании, которые имеют государственное участие: «У государственных структур, компаний с госучастием совершенно другие лоббистские и финансовые возможности, и доступ к кредитам у них тоже намного проще, да и технологии разыграть торги в свою пользу есть, их достаточно, и мы знаем, как они работают».

Сюжет: Армия

Инкубатор картелей и бездарностей

Если рассуждать о теме, которую поднял президент конкретно и открыто, то нужно сразу отметить, что на протяжении последнего времени созданием того, что обычно называется картелями наиболее активно занимался мантуровский Минпромторг и чемезовский РОСТЕХ. В российской действительности, созданные при участии Минпромторга холдинги, и являются по всем признакам своеобразными отраслевыми картелями.

К примеру, в авиации к таковым могут относиться АО «Вертолёты России» (ВР) и ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК). Обе эти структуры уже давно «устроились» в российском экономическом пространстве, как мне кажется, полностью уничтожив всю конкуренцию российских конструкторских школ загнанных в эти «авиационные колхозы». При этом обеими структурами управляют люди далёкие от авиации. Руководит ОАК экс-шоумен Юрий Слюсарь, который ранее, вероятно, не без стараний его отца Бориса Слюсаря, был определён к Денису Мантурову в заместители. Аналогичная ситуация и в «вертолётах» - ими руководит бывший заместитель министра промышленности Андрей Богинский, так же не имевший к авиации совершенно никакого отношения.

Отсюда и «успехи»…

Бюджетные монстры

Владимир Путин затронул вопрос ограничения конкуренции неспроста. Дело в том, что выстроенная в России система хозяйственных механизмов на базе картельных холдингов ущербна не только в плане развития, но и является огромной нагрузкой на бюджет, из которого эти холдинги покрывают все свои фактические убытки.

К примеру, ничего хорошего не получилось из программы выпуска гражданского самолёта Superjet 100, который продаётся в единичных вариантах, в ОАК, похоже, придумали новую программу по выкачиванию из бюджета России 85 млрд. рублей. Минпромторг поддержал эту программу и представил её Владимиру Путину. Странно, что говоря о важности конкуренции, Президент России поддержал эту, по-моему, чистейшей воду авантюру.

Пока ОАК не «оттащат за уши» от бюджетной лохани, в России никогда не будет окупаемости подобных программ – это очевидная аксиома. За средства, которые государство «вбухало» в программу Superjet 100, в других условиях хозяйствования можно было реализовать не один успешный проект.

Аналогичная ситуация и в другом авиационном предприятии – холдинге «Вертолёты России». Не добившись практически ничего от продаж на внешнем рынке, то есть там, где успешность определяется именно конкурентоспособностью, руководство холдинга придумало возродить программу скоростного вертолёта. О бесперспективности этой идеи «Наша Версия» неоднократно писала. Более того, сам Андрей Богинский в начале 2017 года заявлял о закрытии этой программы. По его же словам, проведённый анализ рынка показал, что у потенциальных потребителей скорость вертолёта является важным, но не определяющим фактором. Очевидно, что возвращение к концепции скоростного вертолёта обусловлено лишь тем, что в рамках полного провала реализации собственной продукции, холдингу необходимо в очередной раз «присосаться» к бюджету. Ведь бытует мнение, что уже на протяжении продолжительного времени содержание управляющей верхушки осуществляется из заёмных средств.

По теме

А вот на свободном рынке деятельность ВР далека от нормальной. Подтверждением тому может служить закрытие властями Португалии базы по обслуживанию вертолётов Ка-32А11ВС.

«Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонитов!»

Монополизация вертолётной отрасли привела к тому, что за более чем пятнадцать лет её существования, сначала в составе АО «ОПК Оборонпром», а потом в холдинге ВР, ничего принципиально нового сделано не было. Отрасль всё это время существует на старом советском заделе. При этом, «осваивая» огромные бюджетные деньги, руководство Минпромторга, РОСТЕХа и самого холдинга особо не утруждает себя реальными достижениями, занимаясь, как мне кажется, исключительно самопиаром.

Да и чего унывать?! Зарплаты у этих «бюджетников» позволяют им с уверенностью смотреть в завтрашний день. Например, у Андрея Богинского месячный доход может составлять прядка миллиона рублей, не считая скорее всего имеющихся затрат на его содержание (машина, рестораны по служебной кредитке, командировки, полёты на дорогих чартерах и прочее). Окупаемость этих вложений практически отсутствует, а мало-мальски существенных достижений так и нет.

Если ещё одна опасная сторона этой «монопольки» – удушение конкуренции. Об этом, кстати, тоже говорил Владимир Путин. Профессиональному сообществу известно, что для того, чтобы получить возможность развития в области, связанной с вертолётостроением, надо обязательно вступить в холдинг. Это негласное правило существует давно.

Именно поэтому за всё время существования того что можно назвать «вертолётным картелем» в стране не появилось ни одной альтернативной программы по созданию вертолётов. Это логично – пользуясь административными методами, руководство ВР, скорее всего, предпринимает все усилия, чтобы в России не появилось альтернативы.

Ведь на фоне возможного удачного частного проекта будет явно видна отраслевая работа ВР и РОСТЕХа. Предполагаю, что установка в холдинге следующая – любой хозяйственный субъект, который имеет желание развиваться в области вертолётостроения, для размещения заказов на заводах холдинга должен полностью продаться холдингу. В этих условиях никакого альтернативного производства вертолётов в России не будет.

Очень показательный пример - создание вертолёта SKYe SH09 швейцарской компанией Marenco Swisshelicopter (ныне переименована в Kopter). За очень короткий промежуток времени, этой компании удалось создать вертолёт, который востребован рынком. Примечательно, что эта компания функционирует на российские инвестиции. Она принадлежит инвестиционной группе A&NN российского бизнесмена Александра Мамута.

Этот случай однозначно указывает на то, что в рамках созданного Минпромторгом и РОСТЕХом предприятия, ничего альтернативного в России реализовано никогда не будет. И не потому, что страна деградировала, деградировала, судя по всему, как раз верхушка холдинга, профильное министерство и всемогущий РОСТЕХ.

Кстати, в России есть свой проект малого однодвигательного вертолёта соосной схемы АП-55, реализуемого частной компанией. Но будущее у него не просматривается. Картелю «Вертолёты России» не нужна конкуренция, поэтому организовать производство этого вертолёта в России будет сложно, ведь, если проект будет успешен, то на его фоне будет видна вся несостоятельность организации.

Существующая схема управления вертолётными активами не подразумевает какой-либо инициативы на местах. Похоже, что все, под страхом быть уволенными, выполняют указания бывшего банковского «бухгалтера» Богинского, который совершенно далёк от авиации.

Руководители входящих в холдинг производств превращены в безмолвных статистов, которые неспособны даже думать в направлениях автономного развития собственных производств.

Оба вертолётных КБ превращены в «эффективных бюджетополучателей», с последующим перенаправлением денежных средств в головную организацию по различным схемам. А средства для безбедного существования ВР нужны, ведь у этой организации даже нет собственного помещения.

Здание возле Павелецкого вокзала, которое строилось на деньги ВР, по всей видимости, оказалось в собственности совсем другой организации и ВР в настоящее время является лишь арендатором площадей.

Так, что для поступательного развития российского вертолётостроения похоже рецепт один: «Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонитов!», в противном случае картель уничтожит даже те заводы, которые он на бюджетные средства присвоил себе.

Собака лает, караван идёт

Возвращаясь к выступлению Владимира Путина на Госсовете нужно отметить, что проблема обозначена очень правильно. Вот только где гарантия, что дело дойдёт до реализации сказанного президентом?!

Скорее всего дальше разговоров ситуация не пойдёт. Ведь для создания в России конкурентной экономической модели надо расформировать все холдинги. Предприятия передать на конкурсной основе не многочисленным родственникам и друзьям Сергея Чемезова и Дениса Мантурова, а реальным управленцам, доказавшим свою состоятельность.

Любимая поговорка у министра Мантурова – «собака лает, караван идёт». Интересно услышит ли Денис Валентинович слова Владимира Владимировича?! Ведь никакими рыночными преобразованиями вопрос не решить, в стране нет рынка – кругом, куда не плюнь, одни государственные картели. Оздоровить экономику только указаниями сверху можно, но для этого надо иметь политическую волю и чётко сформулированный план.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.04.2018 22:00
Копировать текст статьи
Комментарии 1
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх