Версия // Общество // «Посадить» авиабилеты не удаётся даже при вмешательстве правительства

«Посадить» авиабилеты не удаётся даже при вмешательстве правительства

1661

Керосинят!

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Проклятье авиаперевозчиков по всему миру – высокие цены на нефть. Именно из-за них три года назад появилась новая статья расходов потребителей – так называемый топливный сбор. Впрочем, как оказалось, у большинства мировых авиакомпаний этот сбор всё же ниже, чем в России. В стране – производителе нефти керосин для самолётов стоит дороже, чем в странах Европы. Авиаперевозчики уже сегодня подсчитали, что из-за высоких цен на топливо их убытки к концу года могут дойти до 100 млн. долларов. И единственный способ их сократить – переложить на плечи потребителя. Это значит, что для россиян цены на авиабилеты будут расти и дальше.

Премьер-министр РФ Владимир Путин в довольно жёсткой форме попросил Федеральную антимонопольную службу разобраться с ситуацией вокруг цен на авиационное топливо в стране. Иначе премьер пообещал принимать кадровые решения. Похоже, главе ФАС пора собирать чемоданы. Просто потому, что доказать сговор компаний – производителей керосина будет невозможно, решить проблему монополизма в российских аэропортах тоже дело не одного месяца. Так что максимум, на что могут рассчитывать глава ФАС, а с ним и авиакомпании, – это на уступки нефтяных компаний. Впрочем, опрошенные «Нашей Версией» эксперты убеждены: если некоторое снижение цен на керосин и состоится, оно будет небольшим и кратковременным. Потом стоимость тонны топлива снова начнёт расти.

Только за этот год, по данным информационно-аналитического центра «Кортес», цены на керосин в России выросли на 42%. Удивительно для страны – производителя нефти и нефтепродуктов. Ещё более удивительный факт, что в России топливо дороже, чем в других странах мира. Например, если в аэропортах Москвы тонна топлива стоит от 36 тыс. рублей, в некоторых городах России она доходит до 40 тыс. рублей, то в Европе цены минимум на 8% ниже. Так, в лондонском аэропорту Хитроу авиаперевозчики могут заправляться за 33 869 рублей, а в Дубай в ОАЭ – и вовсе за 33 205 рублей. В теории у авиаперевозчиков могли бы найтись возможности сэкономить. Например, побольше летать за рубеж. Ведь если заправить самолёт в Москве так, чтобы хватило на перелёт, скажем, до Праги и обратно, то компаниям полагается возврат 18% НДС и сэкономить с перелёта можно до 2 тыс. долларов. Другое дело, что чем больше самолётов компания направит на зарубежные рейсы, тем меньше их останется для внутренних перелётов, где программа возврата налогов не действует. Проблема стоит очень остро уже сегодня: на не слишком популярных направлениях авиакомпании задирают цены до небес. Так, билет до Архангельска с заказом на начало августа уже сегодня можно купить лишь за 9 тыс. рублей.

Другой способ экономии – использование экономичных самолётов. Но и здесь авиакомпании сталкиваются с проблемой. Россия продолжает пытаться конкурировать с гигантами авиационной промышленности – Boeing и Airbus. Поэтому в стране до сих пор существуют довольно высокие ввозные пошлины на самолёты зарубежного производства.

В результате авиакомпаниям приходится выбирать: сэкономить на самолёте или не разориться на горючем. Ведь если В итоге конкурировать российским авиаперевозчикам с зарубежными компаниями всё сложнее: у российских авиаперевозчиков, по данным вице-премьера Сергея Иванова, стоимость керосина от цены билета доходит до 40—70%, у западных компаний топливная составляющая в операционных расходах не превышает 22—35%.

Участники рынка убеждены, что знают, как решить проблему с дорожающим керосином. ФАС уже успела возбудить дела против пяти крупнейших российских компаний – производителей нефтепродуктов: ЛУКОЙЛа, «Газпромнефти», «ТНК-BP», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза». Из 9 млн. тонн керосина, произведённого в России в прошлом году, на долю этих пяти компаний приходилось производство 7,5 млн. тонн. Впрочем, обвинить в монополизме или преступном сговоре эти компании будет очень сложно.

По теме

«В России ценообразование на керосин совершенно произвольно, ведь у компаний-производителей нет никаких сдерживающих факторов, они могут задирать стоимость до небес, – рассказывает глава ТД «ТОАП» Евгений Островский. – Но компании вряд ли сговаривались, они просто нашли общий индикатор, по которому и ориентируются. Для всех них этим индикатором стал Platt’s – это цена на керосин на европейских биржевых площадках». Причём, если несколько лет назад при переводе значения этого индикатора российские производители ещё отнимали от него пошлины и транспортные расходы, сегодня они просто переводят цены в долларах на рубли.

«Повлиять на рост цен на топливо могло бы создание свободного рынка авиационного топлива», – говорит финансовый директор S7 Airlines Илья Александровский. Другими словами, если бы в России была создана биржа, на которой авиакомпании могли бы покупать керосин. Тогда между производителями появилась бы конкуренция, вынуждающая их снижать цены.

Вторая проблема – монополизм топливозаправочных комплексов в аэропортах. На сегодня лишь в 10 из 330 российских аэропортов есть альтернативные ТЗК. Для всех остальных аэропортов России собственные ТЗК – это громадная часть прибыли. Так, по данным фонда «Партнёр гражданской авиации», продажа керосина и так называемая подкрыльная маржа – предоставление услуг по заправке самолёта – приносят аэропортам до 80% выручки. «Такое понятие, как подкрыльная маржа, существует только в России и в странах Африки. В других государствах топливно-заправочный комплекс в аэропорту – это вроде рынка: на нём продаются места для того, чтобы все желающие могли продавать там керосин», – поясняет Евгений Островский. «Если бы авиакомпаниям предоставили возможность хранить собственное топливо в аэропортах и если бы были созданы альтернативные ТЗК в пределах одного аэропорта, это снизило бы издержки авиакомпаний и пассажиров», – говорит Илья Александровский.

Впрочем, пока эти рассуждения граничат с голой теорией. Создание биржи для продажи керосина и альтернативных заправщиков в аэропортах может занять годы. Даже если ФАС удастся доказать преступный сговор между компаниями-производителями, максимум, что может ожидать последних – это штраф в размере 475 млн. долларов. Да и это маловероятно. Скандал с предельным ростом тарифов уже был в прошлом году. Тогда компании-производители ослабили хватку, и цены на керосин опустились почти на треть. Но длилось это затишье всего месяц. Так что пассажирам, собирающимся в отпуск, стоит запланировать своё путешествие на август либо готовиться к очередному росту цен.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.07.2008 12:21
Комментарии 0
Наверх