Версия // Общество // Что можно пить любителям красного и белого?

Что можно пить любителям красного и белого?

1692

Винные жертвы

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В ближайшее время молдавские производители вина готовятся провести мощную экспансию на российский рынок. Таков итог недавнего расширенного рабочего заседания, состоявшегося в минсельхозе Молдавии при участии всех ведущих производителей страны. Вопрос о том, как в очередной раз завоевать российские прилавки, для производителей из Молдавии отнюдь не праздный. Так, по статистике, в период с 2000 по 2005 год доля молдавской продукции на нашем рынке колебалась в промежутке 50–60% всего винного импорта. В 2006 году, уже после снятия эмбарго на импорт молдавского вина, эта цифра составила только 16,9%, а по итогам первого квартала года текущего – и вовсе 5,13%.

Примечательно, что проблема отсутствия молдавского вина, пожалуй, одинаково важна как для молдавских производителей, так и для российских потребителей. Отметим, что вплоть до 2006 года продукция молдавских производителей занимала львиную долю отечественного рынка вина в дешёвом сегменте (до 100 рублей за бутылку). При этом именно эта ценовая категория оказывалась наиболее популярной среди россиян: достаточно сказать, что на долю всех остальных ценовых сегментов приходится всего 15% рынка, включая вина как премиального, так и среднего ценового сегмента.

Парадоксально, но факт: после вынужденного ухода молдавских производителей вина с российского рынка любителям этого напитка фактически ничего не оставалось делать, как либо переключиться на пиво или более крепкие напитки, либо существенно увеличить траты на покупку спиртного. Причина: наш винный рынок устроен так, что найти адекватную замену оказалось просто невозможно.

Пожалуй, главной особенностью структуры отечественного винного рынка можно считать фактически полное отсутствие недорогих и качественных вин. К примеру, практически в любой европейской стране потребителям предлагается достаточно широкий выбор вин по цене 1–3 евро за бутылку. Кроме того, в большинстве зарубежных стран хорошо развит сегмент так называемого домашнего вина, продаваемого в розлив, цена которого опять же не превышает 5 евро за литр.

Несколько лет назад в России также без труда можно было отыскать недорогое домашнее вино, продающееся как на рынках, так и в ресторанах средней руки. Основными поставщиками виноматериалов для производства такого вина выступали «запрещённые» позже производители Молдавии и Грузии. Тогда же легальная продажа домашнего вина в России была фактически прекращена.

Поясним. Как правило, сырьём для изготовления данного продукта служили те виноматериалы, которые импортёры не использовали для розлива и продажи под каким-либо, пусть даже и самым дешёвым, брендированным вином. В результате домашнее вино, продававшееся на российском рынке, нередко оказывалось самым некачественным продуктом в сегменте дешёвого вина. Важно отметить, что покупать домашнее вино сегодня следует с большой осторожностью, поскольку данные о его происхождении сейчас ещё более туманны, чем два-три года назад. Формально молдавские поставщики сегодня завозят свою продукцию в Россию в режиме «одного окна» (через один таможенный терминал), при этом вся продукция проходит несколько ступеней контроля: на этапе производства, отгрузки готовой продукции поставщикам и сразу по прибытии на российскую границу. Кроме того, поставлять вино на российский рынок позволено лишь определённому кругу предприятий, которые прошли аттестацию в Роспотребнадзоре. Таким образом, легальной возможности ввезти на российский рынок виноматериалы для изготовления домашнего вина не существует.

В отсутствие молдавского вина предпочтения российского потребителя сегодня оказались на стороне продукции стран Нового и Старого Света. Соответственно выросла и цена на вина в дешёвом сегменте: 100–150 рублей за бутылку по сравнению с прежними 70 рублями.

По теме

«Произошло замещение молдавского вина на более дорогие вина из дальнего зарубежья, которые на 40% дороже молдавской продукции», – поясняет директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Наибольшую активность на российском рынке сегодня проявляют производители Италии, Франции и Аргентины. Впрочем, В России же средняя цена бутылки такого вина составляет 150–200 рублей.

При этом, по прогнозам аналитиков, в текущем году в России может произойти существенный рост винного рынка – с 51,21 млн. декалитров в год до 75–76 млн. декалитров. «При этом импорт останется на прежнем уровне, а прирост произойдёт за счёт российских производителей. И это будет дешёвое вино, – констатирует Вадим Дробиз. – В этом состоит специфика нашего рынка: россияне сегодня в общей массе не хотят платить высокие цены за вино».

Но, по словам аналитика, наращивание производственных мощностей отечественными производителями едва ли будет поддержано российскими потребителями. Сегодня целый ряд российских производителей уже предпринял попытку штурма среднего ценового сегмента. Среди наиболее заметных компаний – «Фанагория», «Мысхако», «Шато ля Гран Восток», Миллеровский винзавод, «Кубань-вино» и другие. Продукция этих компаний сегодня продаётся в магазинах в сегменте от 150 до 400 рублей за бутылку.

Однако непопулярность отечественных вин аналитики объясняют жёсткой конкуренцией с поставками из-за рубежа. «В общей массе в этом ценовом сегменте имеют успех импортные вина, которые в магазинах в своих странах продаются в лучшем случае по 70–100 рублей в пересчёте на наши деньги. Однако уйдут годы на то, чтобы доказать этот факт российским потребителям», – констатирует Вадим Дробиз.

В целом же география импорта сегодня выглядит так: доля в импортном вине поставщиков из стран СНГ упала с 60% в 2005 году до 10% в первом квартале 2008-го. Доля группы бывших стран соцлагеря с 17% в 2005 году выросла до 30% в году текущем. Вина Старого Света выросли с 13,5% в 2005 году до 47% в 2008-м, Нового Света – с 4,7% в 2005-м до 10% в 2008 году. «В целом же произошло некоторое перераспределение в структуре рынка: у нас сегодня около 70% вина продаётся по цене ниже 100 рублей, при том что три года назад доля этого сегмента составляла 80%, – поясняет Вадим Дробиз. – При этом в ценовой сегмент 100–130 рублей за бутылку всё-таки удалось войти незначительной части российских производителей».

В результате подобной структуры отечественного рынка вина каких-либо критериев, по которым можно было бы выбрать действительно качественную продукцию, сегодня практически не существует.

В качестве иллюстрации данного тезиса приведу небольшую историю, случившуюся со мной. Объявив войну «пивному алкоголизму», ваш корреспондент как-то решила изменить свои потребительские предпочтения и купить недорогую бутылочку красного. В сетевом дискаунтере, расположенном в двух шагах от моего дома, мне удалось обнаружить вино урожая 1998 года (этот год считается особенно удачным для виноделов, поэтому вино, сделанное в 1998 году, ценится дороже) по цене …90 рублей за бутылку. Взяв на пробу одну бутылку (всякое может случиться: а вдруг подделка?), на следующий день я вернулась в магазин, чтобы пополнить домашний бар основательно: вино оказалось отменным. Единственное, что меня беспокоило: не догадаются ли ретейлеры повысить цену на столь качественный продукт? Но нет: вино по-прежнему даже не было выставлено на витрину, а пылилось в ящиках, которые стояли рядом со стеллажами.

Примечательно, что эта история вовсе не исключение, а скорее привычное состояние отечественного винного рынка. В противоположность можно было бы рассказать уйму баек о том, как купленная за несколько тысяч рублей в престижном винном бутике бутылка вина оказывалась подкрашенным уксусным напитком. «Сегодня ни цена, ни страна-производитель, ни место, где продаётся продукция, не могут служить гарантией качества вина», – подтверждает Вадим Дробиз.

Подобная ситуация вполне закономерна. Потребительские предпочтения молодых россиян сегодня оказываются на стороне пива и алкогольных коктейлей, рынок которых в последние годы демонстрирует устойчивый рост. Представители более старшего поколения отдают предпочтение водке или суррогатам – в зависимости от уровня доходов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.06.2008 11:14
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх