Страховая компания «Транснефти» - ООО «Страховое общество трубопроводного транспорта» («СОТ-Транс») - лишилась лицензии, сообщает Банк России. Причина тому – невыполнение лицензионных условий. «Данное решение принято в связи с отказом субъекта страхового дела от осуществления предусмотренной лицензиями деятельности», - поясняется в сообщении ЦБ.
Единственным участником ООО «СОТ-Транс» является АО «СК «Транснефть», в 1995 году страховая компания создавалась для имущественного и экологического страхования предприятий и организаций.
Впрочем, нарушение закона и взятых на себя обязательств стало, кажется, уже традицией ведения бизнеса одного из крупнейших российских нефтяных концернов. Так, в этом году разгорается очередной скандал с выплатой дивидендов за 2015 год. Напомним, что «Транснефть», по всей видимости, решила снизить выплаты дивидендов владельцам привилегированных акций (префов). Данная информация пока не подтверждена.
Пренебрежительное отношение к миноритарным акционерам сегодня смело можно назвать уже чуть ли не официальной политикой компаний. Так, в настоящее время в Арбитражном суде рассматривается дело инвестиционного фонда UCP против «Транснефть», связанное, опять же, с занижением выплат по префам по итогам 2013 года.
Интересно заметить, что серые схемы в дивидендной политике в «Транснефти» стали возможны во многом благодаря тому, что компания еще в 1999 году под шумок исключила из собственного Устава так называемый пункт о доплате. Положение, согласно которому, дивиденды по префам не могут быть ниже выплат по обыкновенным акциям. Кстати сказать, подобное правило – отнюдь не акт доброй воли компаний, но требование типового устава для всех акционерных обществ.
По какой причине «Транснефти», главным акционером которой является государство, сходит с рук столь вольное «редактирование» собственного Устава – загадка. Но факт остается фактом. Сегодня на официальном сайте компании можно найти только новую версию Устава: предыдущие редакции от 1998 года, 1999 года вы не найдете ни в базах данных, ни даже в Налоговой службе.
Вероятно, что прячут в «Транснефти» не только важные пункты из Устава, но и прибыль, - её попросту переписывают на дочерние структуры компании. Ведь благодаря этому можно пренебречь интересами и главного акционера – государства. Судите сами: по итогам 2015 года чистая прибыль головной компании «Транснефти» составила 13 млрд рублей, прибыль «дочек» - примерно 131 млрд, в 2014 – 12 млрд головной компании против 47 млрд у «дочек», в 2013 – 11 млрд и около 142 млрд рублей соответственно.
Но даже и с этой прибыли «Транснефть» не очень-то расщедрилась на дивиденды. По итогам 2015 года дивиденды, к примеру, «Газпрома» составили около 23% чистой прибыли по МСФО, Роснефти – 35%, Сбербанка – 20%, Транснефть едва ли дотянет до 9%.
И это при том, что еще в 2014 году президент Владимир Путин заявлял о том, что выплаты дивидендов для госкомпании должны составлять не менее 25% от чистой прибыли. Но, похоже, что комбинаторам из «Транснефти» ни закон, ни президент – не указ.