// // Почему женское творчество стоит в десятки раз дешевле

Почему женское творчество стоит в десятки раз дешевле

689

Зря рисуются

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В феврале на аукционе Christie’s была продана картина «После обеда» французской художницы Берты Моризо за рекордную сумму – почти 11 млн долларов. На данный момент это самое дорогое полотно, написанное женщиной, хотя в рейтинге всех художников картина не входит даже в первую десятку по стоимости. «Наша Версия» разбиралась, почему «женские» картины так мало стоят.

Самое дорогое полотно в мире – «No. 5, 1948» – принадлежит кисти Пола Джексона Поллока и было продано за 140 млн долларов. Но даже до 10-го места списка самых дорогих картин женским творениям далеко. Недавно 75-летний немецкий художник Георг Базелиц, входящий в число самых дорогих из ныне живущих, сделал скандальное заявление. По его словам, женщины не умеют рисовать, хотя именно они составляют основную массу учащихся художественных учебных заведений. «Никто из них, в сущности, не умеет рисовать, — заявил он. – Исключения, конечно, есть, но всё равно ни одна художница не достигла уровня Пикассо, Модильяни или Гогена. Они просто не проходят проверку рынком, а рынок, как всегда, прав».

Это высказывание хоть и вызвало громкий скандал, далеко не единственное. Несколько лет назад арт-критик Брайан Сьюэлл был не менее резок. «Ни одна женщина-художница не достойна звания великой. На арт-рынке нет никакого сексизма. Просто женщины — художники второго и третьего ранга. Первоклассных женщин-художниц вообще никогда не было. Только мужчина способен создать великое произведение искусства. В художественных училищах 50% или даже больше студентов — женщины. Однако в 28—30 лет они все «выгорают». Может быть, это как-то связано с рождением детей», – сказал он.

И всё же надо отметить, что постепенно цены на полотна женщин-художников растут. Долгое время предел за картины, написанные женщинами, составлял 4–6 млн долларов. А до 2004 года и вовсе не доходил и до миллиона долларов. Но в последние годы некоторые из них стали продаваться в пределах 10 миллионов. Так, в 2008 году картина «Цветы» российской авангардистки Натальи Гончаровой была куплена за 10,8 млн долларов. Вплоть до этого года Гончарова была самой дорогой художницей мира. Общая сумма 10 самых дорогих картин художницы составляет около 50 млн долларов.

Некоторые эксперты считают, что гендерный подход к оценке работ обусловлен вовсе не художественными особенностями, а историей: первые крупные аукционные дома появились в XVIII веке. В те времена женщины были в обществе на вторых ролях, ставки делались на художников-мужчин, эти традиции в художественном мире оказались сильны и на удивление живучи.

«Женщинам-художницам, чьи работы представлены на арт-рынке, приходится сталкиваться с предрассудками и дискриминацией, – считает известный арт-дилер Иван Вирт. – Из-за этого цены на их произведения в разы меньше, чем суммы, которых достигают работы художников-мужчин. Ценность произведений на рынке не должна определяться полом художника. И всё же на сегодняшнем рынке произведения женщин считаются дешёвым товаром».

Некоторые эксперты считают, что сверхдорогие произведения искусства покупают в большинстве своём бизнесмены мужского пола. И им нравятся в первую очередь художники-бизнесмены, такие как Уорхол, Хёрст, Кунс, — наверное, потому, что они напоминают им самих себя. Ещё одна причина неуспеха женщин на аукционах в том, что женщины обычно работают сами в отличие, например, от тех же Дэмьена Хёрста и Джеффа Кунса, на которых трудится целая фабрика ассистентов, беспрестанно штампующих картины и скульптуры. Если кому-то нужно, чтобы работы какого-то художника всё время повышались в цене, то ему следует постоянно поставлять всё новые и новые творения этого художника на аукционы. Для женщин-художниц такая ситуация не характерна.

Конечно, женщины-художницы на арт-рынке не достигли таких высот, как мужчины. Зато не каждый из художников может похвастаться тем, что его работы есть в самом известном и посещаемом музее мира – в Лувре. А вот работы русской художницы XIX века Марии Башкирцевой, не дожившей до 25 лет, там есть. Не меньшие достижения у немецкой художницы Анжелики Кауфман. В 1765 году её приняли в члены Академии св. Луки. А спустя три года Анжелика стала ещё и членом Французской и Британской королевских академий, куда принимали только самых достойных. Кстати, до того времени туда не смогла попасть ни одна женщина. Выполненный Анжеликой портрет Гёте, с которым она познакомилась в Риме, считается одной из лучших работ.

Опубликовано:
Отредактировано: 27.02.2013 15:30
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх