// // Почему за 25 лет Индия так и не сумела провести реальных реформ

Почему за 25 лет Индия так и не сумела провести реальных реформ

1009

Остановить идею, время которой пришло

Почему за 25 лет Индия так и не сумела провести реальных реформ
В разделе

26 июля 1991 года Манмохан Сингх (тогда возглавлявший Минфин, а затем в течение 10 лет руководивший правительством) обратился к парламенту с призывом преобразить Индию. С той речи, в общих чертах обрисовывавшей первый бюджет избранного правительства под руководством премьер-министра Нарасимха Рао, началось путешествие Индии по волнам экономических реформ, с целью ухода от социалистического стиля управления в частном секторе.

Быстрее остальных

Четверть века спустя многое изменилось. Индия, после того как над ней издевались за ее «индуистские темпы роста», стала наиболее быстро растущей экономикой в мире. В стране рост ВВП на душу населения составляет немногим более 1% в год. Ее экономический ландшафт был полностью изменен; это уже не аграрная экономика, которой она была в 1991 году. Граждане, пережившие десятилетия от «серой изоляции» до «либерализации», чувствуют, что живут в совершенно другой стране.

Однако, к сожалению, одно так и осталось неизменным с 1991 года: Индия по-прежнему демонстрирует результат ниже ожидаемого. Быстро развиваться в период глобального роста, как это делал Китай в течение многих десятилетий, это одно, а расти немного быстрее остальных, когда мировая экономика переживает спад, это достижение совершенно иного рода.

Показатели роста Индии могут исчисляться в двузначных цифрах, но даже сегодня он сдерживается. Ни одно правительство так и не продемонстрировало полной приверженности процессу реформ, который начал Манмохан Сингх. Ни один индийский лидер, даже сам Сингх во время своего пребывания на посту премьер-министра, не пытался донести до индийских избирателей, почему экономическая свобода, которая, казалось, находится в пределах досягаемости, так важна, и как она может изменить их жизнь. Таким образом реформы реализуются не полностью.

Правда, при сменявших друг друга с 1991 года правительствах внешняя торговля была в значительной степени либерализована; проведена умеренная налоговая реформа; созданы эффективные регулирующие органы. Вне зависимости от политической ориентации партии власти, проводились некоторые дружественные для рынка реформы.

Но все эти реформы «постепенные» - это слово пользуется особой популярностью у политиков в Индии, когда они описывают невысокие темпы своей программы либерализации. Каждое правительство уклонилось от встряски тех сфер экономики, которые считаются «политически чувствительными».

Семена проблем

Например, сельское хозяйство. Несмотря на огромную производительность этого сектора в Индии, изменения его фактически не коснулись. Фермеры до сих пор не могут свободно продавать свою землю, а правительство жестко контролирует сбыт продукции. Фабриканты до сих пор вынуждены соблюдать десятки бюрократических правил, большинство из которых являются пережитками социалистического прошлого. Индия находится на пороге финансового кризиса из-за неграмотной кредитной политики со стороны банков, контролируемых государством, которые ни одно правительство не осмелились приватизировать.

Семена этих проблем были посеяны в конце прошлого века. В то время как проект реформ, представленный Сингхом в 1991 году, был триумфом во многих отношениях – он упростил промышленные лицензионные правила, освобождая производителей и потребителей – они так и не продвинулись достаточно далеко вперед. Премьер-министр Рао не отличался идеологической близостью к свободному рыночному либерализму. Его правительство начало процесс либерализации потому, что у него не было выбора, а десять лет расточительства привели Индию к платежному кризису, который толкал ее к дефолту.

Большинство индийских политиков не стремились к глобальным изменениям, предпочитая вместо этого «реформы украдкой».

Преимущества большей экономической свободы и открытости - которые позволили бы сотням миллионов людей выйти из-за черты бедности в Индии - очевидны. Однако даже премьер-министр Нарендра Моди, который обещал победить бюрократию, впоследствии постоянно напоминал о сопутствующих политических издержках.

Таким образом, с 1991 года процесс изменений в Индии остается неполным. Если бы в полном объемы были проведены структурные реформы, то индийская промышленность приобрела гибкость и динамичность, необходимые для сохранения конкурентоспособности в современном мире. Вместо этого правительство продолжает контролировать и вмешиваться в работу рынков, в результате чего Индия стала, как это ни парадоксально, крайне бедной, дорогостоящей экономикой.

К речи, произнесенной в 1991 году Манмоханом Сингхом, отлично подошли бы слова Виктора Гюго: «Никакая сила на земле не может остановить идею, время которой пришло».

К сожалению, если либеральная экономика была этой идеей, то прошедшие 25 лет демонстрируют, что индийские политики смогли ее остановить.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.08.2016 13:00
Копировать текст статьи
Комментарии 1
  • Виталий Малевич 19.08.2016 13:36

    Улюкаева им нужно отправить

Еще на сайте
Наверх