Версия // Власть // Грузия выступает против присутствия российских железнодорожников в Абхазии

Грузия выступает против присутствия российских железнодорожников в Абхазии

1898

Оскал стройбата

Несмотря на появление российских солдат, в Сухуми пока всё спокойно. Фото: ИТАР-ТАСС.
В разделе

Анекдот доперестроечных времён: глава ЦРУ докладывает американскому президенту о том, насколько сильна и непобедима советская армия. Мол, десантники у них – звери, «Альфа» с «Вымпелом» – вообще головорезы, но есть у русских и кое-что пострашнее. Им даже оружия не дают, от греха подальше, только совковые лопаты. Это стройбат. У страха глаза велики: грузинский президент Михаил Саакашвили в Советской армии не служил, но о лютом стройбате, оказалось, наслышан. Запугали его, видимо, капитально, иначе чем объяснить истерику официального Тбилиси, объявившего о том, что Россия развязала войну, выдвинув на передний край батальон военных строителей. С чем пришли Железнодорожные войска в Абхазию, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Сразу оговоримся: стройбат в чистом, доперестроечном виде нынче не существует. Но понятие «военный строитель» осталось, и это не обязательно солдат срочной службы. Вполне возможно, что это вольнонаёмный гражданский специалист, подписавший контракт с Министерством обороны. Именно такие специалисты совместно с военнослужащими российских Железнодорожных войск и прибыли в Абхазию 31 мая, до полусмерти перепугав грузинское руководство.

«Прибывшие гражданские специалисты окажут помощь подразделениям Железнодорожных войск в восстановлении транспортной инфраструктуры Абхазии, – заявил начальник пресс-службы Управления информации и общественных связей Минобороны РФ полковник Александр Дробышевский. – В первую очередь специалисты РЖД вместе с военными железнодорожниками восстановят участок железной дороги Дранда – Сухуми протяжённостью около 20 километров. На этом участке уже развёрнуты работы по восстановлению верхнего строения пути, завершается обустройство пункта временной дислокации военных железнодорожников, а также проведена замена более 200 шпал».

Собственно, восстановить железнодорожное сообщение в Абхазии специалисты РЖД планировали давно, ещё лет семь назад. В те времена железнодорожного сообщения с непризнанной республикой вообще не существовало: Россия в 90-х годах присоединилась к международным санкциям в отношении Абхазии, и было не вполне ясно, что будет дальше. С одной стороны, 90% населения республики – граждане Российской Федерации. С другой – мы признаём суверенитет Грузии, а Абхазия как бы входит в её состав.

Пока суть да дело, решили для начала пустить поезд Москва – Сухуми. Его называют «поезд-призрак», вы не найдёте его ни в одном железнодорожном расписании. Но он есть: это 75-й скорый Москва – Адлер, только конечная точка его прибытия – отнюдь не российский курорт, а столица Абхазии. Поезд исправно ходил все эти годы, доставляя в столицу абхазские мандарины, а в Сухуми – российских курортников. Но при этом основная часть железнодорожных магистралей Абхазии лежала в руинах со времён грузино-абхазской войны 1992 года. А российских туристов из года в год становилось всё больше, и требовалось наладить железнодорожное сообщение на ином уровне, нежели единственный «поезд-призрак».

Для того и подрядили Железнодорожные войска, чтобы вместо единственного призрачного состава в республику стали ездить нормальные поезда. Логика была такая: всё-таки в Абхазии то и дело происходят вооружённые провокации, и для сугубо гражданских строителей слишком велик риск. Но официальному Тбилиси эта логика оказалась чуждой: если Россия наладит железнодорожное сообщение с Сухуми и восстановит транспортную инфраструктуру, у Грузии будет ещё меньше шансов заполучить Абхазию назад – вот о чём думают в грузинской столице, наблюдая за действиями нашего стройбата.

По теме

Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Абхазии и Южной Осетии Теймураз Якобашвили заявил корреспонденту «Нашей Версии», что ввод железнодорожников на территорию Абхазии не что иное, как «безумные действия Кремля»: «Нет ни одного согласованного документа, в котором грузинская сторона дала российской стороне согласие на ввод подразделений вооружённых сил в Абхазию для восстановления железной дороги. Это провокация, и мы считаем, что российские оккупационные войска должны быть немедленно выведены». 
Министр также подчеркнул, что ввод стройбата – это лишь начало, Россия готовит основание для ввода в зону конфликта более серьёзных соединений. И грузинская сторона не будет сидеть сложа руки и «использует все имеющиеся средства для пресечения этого беззакония». Другой грузинский министр, Георгий Барамидзе, пошёл ещё дальше, объявив, что Россия начала оккупацию Грузии, и ввод железнодорожных войск не что иное, как начало «кровавой интервенции». Видимо, министру по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры тоже рассказывали анекдот о боеспособности российского стройбата.

Было бы странно, если бы Грузию по традиции не поддержал Североатлантический альянс. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер выступил с заявлением, что ввод российских железнодорожников в Абхазию является несомненным нарушением суверенитета и территориальной целостности Грузии, которые во всех отношениях поддерживаются блоком НАТО. Любопытно, а знает ли де Хооп Схеффер анекдот про советский стройбат?

И, заручившись поддержкой из Брюсселя, Тбилиси поставил Москве ультиматум: «Все остальные вопросы», по мнению министра иностранных дел Грузии Екатерины Ткешелашвили, не подразумевают восстановление железнодорожных коммуникаций: «Нам эта железная дорога ни к чему». Понятно, ведь у Грузии есть свои курорты, и они худо-бедно наполняют жиденький госбюджет. А с открытием полноценных курортов в Абхазии грузинскому рекреационному комплексу будет нанесён непоправимый урон.

Что греха таить, российский бизнес вообще с настороженностью относится к инвестициям в Грузию, особенно после резко участившейся практики взимания дани с предпринимателей близкими к Саакашвили силовиками. Зато представители отечественного курортного бизнеса заинтересованы в том, чтобы отдыхающие ездили на курорты Абхазии, в инфраструктуру которых наши с вами соотечественники уже вбухали десятки миллионов долларов, но готовы вложить и в сотню раз больше. Именно туда, а не в аджарский Батуми, где в твой карман может легко залезть какой-то дружок Мишико. Нужны лишь две вещи: развитая сеть автомобильных и железных дорог и обеспечение безопасности и вложенных средств, и самих отдыхающих. Понятно, что не может быть и речи о сокращении миротворческого контингента, 15 лет к ряду обеспечивающего на грузино-абхазской границе относительный порядок.

Развитие курортной инфраструктуры выгодно и Абхазии: во-первых, за счёт поступлений от туризма, составляющих львиную долю государственного бюджета непризнанной республики, а во-вторых, появляется шанс отстроить весь курортный комплекс заново. Война нанесла ему непоправимый урон, в руинах помимо дорог лежат санатории и дома отдыха. Республике пока едва хватает средств, чтобы сводить концы с концами. Но с появлением на горизонте представителей российского бизнеса даётся некий шанс.

Как заявил корреспонденту «Нашей Версии» министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, «без российских инвестиций мы будем мало кому интересны, комплексное развитие курорта возможно только в том случае, если в России к нам не потеряют интерес, в том числе и представители бизнеса. Не будут же в нас вкладывать европейцы: для них мы «горячая точка» и не перестанем ею быть ещё долгие годы. И могу сказать со всей ответственностью, что отстроить нашу республику заново мы сможем лишь в одном случае – при участии Российской Федерации». Для современной Грузии это вызов: страшилка времён «холодной войны» «Русские идут!» здесь всё ещё воспринимается с полной серьёзностью.

Чем же закончится нынешний виток противостояния Москвы и Тбилиси? «Скорее всего ничем: грузинские политики вновь пошумят и успокоятся, – считает политолог Сергей Марков. – Раньше так было не раз. Правда, теперь речь идёт не столько о территориальном суверенитете Абхазии, сколько об упущенной грузинами возможности погреть руки на её курортной инфраструктуре. А искушение было слишком велико: ежегодно в сезон на абхазских курортах отдыхают примерно 5 млн. туристов. Это огромные деньги, даже если каждый курортник потратит всего лишь 3–4 тыс. рублей». Вот и выходит, что шумиха вокруг военных строителей – всего лишь стон по упущенным возможностям.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.06.2008 12:21
Комментарии 0
Наверх